на главную страницу

13 Апреля 2010 года

Тема номера

Вторник

Глобальный ответ
на глобальную угрозу

Вадим МАРКУШИН.



Президент России Дмитрий Медведев отправился в пятидневное турне в Северную и Южную Америку. Глава государства посетит США, Аргентину и Бразилию. Он примет участие в двух саммитах - по глобальной ядерной безопасности в Вашингтоне и лидеров БРИК в Бразилиа.


     Вашингтонский саммит собирает руководителей государств и правительств 47 стран, а также ООН, МАГАТЭ и Евросоюза. Он проводится в развитие инициативы президента США Барака Обамы, озвученной в Праге в апреле прошлого года. Первая же такая встреча на высшем уровне (она проходила в формате «большой восьмерки») имела место в апреле 1996 года в Москве. То была инициатива российской стороны.
     Торжественное открытие встречи в верхах в американской столице запланировано на 17 часов по местному времени (в Москве уже будет час ночи вторника). За рабочим ужином главы делегаций попытаются прийти к единому мнению в оценке масштабов угрозы ядерного распространения и ядерного терроризма в современном мире. Это будет главная тема саммита, его первая часть, сообщает ИТАР-ТАСС.
     Высказываясь по этому поводу, Барак Обама заметил, что террористы в случае получения ядерного оружия «без каких-либо угрызений совести» пустят его в ход. Такая перспектива способна «изменить ландшафт безопасности во всем мире на годы вперед», предупредил хозяин Белого дома. Поэтому, считает он, ориентиром для саммита должно стать то, чтобы «поставить мировое сообщество на путь движения, при котором можно обеспечить безопасность ядерных материалов в совершенно конкретные сроки и при наличии детального плана работы».
     Во второй день президенты и премьеры сосредоточат свое внимание на совместных усилиях по обеспечению ядерной безопасности, а также рассмотрят в этом плане роль МАГАТЭ. Дискуссии на всех мероприятиях будут проходить в закрытом для прессы режиме.
     Общая задача саммита сформулирована так: помочь мировому сообществу усилить сохранность и безопасность ядерных материалов, не допустить попадания в руки тех, кто способен использовать их в террористических или иных преступных целях. На заключительной сессии предметом рассмотрения станут международные механизмы отражения угроз. Они включают две профильные конвенции - о физической защите ядерного материала и о борьбе с актами ядерного терроризма. Последняя была принята в ООН в 2005 году по инициативе России. Она пока еще не вступила в силу, поскольку не ратифицирована достаточным числом стран. В американской столице планируется придать ускорение и этому процессу.
     Как поведал журналистам помощник Президента РФ Сергей Приходько, по итогам переговоров предполагается принять два документа. Первый - коммюнике об общих принципах и направлениях сотрудничества в сфере ядерной безопасности. Второй документ (технический) будет содержать перечень конкретных мер рекомендательного характера для государств - участников саммита.
     Встречаясь с представителями СМИ накануне саммита, заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Роудс старался подчеркнуть, что вашингтонский форум является «беспрецедентным событием» и что «принципиально важно его рассматривать как отправную точку в процессе устранения опаснейшей угрозы ядерного терроризма».
     Между тем многие СМИ обратили внимание на воскресное заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон, в котором она выразила надежду на сотрудничество с Россией в области противоракетной обороны. Это желание главы американской дипломатии мотивировано тем, что, по ее словам, Вашингтон «не видит ядерной угрозы со стороны России».
     Еще один момент, ставший темой многих журналистских комментариев, связан с отказом от личного участия в вашингтонском саммите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Дело тут, как полагают, не только в охлаждении американо-израильских отношений на почве разногласий по проблеме строительства жилья для израильтян на оккупированных палестинских территориях, особенно в Иерусалиме, но и в поступивших в прессу сведениях о том, что Турция и Египет собираются на встречах в Вашингтоне поднять вопрос о наличии ядерного оружия у Израиля.
     Факт этот израильское руководство, как известно, никогда не подтверждало. Но и не отрицало. По разным оценкам, ядерный потенциал Израиля вполне достаточен, чтобы держать под напряжением весь регион Большого Ближнего Востока. В американских неправительственных организациях, отслеживающих состояние режима нераспространения, считают, что Израиль располагает примерно 80 ядерными боезарядами разной мощности.
     В настоящее время, помимо Израиля, еще три страны считают себя свободными от ДНЯО. Это Индия, Пакистан и Северная Корея.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex