на главную страницу

14 Апреля 2010 года

Армия и общество

Среда

Незабываемый марафон «Ямала»

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



     
Награда из рук президента

     Это была поистине завораживающая картина. Восемь больших десантных кораблей двумя волнами подходили к побережью. В первой волне – три балтийских и один североморский корабль. Во второй – три черноморских: «Ямал», «Новочеркасск», «Азов» и североморский «Александр Отраковский». Главная задача, стоящая перед ними, – высадка морского десанта на необорудованное побережье.
     - Мы шли в строю фронта, – вспоминает командир БДК «Ямал» капитан 2 ранга Александр Кононенко,- очень важно было выдержать строго заданную дистанцию между кораблями, чтобы они не мешали друг другу и в то же время не «рассыпались»...
     О том, как все получилось, могло судить не только высшее руководство страны во главе с Верховным Главнокомандующим Дмитрием Медведевым, но и миллионы телезрителей центральных каналов. А вышло все блестяще. Корабли, не доходя до берега четыре кабельтова, по опущенным аппарелям выпустили бронетехнику на плав. Примерно 700 метров бронированная армада, ощетинившись стволами, вплавь шла к балтийскому берегу, по которому уже поработали и авиация, и корабли охранения и огневой поддержки, уничтожая «противника» на всей глубине его обороны. Морские тральщики обеспечивали безопасный подход кораблей к побережью, сторожевые корабли, эсминцы, ракетные катера подавляли своим огнем оставшиеся «в живых» огневые точки «противника». Все это делалось для высадки морского десанта. И десантники не подкачали.
     Легко смотреть на панораму боя с командного пункта, наблюдательной вышки, откуда хорошо видны все шероховатости и погрешности. Куда труднее не подкачать в одном из центральных эпизодов оперативно-стратегического учения. Тем приятнее осознавать, что этот экзамен черноморские БДК выдержали с честью. В том числе и «Ямал», с аппарели которого на плав вышел десяток единиц бронетехники. В общем «оркестре» этот стальной кулак играл свою «партию» под руководством заместителя командира десантно-штурмового батальона (ДШБ) майора Олега Тычинского, оказавшегося, надо отметить, умелым «дирижером». А его непосредственный начальник – командир ДШБ майор Дмитрий Петух «дирижировал» «броней» на БДК «Азов»...
     Об итогах учения говорят общая высокая оценка и награды, которые вручил военнослужащим лично Президент России сразу после завершения баталии. В числе двух награжденных черноморцев оказался и командир БЧ-2-3 БДК «Ямал» капитан-лейтенант Виктор Степаницын. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени он получил из рук главы государства.
     
И семь напряженных тренировок

     Экипаж «Ямала» и подразделение морпехов майора Тычинского действовали четко, слаженно, в едином ключе. Как, впрочем, и другие экипажи. А секрет такой слаженности и мастерства прост: огромный и напряженный ратный труд. Достаточно сказать, что высадке, за которой наблюдало высшее руководство страны, предшествовало семь тренировок. Причем это были не показушные мероприятия, а тщательно спланированная, хорошо продуманная и разноплановая боевая учеба. В ней принимали участие не только БДК трех флотов, но и корабли разных классов Балтийского флота, начиная с ракетных катеров и заканчивая эсминцами. Были очень серьезный тактический фон и многоэлементная боевая учеба.
     И что примечательно, в группе черноморских БДК все ладилось буквально с первой тренировки. Очевидно, потому, что эта троица ко времени прибытия в Балтийск отмерила тысячи миль, совершая межфлотский переход. То были трудные этапы боевой учебы, которые не могли не дать результата. Экипажи пришли по-настоящему сплаванными.
     
Встретили хлебом-солью

     Итак, задача крупномасштабного учения была успешно выполнена, но испытания для «Ямала» не закончились. Его экипажу и морским пехотинцам предстоял не только новый межфлотский переход, но и длительная боевая служба в Средиземном море. Правда, с передышкой в сирийском порту Тартус. Поход в общей сложности длился чуть менее полугода! В новейшей истории Черноморского флота боевые корабли столь длительных походов и с такими задачами не совершали. Ушли 2 августа прошлого года, а вернулись в конце января нынешнего. И встречали экипаж с почетом, хлебом-солью. На причале были начальник штаба ЧФ вице-адмирал Александр Троян, начальник береговых войск флота генерал-майор Александр Остриков, другие должностные лица, военный оркестр, жены моряков.
     Когда я попросил командира «Ямала» капитана 2 ранга Кононенко назвать отличившихся, он однозначно ответил: «Все! Не хочу кого-то выделять. Каждый на своем месте вносил лепту в успех общего дела».
     Офицеры корабля не без гордости отметили: за последние 13 месяцев девять кораблей находились в море. И за это время отмерили почти 21.000 миль. Получается, без малого обогнули земной шар. Таких показателей нет ни у одного корабля ЧФ.
     Командир же БЧ-1 старший лейтенант Евгений Драников был по-штурмански точен: за поход БДК «накрутил» 13.513 миль, а за 2009 год – 19.692 мили.
     Что такое быть так долго вдали от родного берега, от семьи, родных и близких, знают, наверное, только моряки и их жены, дети. Тут одно испытание разлукой чего стоит. Не считая всего остального. Можно себе представить, как устал экипаж после полугодовой боевой службы, ратной учебы в море. Но ни один из них, начиная с командира и заканчивая контрактниками, не посетовал на трудности или усталость. Более того, экипаж работал «аки пчелки», сдавая курсовую задачу, которую принимал штаб флота. А это серьезная проверка. Получалось, что вместо послепоходового отдыха вновь «пахота». Впрочем, на легкую жизнь в экипаже и не рассчитывают. Уныния на лицах моряков я не видел. Глядя на своего командира, они трудились засучив рукава. А сам Кононенко виделся ну просто семижильным. По всему было видно: человек железной воли.
     
Военная косточка

     Где, в чем черпал силы этот офицер? Выяснилось, что его дед Григорий Иванович был военным летчиком, бомбил фашистские объекты. Дошел, точнее, долетел до самого Берлина и участвовал в его штурме. За годы Великой Отечественной войны получил несколько боевых наград. Не раз рисковал жизнью. Разве ему было легко?!
     Отец Александра, капитан 1 ранга в отставке Борис Григорьевич Кононенко, прошел трудную корабельную службу и завершил ее в должности главного инженера-механика технического управления ЧФ. О том, как служил, говорят орден Красной Звезды и другие награды. Ему ведь тоже было ох как нелегко. Когда уходил на службу, сын еще спал. Приходил со службы – сын уже спал. Так что Кононенко из династии военных, где не было слабаков. И в своих корнях, в примерах деда и отца черпал силы. О таких говорят: военная косточка.
     Свое первое жизненное испытание он выдержал еще в курсантские годы, когда поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. Развал Советского Союза ударил флоторазделом и по училищу, которое отошло украинскому флоту. И курсант Кононенко, родившийся в Ленинграде и мысливший себя только в российском флоте, вследствие этого оказался уволенным в запас. Но велико было желание стать офицером. Он сумел восстановиться и окончил Калининградское ВВМУ, не изменив своей мечте. А затем уже лейтенантом вернулся в Севастополь, начал службу на Черноморском флоте в качестве командира зенитно-ракетной батареи сторожевого корабля «Сметливый». Вскоре был переведен командиром группы на БПК «Керчь», затем помощником командира на БПК «Очаков». А вот после окончания высших офицерских классов Александр прочно осел на больших десантных кораблях, пройдя должности старпома на «Азове», «Орске», «Цезаре Куникове», прежде чем в июле 2007 года стал на командирский мостик «Ямала», сменив там капитана 1 ранга Игоря Гавриша, поистине талантливого командира, мастерство швартовок которого не единожды восхищало моряков разных стран.
     
Удержаться на вершине

     Гавриш вывел корабль из консервации, поднял экипаж на высокий уровень, заключил договор о шефстве с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Юрием Нееловым. Шефы очень помогли в трудные времена расконсервации корабля, когда дефицит всего и вся душил черноморцев. Продолжается эта дружба и теперь, когда хозяином мостика стал Кононенко.
     Верно сказано: тяжело взойти на вершину. Но разве легче удержаться на ней? А именно такую задачу поставил себе и подчиненным Александр Кононенко. И, похоже, экипажу это удается. О том говорят конкретные и реальные дела, награды офицеров, благодарности от Верховного Главнокомандующего. Их прибавилось за этот дальний поход. Как и гербов, сувениров в кают-компании, где собраны свидетельства встреч и совместной боевой учебы с кораблями других флотов.
     Впрочем, в активе командира не только этот нелегкий дальний поход. Чего стоит участие в операции по принуждению Грузии к миру! Такое не забывается.
     
«За заслуги перед Отечеством»

     ...Тревожный сигнал в одночасье оторвал корабль от причала и без промедлений погнал в Новороссийск. Вот она, реальная проверка боеготовности, где не было условностей и которую успешно прошел экипаж. 8 августа 2008 года БДК вышел в море, а 9-го прибыл в Новороссийск, где сразу начал погрузку подразделений дивизии воздушных десантников. Уже 10 августа «Ямал» доставил десант в район Сухума и присоединился к другим участникам «морского заслона». Шла война, лилась кровь. Нужно было положить конец беспределу. Думаю, говорить об экстремальности ситуации излишне. А вот о результатах участия БДК «Ямал» в тех событиях сказать необходимо. Все, что предписывалось экипажу корабля, он выполнил на 100 процентов. По итогам операции капитана 2 ранга Кононенко наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами. Еще одним испытанием того года стал поход в Средиземное море, где корабль выполнял военно-дипломатическую миссию, заходя в порты Греции Керкиру, Пилос, Пирей и Суда. «Ямал» сумел достойно представить Россию в иностранных портах, укрепив ее международный авторитет.
     А в 2009 году – участие в крупном учении «Кавказ-2009». И как итог – благодарность от командующего группировкой сил. Кстати, в каюте Кононенко я увидел эти самые благодарности и от Верховного Главнокомандующего, и от других должностных лиц.
     
Командир силен экипажем

     ...В каюту командира валом валил народ. Кого-то он вызывал сам, кто-то прибывал для решения неотложных дел. И у всех «срочняк». Тут только успевай вникать в обстановку, принимать решения и отдавать указания, не забывая потом проверить их исполнение. Примерно в таком же жестком режиме работал и старший помощник командира капитан 3 ранга Александр Серебров. Помню его еще по совместному походу в Средиземку, когда он был младшим офицером и, кроме своих штатных обязанностей, успешно справлялся с ролью переводчика в иностранном порту. По этой причине именно его кандидатуру утвердили на роль наблюдателя на иностранный корабль, который участвовал в совместном российско-итальянском учении «Иониекс». Знание английского языка для флотского офицера – особое преимущество.
     Впрочем, это далеко не единственное достоинство офицера. Главное, что он профессионал. Участвуя в операции по принуждению Грузии к миру в качестве командира ракетно-артиллерийской боевой части БДК «Цезарь Куников» (а корабль выполнял роль флагмана группировки сил в море), Серебров за умелые и грамотные действия был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами. Вскоре после этого его повысили в должности: назначили старшим помощником командира «Ямала».
     Офицер – участник нескольких дальних походов, имеет опыт боевых служб на двух кораблях. Вот и после возвращения из похода, глядя на него, не мог отрешиться от ощущения, что на корабле не один, а два или даже три Серебровых, настолько он был вездесущ и подвижен. Чувствовалось, свою старпомовскую лямку он тянет на совесть, что называется, по полной.
     Самых добрых слов заслуживает и командир электромеханической боевой части «Ямала», специалист 1-го класса капитан 3 ранга Александр Сазанков. В должности командира БЧ-5 он уже четыре года и за это время в полной мере освоил свое обширное хозяйство (а это, по сути дела, весь корабль) и подчиненных знает как собственную семью. Их профессионализм проверен морем. Чего стоит, например, старшина моторной команды мичман Андрей Олешко. Мастер военного дела, он свой богатый опыт охотно передает контрактнику главному старшине Николаю Усачеву. Вместе со старшиной трюмно-котельной команды мичманом Мхитаром Агаханяном они осуществили 18 заправок топливом, водой и маслом от танкеров «Лена» и «Иман». А еще вместе с другими специалистами ремонтировали компрессоры, рефкамеру. Что-то в море отлаживали собственными силами, а более серьезные работы произвели совместно со специалистами плавмастерской
     ПМ-56 в сирийском порту Тартус. Главное, что корабль был все время на ходу и весь поход прошел без аварий и серьезных поломок.
     Как о высоком профессионале отозвался Кононенко о командире БЧ-4-7 капитан-лейтенанте Владимире Евченко, выпускнике Балтийского высшего военно-морского института имени Ф. Ушакова. Несмотря на огромную географию плавания, связь весь поход была надежной и устойчивой. Как и работа радиолокационных и навигационных станций. Вполне зрелым и соответствующим должности показал себя Владимир Евченко.
     Поход был столь долгим, что замену воинов по призыву, выслуживших годичный срок, производили в море, куда на ПМ-138 доставили вместо них молодое пополнение. А 24 возмужавших моряка отправились к родным берегам, чтобы убыть на «гражданку». Лучшим из них, в числе которых старший матрос Сергей Атаман, матросы Артем Челышев, Федор Якунин, командир корабля высказал особую благодарность за службу. Прибывшая же молодежь во время возвращения БДК в Севастополь прошла оморячивание, получила хорошие практические навыки, влилась в экипаж.
     Мое первое послепоходовое посещение корабля было недолгим в силу огромной занятости командира и всего экипажа, державшего экзамен перед штабом флота. Пришлось наведаться во второй раз. Правда, к тому времени командир БДК получил заслуженный отпуск и смог уделить внимание семье после долгой разлуки. Могу себе представить, как были рады супруга Олеся и 13-летний Никита! А годовалый Арсений наконец-то увидел папу не на фотографии, а вживую.
     Впрочем, ритм жизни на корабле был все так же стремителен и насыщен. Только теперь на время отпуска Кононенко «первую скрипку» в экипаже играл энергичный старпом.
     На снимках: БДК «Ямал» и его командир капитан 2 ранга Кононенко.
     


     Пасякин Владимир Михайлович окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища и редакторское отделение Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне Военный университет). Проходил службу в газете Ленинградской военно-морской базы, затем в качестве старшего постоянного корреспондента газеты «Красная звезда» по Черноморскому флоту. Участник многих флотских учений и дальних походов в Средиземное море на кораблях и судах Черноморского флота.
     Адрес корпункта: г. Севастополь, ул. Мокроусова, д. 5, в редакции газеты «Флаг Родины», тел. в Севастополе:1038-0692-54-21-55.







Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex