4 апреля авиаторы Тихоокеанского флота отметили свой профессиональный праздник. Именно в этот день 78 лет назад в Дальневосточном регионе были сформированы бригада тяжелых бомбардировщиков и две разведывательные эскадрильи.
Боевое крещение морская авиация на Тихом океане получила в 1938 году в боях с японскими милитаристами у озера Хасан, а к началу войны с Японией в августе 1945-го ВВС ТОФ имели в боевом составе полторы тысячи самолетов. При этом одной из главных задач летчиков было обеспечение морских десантных операций.
Как рассказывали ветераны Тихоокеанского флота, расцвет флотской авиации пришелся на середину 80-х годов прошлого столетия. В тот период общий самолетный и вертолетный парк ВВС составлял более 600 единиц с разветвленной сетью базирования на Камчатке, Сахалине, в Хабаровском и Приморском краях, во вьетнамском порту Камрань. Гордостью флота в те годы были авианосцы «Минск» и «Новороссийск», которые регулярно несли боевую службу в Мировом океане.
По словам офицеров, с кем не раз беседовал о проблемах морской авиации во время учений или дальних походов на борту больших противолодочных кораблей, гвардейского ракетного крейсера «Варяг», после упадка 1990-х обстановка постепенно стабилизировалась. Авиаполки уже который год кряду достаточно ритмично обеспечиваются топливом, а значит, летный состав чаще поднимается в воздух. Среди основных задач, как и прежде, - разведка погоды, поиск и «уничтожение» подводных лодок в ходе учений, спасение космических кораблей и гражданских судов, терпящих бедствие. К этому в последнее время прибавилась горячая работа в зоне Африканского Рога, куда недавно ушел четвертый отряд кораблей ТОФ, чтобы противостоять местным морским пиратам, обеспечивать безопасность гражданского судоходства у берегов Сомали.
- В Аденском заливе мы воспользовались новый тактикой, активнее привлекая для решения поставленных перед нами задач корабельную авиацию, - рассказывал по возвращении во Владивосток участник первого такого похода в Индийский океан, командир большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» капитан 1 ранга Петр Подкопайло. - Там именно благодаря господству в воздухе удалось придать новый импульс борьбе с пиратством. Летать приходилось и днем и ночью. Во время проводки конвоев экипажи наших вертолетов провели в воздухе 85 часов, контролируя акваторию, ведя разведку на опасных направлениях и останавливая подозрительные плавсредства. На борту К-27 находились и группы антитеррористической деятельности, которые вели огонь по пиратским посудинам. «Крылышки» там здорово поработали благодаря тому, что пилотами были первоклассные летчики-инструкторы полковник Игорь Шлыков и подполковник Александр Воронин. К примеру, был случай, когда пришлось поднять вертолеты в воздух по тревоге: мы получили сообщение о нападении трех пиратских судов на нидерландский контейнеровоз «Нэдмолд Баренс». Только благодаря предупредительному огню с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег, сдали йеменским властям.
Кстати, после того похода полковник Шлыков в качестве поощрения за боевой труд получил из рук командующего ТОФ ордер на квартиру во Владивостоке, а вскоре принял должность начальника отдела боевой подготовки ВВС и ПВО Тихоокеанского флота.
В 2008 году наша морская авиация возродила после длительного «затишья» океанские полеты. Первыми в ту весну выполнили их на тяжелых противолодочных самолетах Ту-142 командир эскадрильи подполковник Михаил Юров и командир отряда майор Александр Климов. В тот же период началась более интенсивная подготовка молодых экипажей: в каждом полку проводили по две летные смены в неделю. Да, «хромала» готовность авиационной техники - многие летательные аппараты попросту устарели, не хватало запасных частей. При этом надолго затягивалось выполнение заявок на заводы для работ специалистов по продлению ресурса техники. В результате многие самолеты или вертолеты, выработавшие свой срок эксплуатации, простаивали.
В тот непростой для морской авиации год дела начальника ВВС и ПВО ТОФ принял заслуженный военный летчик полковник Альберт Нуретдинов. Он сосредоточил усилия на этих проблемах, добиваясь, чтобы летали не только командиры и инструкторы, но и молодые офицеры. Размышляя о состоянии авиационной техники, Альберт Гейнетзянович высказал пожелание, какую бы авиацию он хотел видеть уже в ближайшей перспективе:
- Нам просто необходимы многоцелевые самолеты с умной «начинкой» внутри, чтобы не выходить на визуальный контакт с потенциальным противником. Ведь в бою это будет невозможно. И такие чудо-самолеты, знаю, уже разрабатываются в российских конструкторских бюро. Надеюсь, со временем они поступят к нам на вооружение.
Особенностью минувшего года стало реформирование всех летных и обеспечивающих их частей. Прошли преобразования и в штабе ВВС и ПВО ТОФ. С апреля 2009 года командный состав был заметно сокращен, появилось управление морской авиации Тихоокеанского флота. С 1 июня все подведомственные ему части переформировали в авиабазы. В состав каждой из них вошли летный полк или эскадрилья, подразделения обеспечения.
Но при этом не стали второстепенными задачи боевой службы и боевого дежурства, подготовка молодых пилотов к полетам в простых и сложных погодных условиях. Эта работа активно велась в противолодочном полку под командованием полковника Александра Козака, в отдельной транспортной эскадрилье подполковника Владимира Арбузова, в истребительном полку полковника Александра Конистяпина, в смешанном полку полковника Анатолия Неклюдова. Другое дело, что в силу различных обстоятельств не все получалось. Так, лучшие авиаторы вертолетной эскадрильи - тот же подполковник Александр Воронин, подполковник Александр Ковальчук, полковник Игорь Шлыков, майор Александр Данила - трижды уходили вместе с отрядами кораблей ТОФ в дальние походы, а с лейтенантами, выпускниками летных училищ, подчас некому было заниматься.
- Среди лучших авиаторов, несомненно, наша транспортная эскадрилья, - рассказывал полковник Альберт Нуретдинов. - Эти самолеты вылетали на десантирование морской пехоты, перевозили пассажиров и грузы, искали людей, терпящих бедствие в море. Например, для кораблей, которые готовились в походы, требовались запасные части, так за ними приходилось летать за Урал. Эту задачу семь раз успешно выполнил экипаж Ан-12 майора Игоря Бурмистрова, став своеобразным рекордсменом по налету за год - почти 400 часов! Напряженно работали и экипажи под командованием других летчиков 1-го класса - подполковника Георгия Гроссу, майоров Вячеслава Сторожука, Анатолия Бардакова, Владимира Юрасова.
Заметны успехи камчатцев. В прошлом году истребительный полк пополнился несколькими новыми модернизированными самолетами МиГ-31. А по итогам боевой подготовки эскадрилья под командованием первоклассного летчика подполковника Аркадия Булдакова признана лучшей в авиации ВМФ по ведению воздушного боя, она награждена призом главнокомандующего Военно-морским флотом.
Недавно должностные дела начальника управления морской авиации ТОФ принял летчик-снайпер полковник Петр Киселев. До этого Петр Анатольевич возглавлял штаб авиации Северного флота. И, по его мнению, пока не хватает новой техники, придется ремонтировать старый парк самолетов и на них выполнять все задачи.
- Наш главком требует, чтобы каждый летчик имел налет в год не менее 100 часов, - говорит полковник Киселев. - Эта цель стоит сегодня перед авиабазами, и мы обязаны ее достичь. Тем более что топлива ныне хватает, выделяются определенные средства на приобретение запасных частей для летательных аппаратов. Да, не решена пока проблема с инструкторским составом. Думаю, чтобы успешно решать ее, необходимо максимально сохранить сейчас опытные летные кадры, интенсивнее готовить молодую смену, в том числе пополнение из летных училищ. И мы по возможности сохраняем в коллективах старую гвардию: продлена служба в противолодочном полку опытнейшему инструктору подполковнику Рахимзяну Исрафилову, в транспортной эскадрилье - подполковнику Георгию Гроссу, другим авиаторам. Сегодня нашим отделам боевой подготовки и штурманскому поставлена задача отслеживать профессиональный рост каждого приходящего к нам лейтенанта, помогать ему скорее «становиться на крыло». Они должны с помощью опытных наставников больше летать, а не только нести дежурство или патрульную службу на аэродроме.
В этом году авиаторы-тихоокеанцы завершат реформирование летных и обеспечивающих частей в авиабазы. По-прежнему они будут выполнять задачи боевой службы в зоне Африканского Рога. Сегодня там в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота действует и авиагруппа под командованием старшего инспектора-летчика отдела боевой подготовки управления морской авиации ТОФ подполковника Александра Ковальчука, неоднократного участника дальних походов. Серьезным экзаменом для морской авиации станет ее участие в крупномасштабных учениях «Восток-2010».
На снимках: Ка-27 заходит на посадку на борт гвардейского ракетного крейсера «Варяг»; авиаторы на вертолетной площадке БПК после учения в море; штурман майор Юрий ИГНАТЬЕВ (справа) награжден орденом «За военные заслуги» по итогам боевой работы у берегов Сомали; возрождаем океанские полеты.