на главную страницу

14 Апреля 2010 года

Искусство и политика

Среда

Самураи технотронного века

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Древний Восток и ультрасовременность, затаенная обида за исторические промахи и неутолимое желание реванша, самурайское презрение к смерти и завидное японское долголетие – все это есть в японском аниме. Авторы статей об этом феномене Роман Багдасаров и Артем Сериков пишут, что его справедливо было бы назвать «искусством быстрого реагирования», имея в виду доступный язык улицы и в то же время «ценностную идеологическую начинку». Пожалуй, с этим вполне можно согласиться.

     Давно не секрет, что Япония всерьез «больна» мифами и легендами. Народ погружается в сказочное героическое прошлое, фантастическим образом переплетенное с современностью. Аниме-сериалы делают свое дело. Молодежь, взрослея, сохраняет в воспаленном сознании священные образы переработанного с помощью высокой мультипликационной технологии национального эпоса. «Поставленная на место» и униженная в 1945-м Страна восходящего солнца вновь хочет обрести то, что именуется боевым духом.
     Для внимательного и разборчивого зрителя американский оригинал выглядывает из мелькающих кадров аниме откровенно, без всякой маскировки. Чего уж притворяться, коль всему свету знакомы летающие супермены и хитроумные роботы. Тем не менее японский конвейер нарисованных гениев и сверхчеловеков совсем не прост в своей вторичности, он гонит продукт, безусловно, окрашенный национальными красками. Часто диснеевские штампы даже уступают японским аналогам по части изобретательности и психологического эффекта.
     А уж если речь идет о конфликте с Америкой, то и сам японский бог велит воплощать на экране замыслы максимально изощренно и с основательными экономическими преамбулами. А главное – все в данном контексте похоже на реальность, во всем злоба дня, зеркальное отражение текущей строки мировой повестки дня.
     США оказались на пороге горячей войны с Японией. Мыслимо ли? А почему, собственно, нет? Чем Япония хуже или лучше тех, кого всесильная американская машина наказания уже привела в чувство? Ничем не лучше и не хуже. И коль Америке вновь нужно сконцентрировать свои вожделения на Японских островах, она это делает с такой же решимостью защитить национальные интересы, с какой это было продемонстрировано испуганному миру в августе 1945-го.
     Своеобразие текущего момента, конечно, налицо. События развиваются так, как они развиваются в типичных условиях окружающего нас мира. Поначалу янки объявляют Японии экономическую блокаду, пытаясь довести страну, как говорится, «до ручки». То есть до проявления недовольства миллионов обывателей, волнений, беспорядков, революционной ситуации. Происходит утрата страной ее знаменитого облика преуспевающего труженика. Моральное разложение, деградация, всплеск потребительского эгоизма.
     На этом мрачном фоне возникает философ, стратег, спаситель нации – Нишида. Вокруг него группируются лучшие силы ученых, силовиков, просто патриотов. Не желая быть созерцателем национального позора, Нишида ослепляет себя. Столь самоотверженный шаг возвышает его, делает сильным духовно. Внутренне преображаются и соратники. Они готовы на великий подвиг во имя победы над врагом. Народ идет за своей новой элитой, принимая план экономического самоубийства. Поворот, что называется, ключевой, определяющий развитие сюжетной линии по героико-эпическому проекту.
     Короче говоря, Япония умышленно разрушает свой финансовый рынок, чем провоцирует экономический спад глобального масштаба. Узнаваемая ситуация. «Реакционные круги» США расценивают такое действо как дерзкий вызов себе. Партия войны взбешена. Ее не может приструнить даже политически гибкий и стратегически дальнозоркий глава государства. Вот-вот грянет гром большого военного столкновения.
     Но гром не грянул. Вашингтон все же пошел на уступки, сочтя, что жить в мире, пусть даже сложном и напряженном, лучше, чем воевать. Таким образом, здравый рассудок берет верх над амбициями мирового полицмейстера и судьи в одном лице. Этот момент истины опять же украшает поступок Нишады. Вслед за решением президента США удовлетворить требования Японии ее национальный лидер снимает их.
     Таким образом, мы наблюдаем торжество самурайской доблести в условиях глобализации. Мораль прозрачна, как чистое небо перед восходом солнца: решивших принять смерть во имя правды не могут устрашить ни бомбы, ни карающие санкции. Их не ослепишь сверкающими символами американского могущества. Они сами себя лишат зрения – ради того чтобы увидеть мир глазами внутренней свободы.
     Таков сюжет «Гасараки», 25-серийного аниме, впервые показанного на японском телеэкране более десяти лет назад. То есть задолго до того, как Соединенные Штаты стали главными виновниками глобального финансового кризиса. Кое-что из того, что произошло позже, напоминает фрагменты из «Гасараки». Так что сериал можно сравнить с вещим сном.
     Соперничество с Америкой – лишь один из ключевых сюжетов, который можно условно принять за лейтмотив для импровизаций на «международную» тему. Среди этих импровизаций явно выделяется тема «британского империализма». Отработана она с высоким японским качеством. То есть с убедительным показом порочности и коварства «экспансионистской политики Лондона».
     Почему именно Британия? Специалисты по части японского аниме, детально разбирающие на интернетовских сайтах захватывающие многосерийные саги, рассуждают на сей счет достаточно аргументированно. Они полагают, что тут имеет место обычная черная зависть. Две равноценные в смысле экономического и научно-технического развития державы по-разному преуспели в распространении своего влияния. Точнее выражаясь, Япония в сравнении с Британией вообще в этом не преуспела. Она не подчиняла себе территории, в десятки раз превышающие ее собственные. Узкая полоса островов у тихоокеанского побережья Азии – это все, чем страна усердного труда и массовых рационализаций может довольствоваться. Поэтому неудивительно, что образ старой Англии, опутавшей остальной мир паутиной заговоров и всевозможных диверсий, охотно воплощается в литературных, журналистских и кинематографических изысках. Субкультура аниме также не могла отказать себе в таком завидном удовольствии. И это удовольствие состоит в том, чтобы тихо, но больно ущипнуть старинную приятельницу-соперницу, указав на ее нравственные изъяны.
     Конечно, не мог остаться не охваченным вниманием японских мастеров аниме и лежащий по соседству Китай. Материал в этом плане буквально напрашивается сам, он обширен и глубок. Чем, к примеру, не тема – отмщение гиганта все той же пакостнице англичанке, когда-то нанесшей народу Поднебесной немыслимый урон с помощью опиумной войны? Какая тема! И она разрабатывается опять же с поразительной японской выдумкой, с решением «вопроса» на генном уровне, когда китайский аналог Мистера Джентльмена (супермена, обладающего знаниями в объеме анналов Британского музея и ведущих мировых разведок) превосходит по интеллектуальному насыщению самого хозяина-оригинала. Либо, по крайней мере, не уступает ему. В итоге Англия получает по заслугам за свою вредоносность, ее гонят в шею из ЕС, Совбеза ООН, превращают в изгоя. Однако не таков характер этой нации, чтобы сдаться. Авторы реально оценивают ее опыт и интеллект, давая шанс вернуться на поля мировых сражений.
     Широчайший простор для творческой фантазии дает космос. Особенно дальний. Современному человеку в принципе не дано осознать размеры Вселенной, за которую он чаще всего принимает родную галактику. Не представляют себе этого и авторы фильмов (обычных и мультипликационных) о полетах человека к звездам. Что бы они ни придумали о внеземных существах, с экранов на нас смотрит все та же гипертрофированная земная живность либо продукция человеческого творчества в виде роботов. Тем не менее публике пока это интересно, и она радостно аплодирует самым большим выдумщикам.
     Она аплодирует еще радостнее, когда в космосе проявляется национальное преимущество – техническое и моральное. Когда нарисованные компьютером люди и машины в умопомрачительных схватках побеждают своих соперников. Нереализованная японская мечта о глобальном первенстве осуществляется в мультфильмах. Мистические отступления от сказочной «объективной реальности» лишь усиливают эффект проникновения в философский смысл национального движения к справедливой цели. Таким образом, завоевание космоса тоже наполнено патриотическим содержанием. Стране восходящего солнца самой судьбой предписано лидировать в постижении тайн неведомой материи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex