на главную страницу

14 Апреля 2010 года

Глазами очевидца

Среда

Тени Косова поля

Полковник запаса Сергей ШАШКОВ.



В 2002 - 2003 годах мне довелось служить в Белграде советником главы представительства ООН в бывшей Югославии - старшим офицером по связи и взаимодействию с министерствами обороны и внутренних дел Сербии. Многочисленные рабочие встречи с военнослужащими, сотрудниками полиции, работниками МИД и иностранными дипломатами дали возможность лучше понять опробованные в бывшей Югославии технологии реформ, в том числе в военной сфере. В записных книжках осталось немало записей, которые я скомпоновал в хронологическом порядке с некоторыми своими размышлениями. Думается, читателям будет небезынтересно, как происходили изменения в облике вооруженных сил, которые на рубеже веков считались одними из самых боеспособных в Европе. Тем более что в России традиционно с большой любовью относятся к сербам и черногорцам, которые в тяжелую для нас годину 1941-го первыми в оккупированной нацистской Германией Европе поднялись на борьбу с оккупантами.

     В СОЗНАНИИ большинства сербов вооруженные силы традиционно рассматривались как символ и гарант независимости. В конце 1996 года в Югославии была принята программа военного строительства, рассчитанная до 2005 года. Опыт боевых действий против коалиционных сил НАТО подтвердил необходимость коренного реформирования вооруженных сил страны, и в
     2000-2001 годах программу доработали с учетом новых реалий военно-стратегической обстановки. В югославском обществе тогда многие считали, что поражение, которое страна потерпела в результате прямой агрессии НАТО, было обусловлено не столько военными, сколько политическими причинами...
     Справочно. В результате активных боевых действий военно-воздушных и военно-морских сил НАТО против Союзной Республики Югославия (операция «Союзная сила» в период с 24 марта по 10 июня 1999 года) и под дипломатическим давлением Запада руководство Югославии было вынуждено согласиться вывести с территории Автономного края Косово и Метохии военные и полицейские силы, тем самым утратив фактический контроль над ним.
     После отстранения от власти С. Милошевича (октябрь 2001 года) в стране был взят курс на сближение с НАТО. Новые лидеры страны не скрывали, что вслед за присоединением к программе «Партнерство ради мира» они будут стремиться к полноправному членству в Североатлантическом союзе.
     Это неизбежно отразилось на определении приоритетов военного строительства. Проблема заключалась в том, что югославские политики и военные по-разному понимали его цели и задачи. Как заявил в ноябре 2001 года тогдашний начальник генерального штаба югославской армии генерал-полковник Небойша Павкович, «военную реформу невозможно начинать прежде, чем будет одобрена военная доктрина страны. Пока не ясно, какие изменения претерпела политика ведущих держав на Балканах, не совсем ясны также зоны и сферы их интересов».
     26 декабря 2001 года высший совет обороны утвердил «План рационализации и частичной реорганизации национальной армии», уточняющий основные положения общей программы строительства вооруженных сил на период до конца 2002 года. Основной целью было провозглашено создание небольшой по численности, сбалансированной по видам и родам войск, имеющей оптимальную организационно-штатную структуру армии, оснащенной современным вооружением, укомплектованной преимущественно профессиональными военнослужащими. Численность вооруженных сил было намечено довести до 65 тыс. человек, т.е. сократить за один год более чем на 40 процентов.
     К делу приступили сразу: уже через два месяца, 27 февраля 2002 года, были упразднены штабы всех трех армий, и сухопутные войска перешли на корпусную структуру (7 армейских корпусов сухопутных войск, корпус ВВС, корпус ПВО и корпус ВМС).
     В ноябре 2002-го, выступая в Белграде на международном семинаре, посвященном военным реформам, министр иностранных дел Горан Свиланович заявил, что темпы и масштабы сокращения недостаточны (на тот момент в вооруженных силах насчитывалось 77 тыс. человек) и в 2003 году численность армии необходимо сократить до 60 тыс. человек, а к 2010 году - до 45 тысяч. К 1 января 2003 года были расформированы армейский корпус (штаб в городе Крагуевац), единственная пехотная дивизия, 43 других соединения.
     В ФЕВРАЛЕ 2003 года Союзная Республика Югославия исчезла с политической карты мира. Вместо нее было провозглашено создание союзного государства Сербия и Черногория (СиЧ). Спустя несколько месяцев был одобрен свод конституционных законов, отсутствие которого представлялось как главное препятствие в разработке военной доктрины страны. Но она так и не появилась.
     Министерство обороны представило свой вариант, однако он был отвергнут как «милитаристский». Военное ведомство не в состоянии реформировать само себя - таков был лейтмотив принятого решения. При разработке доктринальных вопросов, касающихся обороноспособности Сербии, решили обойтись силами гражданских экспертов. Изменилась система управления вооруженными силами. Армию подчинили высшему совету обороны (ВСО) - коллективному органу управления. В то же время министр обороны был наделен правом самостоятельно принимать кадровые решения в отношении военачальников.
     Министерство обороны возглавил Борис Тадич (член Демократической партии Сербии; после окончания средней школы он изучал социальную психологию в Белградском университете, был преподавателем психологии в Белградской гимназии; с 2004 г. - президент Сербии). Уже через пару недель, в марте 2003-го, выступая на заседании ВСО, он подтвердил, что главным приоритетом является присоединение к программе «Партнерство ради мира» и переход на стандарты, принятые в Североатлантическом альянсе. По мнению нового главы оборонного ведомства, максимальная численность армии уже в ближайшие годы не должна была превышать 50 тыс. человек (к 2010 году - 25 тысяч), а корпусная структура должна быть подвергнута дальнейшей оптимизации.
     Тадич отметил, что достаточно иметь три корпуса сухопутных войск по 6 тыс. военнослужащих (со штабами в городах Белград, Ниш и Подгорица), ВВС и ПВО целесообразно объединить, ВМС преобразовать в управление береговой охраны. Одновременно должны быть сформированы силы быстрого реагирования, в состав которых предлагалось включить бригаду специального назначения, парашютно-десантную бригаду, бригады контроля административной границы с Косово, полк транспортно-боевых вертолетов и подразделения боевого обеспечения. Гарнизоны вывести из крупных населенных пунктов и разместить в специально построенных учебных центрах с жилыми городками.
     Такие планы вызвали возражения сербских военных экспертов. Они полагали, что минимальная численность армии должна составлять, с учетом имеющихся и потенциальных угроз, 60-65 тыс. военнослужащих. Отмечалось также, что практика военного строительства в странах НАТО показывает, что, несмотря на создание коллективных сил и подписание многосторонних договоренностей, эти государства стремятся поддерживать свои вооруженные силы на уровне, достаточном для обеспечения национальной безопасности.
     Но верх взяла иная точка зрения. Существенной перекройке подверглись центральные органы военного управления. Так, генеральная инспекция вооруженных сил была преобразована в оборонную инспекцию и подчинена непосредственно президенту страны. Для ускорения оптимизации военного ведомства было принято решение предложить желающим уволиться «по сокращению» единовременное выходное пособие в размере 7-8 тыс. евро. Немедленно было подано более четырехсот рапортов. Одновременно был практически полностью обновлен кадровый состав финансово-экономического управления Генерального штаба, причем бывший начальник управления был отдан под суд по обвинению в мздоимстве. Были набраны новые гражданские сотрудники, призванные обеспечить гражданский контроль и открытость военных расходов.
     В ПОЛДЕНЬ 12 марта 2003 года в Белграде был убит один из главных идеологов нового курса страны - премьер-министр Зоран Джинджич, который сыграл активную роль в выдаче Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу. Но ориентация на Запад сохранилась.
     В апреле 2003 года начальник Генерального штаба генерал-полковник Бранко Крга в интервью белградской радиостанции отметил, что армия готова к присоединению к программе «Партнерство ради мира». Он подчеркнул, что членство в Североатлантическом альянсе отвечает интересам армии, государства и граждан.
     Трем его предшественникам не повезло. Отставной генерал М. Перишич был арестован с поличным при передаче секретных документов сотруднику американского посольства, генерал Д. Ойданич выдан в Гаагу в Международный трибунал по бывшей Югославии, а генерал Н. Павкович был уволен в июне 2002 года за злоупотребление служебным положением и обвинен в казнокрадстве.
     В мае 2003 года на очередном заседании ВСО было принято решение создать координационный комитет по реформированию вооруженных сил и подчинить Генеральный штаб министерству обороны. Одновременно были уволены в отставку пять высокопоставленных генералов, в том числе два заместителя начальника Генштаба.
     В то же время советник министра обороны по военной реформе Божан Димитриевич заявил в интервью белградской газете «Блиц», что главным в реформе армии является добиться понимания военными, в частности, того, что НАТО больше не противник, а партнер. «К министерству обороны, - отметил он, - перейдут функции подбора и расстановки кадров, их обучения, финансовые и юридические вопросы, разведка и контрразведка. Что касается Генерального штаба, то он должен стать структурным подразделением министерства, причем со строго очерченной компетенцией».
     Было объявлено о создании рабочей группы по разработке законов по реформированию вооруженных сил в соответствии с европейскими стандартами. В ее состав вошли представители парламента, министерства обороны и Генштаба, а также гражданские и военные специалисты из-за рубежа, в частности из Великобритании и Швейцарии. Поскольку в армии почти не было генералов, пользующихся доверием правительства, должность советника министра обороны занял британский генерал-лейтенант Джон Мур-Бик.
     В середине мая 2003 года указом президента Сербии и Черногории Светозара Марковича была введена должность советника президента по вопросам обороны и безопасности, которую занял отставной генерал Б. Граховач (бывший военный летчик, уволенный ранее указом президента Югославии С. Милошевича). Выбор, видимо, был не случаен: генерал в начале 2003 года призвал к радикальному сокращению вооруженных сил. По его мнению, «военная реформа даже не начиналась, а то, что было сделано, сводилось к пусканию пыли в глаза и бессмысленному расточительству». Граховач заявил, что у Сербии и Черногории нет внешних врагов, а посему необходимо сократить численность армии до 25 тыс. человек, отказаться от военной службы по призыву и отвести сербские войска от административной границы с Косово вглубь страны.
     Сменивший убитого Джинджича на посту премьер-министра Зоран Живкович в интервью одной из белградских газет заявил, что «влияние сторонников Милошевича кое-где еще велико, особенно в армии». Живкович откровенно отметил, что «раньше не верил армии ни на один процент. С назначением Тадича доверие возросло до 30 процентов... но есть надежда уже через несколько месяцев поверить в вооруженные силы на 100 процентов».
     По признанию самого Тадича, в качестве одной из главных задач им было определено «выявление связей между лицами, разыскиваемыми трибуналом в Гааге, и должностными лицами министерства». Фактически военные подозревались в «создании параллельной власти в стране и покровительстве преступникам». Специальная комиссия Генштаба по сотрудничеству с Гаагским трибуналом была распущена, ее глава генерал З. Тержич обвинен в разглашении материалов следствия и уволен из вооруженных сил. В мае 2003 года министр своим приказом обязал всех военнослужащих немедленно докладывать обо всех известных им сведениях, касающихся разыскиваемых трибуналом лиц, в первую очередь - о генерале Ратко Младиче (начальник штаба Войска Республики Сербской, существовавшей в 1992 - 1995 гг. на территории Боснии).
     АНАЛИТИКИ сошлись во мнении, что это был намек на продолжение кадровых перемен, и эти прогнозы оправдались. В августе решением ВСО, обсудившего на своем очередном заседании ход военной реформы, были уволены с действительной военной службы 16 генералов и адмиралов, в том числе три заместителя начальника Генштаба, генеральный инспектор вооруженных сил, начальник главного управления кадров, заместитель министра обороны по расквартированию, пять начальников управлений Генштаба, начальник военной академии и три командира корпусов. К слову, к началу 2002 года в югославской армии насчитывалось всего 49 штатных должностей для высших офицеров. К концу 2003-го генералов с опытом командования соединениями в вооруженных силах практически не осталось.
     В сентябре 2003 года Борис Тадич заявил, что наиболее актуальной проблемой является диспропорции в офицерском корпусе количества старших и младших офицеров, а также перебор гражданских служащих, «многим из которых нечего делать». В качестве аргумента были приведены рекомендации штаб-квартиры НАТО, согласно которым максимально допустимая по экономическим соображениям численность вооруженных сил Сербии и Черногории составляет 50 тыс. человек, а в ближайшей перспективе должна быть сокращена до 30 тысяч. По состоянию на начало октября 2003 года в вооруженных силах Сербии и Черногории проходили службу около 62 тыс. военнослужащих (30 тыс. - по контракту и 32 тыс. - по призыву), а также 15 тыс. гражданских служащих.
     7 ноября 2003 года генерал-полковник Крга заявил, что в ближайшие полгода в рамках проводимой военной реформы предстоит расформировать ряд пехотных, механизированных, бронетанковых и других бригад. Как сообщил начальник Генштаба, основными структурными единицами в армии станут батальон, дивизион и эскадрилья. Такая структура, по его мнению, обеспечит большую оперативность действий и управления. Он отметил, что реформа и организационные изменения будут осуществлены в три этапа. Первый завершится до конца 2003 года, второй - до конца 2006-го, окончание реформы запланировано на 2010 год.
     Крга подчеркнул, что реформы армии находятся в начальной стадии, главными препятствиями на пути трансформирования вооруженных сил он назвал недостаток финансовых средств и отсутствие нормативных актов. По его словам, реформа имеет свою цену и армия сама не в состоянии финансировать быстрые изменения из своего обычного бюджета.
     Действительно, хроническое недофинансирование стало одной из основных проблем вооруженных сил страны. В военном бюджете на 2001 год расходы на оборону составили 4,81 процента ВВП. Утвержденные оборонные расходы в 2002 году составили 41,39 млрд. динар (4,55 процента ВВП). Из этой суммы лишь 17,7 млрд. было направлено на целевые программы. Значительных расходов потребовало незапланированное развертывание дополнительных сил вдоль административной границы с Косово, где обстановка периодически накалялась вплоть до угрозы возобновления вооруженных столкновений с албанскими сепаратистами.
     В 2003 год страна вошла вовсе без государственного бюджета. Министерству обороны были выделены деньги на один квартал по статье «временное финансирование». Армия получила в 3,5 раза меньше, чем запрашивала, и средств едва хватило на оплату коммунальных расходов, продовольствия и обмундирования.
     В лучшем положении находилось МВД. Это обосновывалось тем, что его роль становится приоритетной среди силовых структур государства. Между тем охрану 2.369 км госграницы (из ее общей протяженности в 2.740 км) по-прежнему осуществляли армейские подразделения...
     С тех пор прошло уже немало лет. Описываемые события уже стали историей, но они, думается, определили облик вооруженных сил Сербии на ближайшее десятилетие.
     На снимке: Сербские военнослужащие на позиции на границе с Косово.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex