на главную страницу

15 Апреля 2010 года

Спорт

Четверг

Патриоты есть. Их нужно воспитать

Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда».
Фото из архива Национальной молодежной лиги восточных единоборств.



В последнее время в России появилось большое количество различных организаций, занимающихся пропагандой и развитием детского спорта в нашей стране. Какие-то из появившихся организаций, просуществовав месяц-другой, канули в Лету, а какие-то, как, например, Национальная молодежная лига восточных единоборств, продолжают достаточно успешно функционировать и развиваться, прививая молодежи любовь к спорту и здоровому образу жизни, а заодно делая их настоящими патриотами. В преддверии майских праздников о планах лиги специально для «Красной звезды» рассказал президент лиги Александр Каньшин. Встреча прошла в новом центре изучения шаолиньского боевого искусства и китайской культуры, который открылся 4 февраля нынешнего года в Строгино. Кстати, во время открытия центра, а оно было приурочено к визиту одного из видных и заметных монахов шаолиньского монастыря Ши Дэ Яна, состоялось подписание договора о сотрудничестве между шаолиньской школой и Национальной молодежной лигой восточных единоборств.

     Восточные единоборства


     - Александр Александрович, хотелось бы узнать, кому принадлежит идея создания вверенной вам Национальной молодежной лиги восточных единоборств?
     - Тут хотелось бы начать с предыстории. Безусловно, вряд ли сейчас была бы наша лига, если б не Федерация шаолиньских боевых искусств, появившаяся в середине 1990-х годов и начавшая активно пропагандировать шаолиньское ушу. И только потом мы пришли к идее создания при Федерации Национальной молодежной лиги восточных единоборств при поддержке национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), с одной стороны, и непосредственно самой Федерации шаолиньских боевых искусств, с другой стороны, под крылом которой мы находимся и по сей день. Потому что все взаимосвязи и отношения с китайскими товарищами идут благодаря федерации и непосредственно ее президенту Алексею Александровичу Маслову, который, во-первых, стоял у истоков нашего вида спорта, а во-вторых, возглавляет центр взаимодействия и сотрудничества с Китаем.
     - Александр Александрович, мы часто видим и слышим такие термины, как «ушу», «кунфу», «гунфу», «карате». Понятно, что это не один и тот же вид спорта. Не могли бы вы рассказать, в чем принципиальные различия этих восточных единоборств?
     - Многие интересующиеся боевыми искусствами востока из-за дефицита информации и переизбытка профанации не видят истинную картину вещей. Для начала определимся: ушу, кунфу, гунфу - это китайские определения, карате - японское.
     Ушу, если перевести дословно с китайского языка, есть «боевое искусство (у-шу)». Название «кунфу» берет свое происхождение от иностранцев, приехавших из Китая и плохо знакомых с китайским языком и культурой. Происходили искажения многих терминов и слов китайского языка, и в итоге китайское «гунфу» стало известным на Западе, а ныне и в России, как «кунфу». Гунфу - это практика самосовершенствования, самодисциплины и достижения мастерства. Человек, достигший гунфу, ставший мастером, может не быть мастером в боевом искусстве. Речь идет о мастерстве в своем деле, и мастером можно стать в своем ремесле, профессии. Это может быть кузнец, плотник, каллиграф, повар. Главное - не что он делает, а что при этом у него в душе, в каком состоянии сознания он это делает.
     Карате пошло из Японии и дословно переводится как «пустая рука». Это боевое искусство, которое также включает понятие мастерства.
     Когда мы имеем в виду китайское боевое искусство, не разделяя его на стили, следует говорить «ушу» вместо «кунфу».
     Касаясь японского боевого искусства, мы будем говорить «карате», «айкидо» и др.
     Если говорить конкретно про Национальную молодежную лигу восточных единоборств, то у нас в большей степени упор идет на специализацию шаолиньского ушу. Ни в коем случае не принижаю и не умаляю достоинств западных и в том числе русских единоборств, просто так сложилось, что с 1997 года я сам занимаюсь шаолиньским ушу. Не спорю, у нас и у самих есть эффективные системы, та же система Кадочникова, проверенная временем. Но так уж вышло, что мне с детства нравились фильмы, где применялись восточные единоборства. Читал литературу о том, как монахи шаолиньских монастырей тренируют в себе силу духа, как они ведут себя в неравных с соперником условиях. Все это вкупе заставило проникнуться этой культурой и заняться именно шаолиньским ушу.
     - В данное время в баскетболе есть Молодежная баскетбольная ассоциация, в хоккее - Молодежная хоккейная лига и еще ряд проектов, пропагандирующих свои виды спорта в регионах. Как обстоят дела в регионах у Национальной молодежной лиги восточных единоборств?
     - К сожалению, большая часть детских клубов, занимающихся шаолиньским ушу, сосредоточена в Москве. Тем не менее у нас уже есть свои филиалы в Сергиевом Посаде, Воронеже, Калуге и ряде других регионов страны. Как говорится, начинаем с малого, но уверяю вас: скоро география Национальной молодежной лиги восточных единоборств будет гораздо шире.
     - Как обстоят дела в Национальной молодежной лиге восточных единоборств с тренерским составом?
     - Могу сказать, что эту проблему мы практически решили. Почему проблему? Просто когда шаолиньское ушу «вышло из подполья», в России была катастрофическая ситуация с профессиональными инструкторами, умеющими работать с молодежью. Сейчас же ситуация изменилась кардинальным образом, причем в лучшую сторону. Не хотелось бы хвалиться, но в 2007 году на пятом международном фестивале по шаолиньскому ушу наши наставники уверенно заняли первое место. Причем первые места были ими завоеваны не только в комплексах, но и в поединках, которые называются «спортивная саньда». Чем интересна спортивная саньда? Саньда - официальный контактный вид единоборства, представляющий собой свободную борьбу и вобравший в себя элементы различных традиционных китайских боевых искусств. Саньда состоит из двух основных составляющих - удары руками и ногами и шуай джиао (китайская форма борьбы). Таким образом, саньда - типичный комбинированный вид единоборства, включающий в себя удары, захваты и броски. Саньда представляет собой одну из двух дисциплин на турнирах по современному ушу, организуемых Международной федерацией ушу (MWF). В Китае говорят: «Сан шоу ши вушу де жингуа» (Саньда - квинтэссенция ушу). Иными словами, этот современный вид единоборства вобрал в себя все лучшее из китайских боевых искусств. В последнее время саньда быстро приобретает популярность. В настоящее время соревнования по саньда проводятся в 75 странах мира.
     - Помимо самих боевых искусств, что еще изучают дети, тренирующиеся у вас?
     - В связи с тем, что нашей главной задачей является пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, дети, которые у нас занимаются, хорошо разбираются в истории, в этикете. Изучают медицину. Стоит отметить, что они в отличие от своих сверстников полностью уходят от алкоголя, наркотиков, вредных привычек, потому что занятия требуют режима, сосредоточенности, определенной самоотдачи. А если подросток попытается все это совмещать, то он уже на второй тренировке «сдуется».
     - Александр Александрович, а какие-нибудь возрастные ограничения есть у вас в лиге? Я имею в виду, могут ли у вас в одной и той же секции заниматься мальчишки и девчонки разных возрастов?
     - Безусловно, есть некий стандарт, и в одной и той же секции не может быть «солянки». Наша федерация уже не один год сотрудничает с китайскими коллегами, у которых за сотни лет выработались специальные программы подготовки подростка, начиная, например, с дошкольного возраста. И эта программа не подойдет 20-летней «детине». Вот тут главное уяснить одно из основных правил шаолиньского ушу - это поэтапность подготовки спортсмена. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя с первых дней тренировок говорить мальчишке или девчонке, что, мол, в этом году ты станешь таким-то чемпионом, через год ты пальцем рельсу проткнешь, а через два года еще что-то. Этого делать нельзя, потому что у ребенка сразу возникнет культ награды, а мы не преследуем этой цели. Нам нужны духовно здоровые дети, любящие свою Родину, а не зомбированые «человечки», думающие с утра до вечера, как им выиграть медаль. При этом я хотел бы сказать, что мы не против наград, которые завоевывают наши ребята, просто не нужно говорить, что это наша первоочередная задача. У нас свои критерии оценки спортсменов: 10 степеней, из которых десятая - самая высокая и почетная. У каждой степени есть свои нормативы, которые должен выполнить тот или иной человек, занимающийся шаолиньским ушу.
     - Александр Александрович, а разве можно через восточную культуру воспитать собственных патриотов?
     - Конечно. Ведь каждый ребенок, занимающийся у нас, посмотрит, как происходит связь поколений на Востоке, и перенесет это на свою семью. Посмотрит, как младшие уважают старших, и поймет, что у него у самого есть дедушка, есть бабушка, о которых нужно помнить всегда, а не только в канун 9 Мая. Кстати, накануне 9 Мая у нас в Строгино пройдет крупный фестиваль по шаолиньскому ушу. Глава управы уже дал «добро». Пока, правда, мы не определились с местом: либо у нас здесь, в новом зале, либо на улице. Кроме того, с этого года мы совместно с национальной ассоциацией объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР) и вашей редакцией будем проводить представительный юношеский турнир на призы газеты «Красная звезда», тем самым подчеркивая связь поколений. Ведь через связь поколений идет уважение к своей культуре и истории, а она у нас богатейшая. Может быть, не такая, как китайская, но уж поверьте мне, побогаче, чем в тех же Штатах, и не менее бедная, чем в европейских странах. Вот сейчас приближается День Победы 9 Мая - богатейшее культурное наследие с точки зрения боевого опыта, с точки зрения уроков и политических, и военных, с точки зрения уважения к нашим фронтовикам. А ведь не стоит забывать, что Победу нужно защищать, ведь сколько сейчас существует различных трактовок истории, порой аж жутко становится, когда читаешь газеты, и оказывается, что чуть ли не советский народ напал на Европу. Не менее обидно, когда некоторые героические страницы истории замалчиваются. В общем, к чему это все я? А к тому, что центральная идея нашей лиги - оценив китайскую культуру и успев восхититься ею, всем ее богатым наследием, прийти к нашему источнику культуры, то есть повернуться к нашей культуре. Хочется, чтобы ребята росли интеллектуально развитыми, умели общаться, вспомнили русский язык. А то порой глянешь одно ток-шоу, где строят свою любовь, так это же мрак. Там люди даже разговаривать не умеют. Крик, ругань - элементарно видно, что у людей даже язык не развит. То есть я хочу, чтобы через оценку китайской культуры наши ребята пришли к оценке своей культуры. В тех же единоборствах, воинской подготовке, русском духе. Чтобы мы перестали брать у Запада все самое негативное. Нам нужно ценить свою культуру, как китайцы ценят свою. И если мы такую задачу поставили, я уверен, что мы с ней справимся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex