на главную страницу

16 Апреля 2010 года

Армия и общество

Пятница

Под куполом парашюта — к мужеству

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».
  Фото пресс-службы ТОФ.



В бригаде морской пехоты Тихоокеанского флота под командованием полковника Игоря Бушмина в активную фазу вступили завершающие мероприятия боевой подготовки зимнего периода обучения.

     Кто-то наверняка удивится такому непривычному сочетанию: пехота и небо. Но для «черных беретов» прыжки с парашютом - лишь один из видов боевой подготовки. Да, чаще они десантируются с кораблей на побережье. В Приморье для этого используется в учебных целях мыс Клерка. Ну а если в реальных условиях войны потребуется высадиться с самолета где-то в тылу врага?
     В соединении морской пехоты эти задачи по плечу прежде всего десантно-штурмовым подразделениям. В условиях краткого срока службы по призыву - всего один год - очень непросто подготовить бойца, который бы отвечал всем требованиям современной армии. Поэтому здесь без всякой раскачки начинают работу со вчерашними новобранцами. Курс молодого бойца, принятие военной присяги, и через считаные недели - уже первые прыжки. Тут важно, считают профессионалы, настроить новичка психологически, чтобы он сумел переступить порог страха, когда покинет борт вертолета с высоты в несколько сотен метров. Для начала военнослужащего детально знакомят с устройством парашюта, обучают его укладке с обязательным соблюдением всех этапов. Надежность парашюта Д-6 проверена практикой десятилетий: он используется здесь с советских времен.
     - Прост в обращении, нет сложностей в укладке, поэтому его достаточно быстро осваивает матрос, - заметил по этому поводу начальник воздушно-десантной подготовки (ВДП) соединения подполковник Александр Зюба. - Правда, хотелось бы и другие парашюты получить - нового поколения, но их пока поставляют только в Воздушно-десантные войска. Так что проблема с обеспечением нас парашютами остается открытой. Но вот техника новая в войска пошла. Надеюсь, и здесь будет улучшение.
     Очень ждут в бригаде и новый воздушно-десантный комплекс, на котором можно импровизировать все элементы прыжка с парашютом. А пока для тренировок используется старый тренажер. Все, что нужно сделать в воздухе, отрабатывается здесь так, чтобы человек мог на уровне мышечной памяти выполнить задачу. При этом каждый новичок просто должен осознать, что любая, даже мельчайшая небрежность, допущенная при подготовке, приведет к ЧП во время прыжка.
     В этот раз молодому пополнению десантно-штурмовой роты под командованием капитана Александра Юсина (продолжателя офицерской династии в четвертом поколении) предстояло выполнить ознакомительные прыжки без оружия с самолета на высоте порядка 800-900 метров. На двух больших грузовиках ребят доставили в расположение авиачасти. Ехали в основном молча. Многие мысленно еще и еще раз прокручивали предстоящий прыжок с огромной высоты. Кто-то уже кожей ощущал накатывающий откуда-то холодок страха, кто-то улыбался, предвкушая, как он сообщит в письме своей девушке о сегодняшнем событии...
     Готовились к предстоящему мероприятию и авиаторы. Где-то на подходе уже был Ан-26, вылетевший утром с военного аэродрома в Хабаровском крае. А группа летчиков на изрядно заснеженном поле прикидывала, где лучше с помощью креста из красной материи определить площадку десантирования. Ведь нужно так сориентировать экипаж, чтобы самолет четко вышел на цель. Вспоминали случай, когда из-за небольшой погрешности в расчетах матроса-парашютиста отнесло во время приземления в лес, на линию электропередачи. Поэтому главное в совместной работе авианаводчика и экипажа было достичь такой точности выброски воздушного десанта, чтобы вся «серия» парашютистов попала при посадке в район обозначенного места.
     ...«Аннушка» под командованием первоклассного летчика майора Владимира Юрасова взяла на борт максимально возможную по числу группу военнослужащих и пошла на взлет. Вскоре с земли услышали где-то далеко за лесной рощей ее ровный гул.
     Удивительно, но в этот раз на лицах молодых воинов, которые готовились совершить первые в своей жизни прыжки с парашютом, не было заметного волнения. И когда парни по сигналу выпускающего, заместителя командира батальона по ВДП майора Евгения Бородина подходили к краю рампы, ни у кого не округлялись от страха глаза. Видимо, сыграла свою роль хорошая подготовка личного состава на земле, на тренировочной базе соединения.
     - Приготовиться! Пошел!
     Первым покинул борт самолета, совершая «пристрелочный» прыжок, заместитель командира роты по воздушно-десантной подготовке выпускник Казанского высшего командного училища прошлого года лейтенант Сергей Ильин. С дороги у заснеженного поля, где намечалась площадка приземления, мы увидели сначала темную точку, а через считаные секунды - раскрывшийся в небе белый купол парашюта. Молодой десантник, управляя стропами парашюта, спокойно перелетел над головами наблюдателей и приземлился за дорогой на краю соседнего поля.
     - Ясно, - принял решение авианаводчик, штурман эскадрильи старший лейтенант Александр Серебряков. - Кладем крест сюда, метрах в двадцати от дороги.
     Бойцы быстро уложили на перемерзшую землю длинные красные полотна. Рядом, между полем и дорогой, разожгли костры, чтобы с самолета лучше ориентировались на местности.
     Ан-26 уже заходил на второй круг.
     - Я - 501-я площадка, вас наблюдаю, - связался по рации с экипажем лейтенант Александр Серебряков. - Условия - штиль. Работать разрешаю!
     Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой... Один за другим, в ровной цепочке, в небе появились купола. Цепочка вскоре как-то неуклюже распалась по сторонам, а двое парашютистов, наоборот, пошли на опасное сближение.
     - Разойтись по сторонам, осмотреться! - загремел в рупор, направленный вверх, к десантникам, голос начальника ВДП соединения подполковника Александра Зюбы, который встал неподалеку от костров. - Не надо просто в воздухе висеть, управляйте красной стропой! Развернуться лицом на площадку, приготовить к приземлению ноги вместе!
     Команды с земли долетели до парашютистов, они словно вспомнили о прошедших до этого тренировках и уже более осмысленно стали «выруливать» на определенную для них площадку в районе красного креста. А сколько раз на занятиях твердилось каждому, что примерно за сотню метров до земли нужно знать, куда и как будешь приземляться!
     Мы подошли к матросу Артему Никитину, призванному из Амурской области, который с сияющим от счастья лицом бережно укладывал на земле свой парашют.
     - Самое сложное во всем этом - ожидание прыжка, - поделился своими ощущениями молодой морпех. - А потом все как учили: 551, 552, 553 - и дергаю кольцо. Продолжаю вслух отсчитывать секунды дальше и наблюдаю, раскрылся ли основной парашют. Конечно, он раскрывается! Прячу кольцо во внутренний карман, чтобы не обронить. И - парю, как птица в небе. Это просто незабываемо!
     - Столько эмоций после прыжка! - улыбается матрос Дмитрий Виденеев из Красноярска. - В принципе как учили, так и получилось. Когда парашют раскрылся, я сплюнул, чтобы определить направление ветра и начал управлять стропами. Ушел в сторону от двух сослуживцев и нормально приземлился на поле. В ДШБ я пришел с большим желанием, хочу со временем стать настоящим морпехом.
     - Я себя еле сдерживал в самолете, так хотелось выполнить этот прыжок, - сказал матрос Евгений Граф из Омска. - Знаете, я многое умею, но стать десантником - об этом мог раньше только мечтать...
     Одну за другой самолет выбрасывал над заданным районом небольшие группы парашютистов. Последними изящно приземлились прямо на крест, демонстрируя мастерство управления парашютом, профессионалы - опытнейший инструктор воздушно-десантной подготовки прапорщик Евгений Миронов и заместитель комбата по ВДП майор Евгений Бородин. Для них это тоже было яркое событие - очередной успешный прыжок.
     Итоги тренировки, построив личный состав, подвел подполковник Александр Зюба. Он указал молодым солдатам на допущенные ошибки при подготовке и совершении прыжков из самолета, поздравил их с победой. Победой прежде всего над собой.
     Добавим, что к проведению прыжков сегодня привлечены более 600 морских пехотинцев, подавляющее большинство которых - матросы, призванные для прохождения военной службы осенью 2009 года. Сборы по воздушно-десантной подготовке продлятся в течение месяца, планируется совершить до 2 тысяч прыжков и около 50 самолето-вылетов. К тому же в ближайшие дни начинаются тактические учения морской пехоты, и десантникам придется высаживаться с оружием в руках в тылу условного противника с воздуха и с моря.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex