на главную страницу

17 Апреля 2010 года

Армия и общество

Суббота

ГВОЗДИКИ ЦВЕЛИ НА СНЕГУ

Тарас РУДЫК, «Красная звезда». Фото автора.



     События на Северном Кавказе и в других неспокойных регионах убедили – против террористов нужно учиться воевать, применяя при этом своеобразную тактику, в которой порой не существует ни фронта, ни тыла, потому что бандиты могут появиться внезапно и откуда угодно. Учиться воевать нужно во избежание неоправданных потерь среди личного состава и гибели мирного населения. Не случайно это нашло отражение в проекте новых Боевых уставов Сухопутных войск.
     На Юргинском общевойсковом полигоне СибВО состоялось показное занятие по вопросам подготовки, организации и проведения батальонного тактического учения. В качестве обучаемых выступали командиры мотострелковых бригад и их заместители, а также начальники артиллерии и инженерных служб соединений. Казалось бы, рядовое событие, ежегодно в войсках СибВО проводятся десятки таких занятий. Однако это можно причислить к разряду особых, так как по времени его проведения оно совпало с четырехдневным батальонным тактическим учением по антитеррористической тематике. В БТУ с боевой стрельбой приняли участие более 700 военнослужащих, было задействовано свыше 150 единиц военной техники. Войска занимались поиском, блокированием и уничтожением «незаконных вооруженных формирований». За действиями воинов-юргинцев наблюдали командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант Владимир Чиркин, командующий общевойсковым объединением СибВО генерал-майор Тонкошкуров и его заместитель генерал-майор Виктор Астапов, а также около 20 представителей федеральных и региональных СМИ.
     Итак, тема учения: «Перевод батальона в боевую готовность. Выдвижение батальона в район вооруженного конфликта (базовый район). Блокирование района, занятого НВФ (незаконными вооруженными формированиями). Ведение поисковых и боевых действий совместно с подразделениями других силовых структур по уничтожению НВФ».
     БТУ преследовало несколько учебных целей – совершенствовать боевую готовность подразделений батальона, их слаженность, действия личного состава по выполнению боевых задач. Во-вторых, требовалось проверить практические навыки офицеров в управлении подразделениями в бою. В-третьих, совершенствовать слаженность органов управления, в особенности в вопросах организации и поддержания взаимодействия в сложной обстановке боя. С учетом прошлых уроков на Северном Кавказе вопрос взаимодействия в боевой обстановке между подразделениями и частями различных силовых структур является одним из наиболее актуальных. Выработка у личного состава высоких морально-боевых качеств, психологической устойчивости и физической выносливости также является одной из главных целей любого тактического учения. Боевой дух и крепость достигаются в обстановке, максимально приближенной к боевым условиям, которые моделируются при организации маневров и учений на полигонах. Не стало исключением и это БТУ... Подразделения быстро перестраивались из походного порядка в предбоевой и боевой, умело маневрировали и уходили из основных огневых позиций на запасные. И все это в непростых климатических условиях, потому что сейчас весна в Сибири только по календарю. Это, например, в Подмосковье в марте-апреле цветут подснежники, а на Юргинском полигоне сейчас снега по пояс, по утрам здесь не меньше десяти градусов мороза, а по ночам еще холоднее. Собирая материал к учению, автор этих строк сам не раз увязал в снегу... Пусть мои коллеги по ремеслу не улыбаются, а приезжают сюда и попытаются попасть, скажем, из командно-наблюдательного пункта батальона на огневые позиции артиллерийского дивизиона. Да, вы можете доехать к этому месту на тяжелой бронетехнике, КрАЗах или «Уралах», но, чтобы увидеть расчеты САУ, этих ребят, чумазых от пороховой гари и молодого солнца, вам нужно будет пройти к «Гвоздикам», которые в эти дни учений, образно говоря, «цвели» на снегу. В целях маскировки гаубичные самоходные артиллерийские установки зарыли по башни в сугробы. Когда САУ открывали залпы по противнику, из жерл орудий вылетали снопы огня, яркие, как букеты гвоздик.
     Учением руководил командир отдельной мотострелковой бригады полковник Андрей Хоптяр, а выполнял боевые задачи мотострелковый батальон под командованием подполковника Владимира Шипицина. На время учения мотострелкам были приданы гаубичный самоходный артиллерийский дивизион САУ 2С3 «Акация» под командованием подполковника Станислава Проскурякова, танковая рота (танки Т-72) капитана Дениса Кабаева, а также инженерно-саперный взвод. В составе МСБ действовали три мотострелковые роты под командованием капитанов Ивана Циганкова, Наиля Зантемирова и старшего лейтенанта Павла Волосатых и минометная батарея капитана Вячеслава Устюжанина. Два звена вертолетов армейской авиации из отдельного вертолетного полка СибВО поддерживали боевые действия мотострелков по уничтожению отрядов и групп «террористов».
     БТУ проходило в три этапа. В ходе первого батальон и приданные ему на учение подразделения были подняты по сигналу тревоги и приведены в боевую готовность и совершили марш в базовый район. Вроде бы простые вопросы, но решение их потребовало от солдат и офицеров организованности и мобильности. Если оповещение и сбор личного состава, снятие техники и вооружения с хранения и подготовка их к боевому применению прошли, можно сказать, гладко, то в ходе марша пришлось повоевать. Противник внезапно напал на колонну, но получил достойный отпор. По команде подполковника Шипицина подразделения быстро развернулись из походной колонны в боевой порядок и ударили со всех стволов. Однако на этом сюрпризы марша в базовый район не закончились. Мотострелкам и приданным им подразделениям пришлось проделывать проходы в завалах и преодолевать «зараженный отравляющими веществами» участок местности. Словом, все происходило как в боевых условиях, когда неизвестно, заминирована ли дорога, по которой идет колонна, и где там мины и фугасы. Откроют ли по тебе огонь, например, за той березовой рощей или у того оврага?
     И вот батальон в базовом районе. Человек, далекий от боевой тематики, может подумать, что такой район - это некая инфраструктура, что-то оборудованное, подготовленное для нормального местопребывания. Но в данном случае базовый район - одно название, фактически это местность площадью в несколько километров в глубину и по фронту. Ничего вокруг, лишь снега, березовые рощи и серые вербы на болотистых участках, скованных снегом и
     льдом. Здесь батальон разбил полевой «лагерь». А это опять же, как и на марше, воинам-юргинцам пришлось решать десятки вопросов, в их числе - организация охраны и обороны подразделений и боевой техники, инженерное оборудование района, разгрузка запасов материальных средств и боеприпасов и многое другое... Например, военные повара даже хлеб выпекали в поле, что довелось увидеть собственным глазами в расположении тылового пункта управления (ТПУ) батальона.
     В ходе второго этапа учения мотострелки блокировали район, в котором сосредоточились «незаконные вооруженные формирования», и вели поисковые действия. То есть, по легенде учения, во избежание потерь среди мирного населения «террористов» вытеснили из нескольких населенных пунктов. Теперь подчиненным подполковника Шипицина совместно с подразделениями других силовых ведомств требовалось обнаружить и уничтожить эти «бандгруппы» - такова задача третьего этапа БТУ, этапа боевой стрельбы.
     Тем и отличается так называемая линейная тактика войск от тактики борьбы с незаконными вооруженными формированиями. В «классике» все понятно: здесь - наши войска, там - противник, здесь противник - там наши. Вот он - тыл, там - фронт. А как воевать с большими и мелкими бандгруппами, которые неплохо вооружены и мобильны? Их обычное вооружение - стрелковое оружие и минометы. Стрелковое оружие - это стволы различного названия и калибра: автоматы, пулеметы, в том числе крупнокалиберные, снайперские винтовки, гранатометы ручные и станковые. Прибавьте к этому мины и фугасы, ручные осколочные гранаты. Также обычное средство передвижения террористов - грузовые и легковые автомобили, в том числе бронированные.
     Тактика действий незаконных вооруженных формирований - это ведение боевых действий не большими силами, а, как правило, отрядами и группами. Мотострелковому батальону подполковника Шипицина была назначена зона ответственности, в которой необходимо было вести разведывательно-поисковые мероприятия с целью обнаружения и уничтожения противника. Площадь этой зоны около 15 км по фронту и немногим более 5 км в глубину.
     Еще за день до начала этапа боевой стрельбы заместитель командира этой отдельной мотострелковой бригады подполковник Ильфат Садыков пояснял корреспонденту «Красной звезды»:
     - Мы отрабатываем тактическую тематику, приближенную к спецоперациям. Завтра увидите все - огневые засады, отход, а затем охват противника, уничтожение его разведки и многое другое. С этой целью создана соответствующая мишенная обстановка, и где эти мишени установлены, знаю только я и начальник полигона, ну и солдаты, которые накрывали эти поля. А никому из участников БТУ это не известно. А это значит, что противника придется искать. То есть мы старались максимально приблизить условия к реальным событиям.
     Действительно, на этом учении неприятель не был сосредоточен в одном районе, и на месте он не сидел. Подразделения батальона вели так называемые очаговые бои, и в ходе третьего этапа боевой стрельбы таких «горячих» очагов в общей сложности было шесть. Поэтому каждый раз командиру батальона и его ротным приходилось принимать отдельные решения по уничтожению «террористов».
     Вначале вертолеты армейской авиации в ходе воздушной разведки обнаружили «бандгруппу» на правом фланге батальона и доложили об этом на командно-наблюдательный пункт. Было принято решение на уничтожение выявленных целей огнем артиллерии и авиации. Эффективным оказался огонь и минометчиков капитана Устюжанина. Затем в бой вступила одна из мотострелковых рот, усиленная танками Т-72. Достигнув рубежа спешивания, пехота покинула десантные отделения и атаковала противника. Огнем всех средств неприятель был уничтожен.
     Практически по аналогичному сценарию развивались и дальнейшие события на Юргинском полигоне в районе высоты Атака. Средства воздушной и наземной разведки занимались поиском «террористов», комбат и ротные принимали решения по их уничтожению. Так, едва противника разбили на правом фланге, как были выявлены новые цели на левом фланге. Вновь ударили артиллерия, авиация, а затем в бой устремились БМП-2 и танки. Около двух часов времени понадобилось мотострелковому батальону и средствам его усиления, чтобы уничтожить неприятеля в трех местах зоны ответственности. Был объявлен частный отбой.
     - Мы стараемся максимально приблизить учение к условиям реальной боевой обстановки, - вновь повторил ранее сказанное на командно-наблюдательном пункте батальона заместитель командира бригады подполковник Ильфат Садыков. - Чтобы в боевой учебе было как можно меньше условностей. И такие же учения с другими нашими мотострелковыми батальонами пройдут еще более интенсивно.
     - По условиям данного учения, «террористов» вытеснили из населенных пунктов, так как борьба с ними там требует больших сил и затрат, невозможно применить в таких условиях тяжелое вооружение, - пояснил журналистам заместитель начальника штаба общевойскового объединения СибВО полковник Андрей Лысенко. - Кроме того, как мы знаем, в населенных пунктах есть вероятность захвата заложников. Поэтому, по плану учения, после того как «террористов» вытеснили из населенных пунктов в район полигона, мотострелковому батальону была поставлена задача блокировать их здесь с четырех сторон, провести разведывательно-поисковые действия и уничтожить.
     По завершении батальонного тактического учения его результаты прокомментировал командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант Владимир Чиркин:
     - Мы сейчас находимся на этапе подготовки войск, когда идет апробация проектов новых боевых уставов, в которых предусмотрены новые формы и способы ведения боевых действий разгрома противника. Учение, которое проводится здесь, специальное. Батальон выполняет задачу по блокированию и уничтожению «бандформирований». Если вы помните события в селении Первомайское, когда банда Радуева, уходя уже в Чечню, была блокирована, то примерно по такому же сценарию развивались события и здесь. Когда необходимо не просто, как по обычной тактике, развернуться в боевую линию и атаковать противника, а следует провести специальную операцию, чтобы не пострадали мирные жители, заложники, и умело нейтрализовать бандитов, а при необходимости и уничтожить их. Поэтому здесь все роты этого батальона и средства усиления действовали не одновременно, то есть одни подразделения осуществляли разведывательно-поисковые действия, а другие уже вели бои. Задача перед батальоном стоит следующая: используя результаты огня артиллерии, армейской авиации, минометной батареи, нанести огневое поражение противнику, затем атаковать его и завершить его разгром и уничтожение.
     Цель любых учений - проверить соответствие теоретических расчетов с практическими действиями. Опыт этого учения будет положен в основу запланированного на июнь - начало июля оперативно стратегического учения «Восток-2010».
     На снимках: командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант Владимир ЧИРКИН (на переднем плане) и командующий общевойсковым объединением СибВО генерал-майор Василий Тонкошкуров; учения идут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex