на главную страницу

17 Апреля 2010 года

История Отечества

Суббота

ПОДВИГ ЛЕТЧИКА МАМКИНА

Ольга ЖУКОВА.



     Эти кадры, снятые московскими кинооператорами в тылу врага, на партизанском аэродроме, мы видим на экране ТВ в канун праздника Победы и Дня защиты детей. Рослый летчик с очками-«консервами» на шлемофоне усаживает в кабину Р-5 малышей – в клетчатых платках крест-накрест, в самодельных онучах. Голос за кадром объясняет, как спасали в годы войны детей блокадного Ленинграда и из партизанских лесов наши воины. Имя летчика не называется – эти кадры кинохроники апреля 1944 года безымянными хранятся в Государственном кинофотоархиве в Красногорске. А мне до боли обидно, что никто не знает: это последние мгновения жизни необыкновенного героя – Александра Мамкина, однополчанина моего дедушки Николая Жукова. Минут через 15 самолет лейтенанта Мамкина будет подбит. Кабина летчика загорится. Но огненным факелом перелетит он линию фронта, сядет на лед озера... Когда к месту посадки подъедут полковые медики и летчики, они увидят на белом снегу почерневшее, дымящееся тело пилота с вплавленными в лицо очками-«консервами» и поразятся: как мог человек вынести нестерпимую боль пожирающего тело огня? Управлять самолетом. Посадить. Выбраться из кабины. На обгоревших ногах шагнуть к пассажирской двери, чтобы открыть ее. И – упасть, лишь заслышав голос старшего мальчика, Володи Шишкова: «Товарищ летчик! Не беспокойтесь! Я открыл дверцу. Все живы, выходим...»
     - Полк в те дни начала апреля 1944 года вывозил от партизан не просто детей, а 185 сирот полоцкого детского дома, у которых фашисты собирались брать кровь для своих раненых. Не выжили бы! – рассказывал дедушка. – Вот партизаны и отбили их, а мы вывозили на Большую землю. Саша Мамкин сам рос без отца. Великая жалость к ним, беспомощным, и дала ему невероятные силы. Инструкция разрешала прыгать, если подбит. Но парашют-то был один! А детей – 12. Да еще их воспитательница и двое тяжелораненых в кассетах под крыльями. И спасти всех можно было только ценой своей жизни. Одной!
     ...Лейтенант Мамкин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. При жизни – орденом Отечественной войны I степени: за 70 полетов в тыл врага, за привезенные окруженцам и партизанам военные грузы. За вывоз обратными рейсами раненых, больных детей. Но в памяти многих он остается героем.
     В фундаментальных книгах «История гражданской авиации», «Мирные крылья в годы войны» и многих воспоминаниях белорусских партизанских командиров подробно описан этот подвиг, потрясший даже не раз видавших смерть фронтовиков и партизан. После войны в разных уголках нашей страны открывались музеи или экспозиции памяти Мамкина. Однополчане создали в московской школе № 227 музей боевой славы 105-го гвардейского ордена Александра Невского Паневежисского авиаполка, выделив особую экспозицию, посвященную мужественному летчику. Приводили сюда нас, детей, внуков и правнуков, в день памяти Александра Петровича – 11 апреля. Брали нас с собой в Полоцк, Витебск, Минск, Велиж, в котором похоронен Александр Петрович. В Калинин, теперь Тверь, где была база полка. Везде торжественно поминали летчика-героя Мамкина и часто рядом с нами бывали «дети Мамкина», как называли себя 12 спасенных им сирот.
     В год празднования 20-летия Победы готовилось большое награждение многих ветеранов войны за былые боевые заслуги. Бывший партизанский командир, заместитель председателя Совета министров БССР В.Е. Лобанок сообщил моему дедушке, что ветераны-партизаны решили ходатайствовать о награждении его Золотой Звездой Героя. Он командовал эскадрильей «крылатых партизан», наладившей первый воздушный мост в августе 1942 года с соединением Батьки Миная (Шмырева). Совершил 250 полетов в тыл только с посадкой. Комэск Жуков дважды представлялся к званию Героя Советского Союза (эти представления я недавно отыскала в архиве бывшего Министерства ГВФ). Недаром фашисты оценили «голову летчика Жукова в 50 тыс. марок, Железный крест и поместье с наделом земли и крестьянами», о чем сообщалось в немецких листовках.
     Мой дедушка на предложение белорусских партизан ответил просто: «Я – живой, с орденами Ленина, Красного Знамени, медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А вот за Сашу Мамкина обидно. Ему Золотая Звезда положена».
     Но указа так и не последовало.
     ...Прошли годы. Нет уже на земле наших героических дедов. В лихие 1990-е годы, когда закрывались многие школьные музеи, по инициативе директора 227-й школы Валентины Аверьяновой не только сохранена экспозиция, но и ежегодно в школе отмечаются годовщина подвига Мамкина, День Победы. Мы, дети и внуки, рассказываем уже новым поколениям школьников об огненном рейсе летчика. Демонстрируем кадры кинохроники с последними минутами его короткой жизни и фильм «Народные мстители» о полетах «крылатых партизан» в тыл, через смертоносную линию фронта.
     Знаем, что вместе с нами в эти дни поминают его в разных городах и селах страны. По Интернету нашел нас киноинженер Роман Мельников – внук Владимира Шишкова, открывшего пассажирскую кабину. Вот что он рассказал: «Дедушка оставил завет всегда помнить того, кого мы, внуки и наши правнуки, должны благодарить за подаренную жизнь». Поделился радостью: у него родился сын, уже праправнук Александра Мамкина! У героя-летчика не было своих детей, зато сегодня у него более ста внуков и правнуков.
     С малой родины, из Репьевского района Воронежской области, пришло письмо учителя Бутырской школы Марии Николаевны Гадетской с рассказом, как чтят великого земляка. На школе, где он учился, установили мемориальную доску.
     Время подтверждает древнюю мудрость: даже не награжденный герой – все равно герой. И все-таки хочется всем нам, хранящим память о человеке с железной волей и добрым сердцем, чтобы справедливость наконец восторжествовала. Чтобы вошел рассказ о самоотверженном подвиге в школьные учебники и в летопись истории Великой Отечественной войны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex