Командующий ВДВ генерал-лейтенант
Владимир Шаманов:
- Многое из того, что было продемонстрировано в ходе «полевой» части КШУ, я имею в виду технику, снаряжение, средства управления, разведки и связи, уже поступает в войска. Что-то пока можно считать перспективными образцами. Но недалек тот день, когда и «Спруты», и новые боевые машины, и беспилотники, и маневренные автомобили станут такими же привычными атрибутами ВДВ, как служившая десантникам более сорока лет «копейка» - легендарная БМД-1. Принятая военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ и рассчитанная на срок до 2025 года «Концепция перевооружения ВДВ» не оставляет в этом сомнений.
Ориентир, определенный нам военно-политическим руководством страны, через 5—7 лет должен быть в состоянии десантировать в тыл противника десантно-штурмовую дивизию. Это значит, что мы возвращаемся к своим классическим изначальным задачам. И что развитие средств десантирования больше не отстанет от развития техники, как это было последние 10 лет. В рамках КШУ провели выброску БМД-4 и «Спрута» на новых системах, которые проходят сейчас государственные испытания. А перед этим я четко поставил головным разработчикам средств десантирования задачу: следите за тенденциями в техническом оснащении ВДВ и, не ожидая заказов на ОКРы, действуйте на опережение, заранее думая, как их создать.
Во время КШУ было использовано немало различных новаций. Особо сказал бы о комплексе дистанционного наблюдения «Элерон», в составе которого - два небольших, носимых в рюкзаке беспилотника. Этот инициативно разработанный казанским предприятием «Эникс» комплекс уже три года участвует в учениях ВДВ. И все это время разработчики его совершенствуют. Последний раз указания на доработку «Элерона» выдал сам начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Результат - работа беспилотника во время КШУ и на артиллерийском полигоне под Лугой показала, что сегодня он вполне соответствует нашим требованиям к подобному средству. Он не только наблюдает, но и выдает координаты целей для поражения. А это неотъемлемое требование современного боя, в котором идет работа по принципу «увидел - поразил». Поэтому, еще пристальнее изучив возможности обновленного «Элерона», будем ставить вопрос о его поставке в войска.
В режиме
реального времени
Говоря о технических новинках, впервые использованных на учениях, командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов начинает с автоматизированной системы управления войсками, созданной концерном «Созвездие».
- Эта АСУ, - поясняет командующий, - позволила сделать существенный шаг вперед в боевом управлении войсками, соединив в единое информационное пространство батальон, полк и дивизию. И хотя система считается тактической, в определенной мере она перешагнула рамки тактических границ. Судите сами - во время, например, прошедшего учения эта АСУ, связав в режиме видеоконференции командный пункт на полигоне под Псковом со штабом ВДВ, позволила начальнику штаба войск генерал-лейтенанту Николаю Игнатову, находясь в Москве, принимать участие в заслушивании командира дивизии и подготовке к учению должностных лиц управления соединения. При этом начштаба ВДВ мог не только наблюдать за процессом, но и в любой момент высказать свою точку зрения. А в боевой обстановке это позволило бы командованию ВДВ не только в автоматизированном режиме управлять войсками, но и докладывать руководству Минобороны самую точную информацию о действиях войск.
Первым усовершенствованным и доработанным комплектом этой системы, по словам командующего ВДВ, предполагается обеспечить дислоцированную на Северном Кавказе 7-ю десантно-штурмовую дивизию.
На «Арбалетах»,
парапланах и под броней
Десантирование началось с выброски группы необычных парашютистов, визуально скорее напоминающих спортсменов, а не десантников. Оказалось, это 40 разведчиков десантировались на новых, обладающих повышенной маневренностью парашютах «Арбалет». Это было первое в рамках учений десантирование на таких полуспортивных, скажем так, парашютах. Используя их повышенную маневренность, разведчики, действующие в качестве передового десанта, сгруппировались в воздухе в три небольшие группы и спланировали в точно заданные места на площадке приземления основного десанта, находящиеся в 3—5 километрах от места выброски разведгрупп. В реальной боевой обстановке разведчики, проведя доразведку площадки приземления, взяли бы ее под контроль, обеспечив более безопасную высадку основных сил. Что, конечно же, существенно повышает живучесть десанта при высадке на площадки со сложным, а значит, засадоопасным рельефом местности.
Еще одна наблюдаемая над площадкой приземления новация - летающий на 50-метровой высоте параплан - поднимающая двух десантников парашютная система с мотором. Один из летящих на нем десантников управлял парапланом, а второй вел стрельбу из пулемета. Запускается это средство воздушной разведки с земли, а чтобы привести его из походного положения в боевое необходимы считаные минуты.
Ну а самым интересным при выброске техники (всего десантировалось 12 объектов) стало десантирование трех БМД-2 с экипажами внутри машин. Это было первое в истории войск десантирование экипажей внутри БМД-2 и первое за последние 7 лет десантирование людей «под броней».
Надо сказать, что, во-первых, десантирование людей в технике - чисто наше явление, ни в одной другой армии мира экипажи в машинах не десантируются, а, во-вторых, возглавивший ВДВ прошлой весной генерал-лейтенант Владимир Шаманов придает ему исключительно важное значение. Почему? Потому что боевое применение парашютно-десантных подразделений предполагает десантирование людей внутри техники. Ведь даже когда люди десантируются вслед за техникой, то есть из того же, что и боевые машины, самолета, на поиск машин на площадке приземления и приведение техники в боевое положение все равно уходит не менее 30 минут. При десантировании же людей в технике боевые машины уже через считаные минуты после приземления могут вступить в бой с противником. Правда, если в более поздних машинах - БМД-3 и БМД-4 «под броней» десантируется все отделение, то в БМД-1 и БМД-2 - только наводчик-оператор и механик-водитель.
- Обстоятельства и войны последних лет, - сказал командующий ВДВ, посетив накануне этого КШУ головное предприятие по разработке и производству систем десантирования - Московский научно-производственный комплекс «Универсал», - настолько удалили десант от его классических задач, что никто из должностных лиц годами не замечал, что при модернизации БМД-1 в БМД-2 заводчане не устанавливают кронштейны, предназначенные для крепления обеспечивающих десантирование людей в технике кресел «Казбек».
Теперь же, по словам Шаманова, десантирование людей в технике станет таким же привычным элементом боевой учебы, как сама выброска боевых машин.
При этом десантирование в технике в мирное время, так же как и во времена Маргелова, по-прежнему считается проявлением доблести и мужества. В этом плане со времен легендарного командующего ВДВ мало что изменилось. И после приземления трех БМД-2 с экипажами внутри машин командующий Воздушно-десантными войсками Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов не только наградил всех шестерых храбрецов часами «от командующего», но и подписал оформленные на них представления к награждению орденом Мужества.
Нужны ли десанту танки?
Следующим новым элементом боевой подготовки, показанном на учении под Псковом, стало действие батареи 125-мм самоходных противотанковых пушек «Спрут». Оснащенный танковой (такой же, как на Т-72 и Т-80) пушкой «Спрут» - самое мощное на сегодня огневое средство крылатой пехоты. Это не только пробивающий любую броню истребитель танков, но и мощнейшая, стоящая на вооружении ВДВ артиллерийская система, ведущая огонь как прямой наводкой, так и из закрытых огневых позиций. Принятый на вооружение в 2006 году «Спрут» имеется уже в 76-й и 98-й дивизиях ВДВ. «Спруты» можно было видеть на полигонах и раньше, но до этого они участвовали в учениях в единичных экземплярах и с чисто демонстрационными целями. Ну а целиком батареи «Спрутов» можно было наблюдать разве что во время парадов на Красной площади. Теперь же подразделение самоходных противотанковых пушек играло роль противотанкового резерва полка. Выдвинувшись на заданный рубеж, пять «Спрутов», по замыслу учения, должны были отразить атаку вклинившихся в нашу оборону танков противника, которые были обозначены движущимися мишенями. Быстро развернувшись в боевой порядок, «Спруты» открыли огонь, в считаные минуты уничтожив танковые мишени. Но этим их участие в обороне не ограничилось. После отражения танковой атаки «Спруты» получили новую вводную: поразить находящиеся в 5 км подразделения неприятеля, вскрытые беспилотным самолетом-разведчиком «Элерон». Все цели также были быстро поражены с оценкой «отлично». После чего батарея отошла в глубь боевого порядка полка.
Наблюдая завораживающее зрелище боевой работы «Спрутов», вспомнил о скептических публикациях в прессе по поводу целесообразности вооружения десантников подобной тяжелой техникой. «Спрут» действительно уже окрестили танком для ВДВ, но кто сказал, что десантникам не нужны подобные легкие танки? Возьмем хотя бы мировой опыт: в том же воздушно-десантном корпусе США (аналог наших Воздушно-десантных войск) - целая механизированная дивизия, в составе которой не легкие даже, а обычные танки. Да и в ходе двух военных кампаний на Северном Кавказе нашим десантным батальонам и ротам для усиления огневой мощи всякий раз придавались танки. А вот во время операции по принуждению Грузии к миру наша заходящая из Абхазии группировка войск, основу которой составили подразделения ВДВ, танков не получила. Потому что для скорейшего открытия второго фронта она была развернута ровно за двое суток. Десантники на кораблях и самолетах за это время до Абхазии добрались, а танковые подразделения никак бы не успевали. Словом, ответ на вопрос, нужны ли десанту танки, очевиден. Впрочем, помимо десантной прописки «Спрут» имеет перед классическим танком и еще несколько преимуществ. Он не только авиатранспортабелен, то есть может перевозиться самолетами военно-транспортной авиации, но и десантируется. А это значит, что поступающие сейчас на вооружение ВДВ «Спруты» можно бросить с десантниками в любые дали. Куда классические тяжелые танки оперативно не подтянуть. А «Спрут» при этом еще и плавает!
Словом, потребность войск в этой технике просто огромна. Жаль, систем десантирования для этих машин в войсках пока еще нет. Как, впрочем, и для боевой машины десанта последнего поколения БМД-4, хотя Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал» они уже разработаны.
Средства десантирования отставать не будут
Обе эти разрабатываемые системы находятся сейчас на стадии государственных испытаний. И проведенная во время десантирования техники в рамках прошедшего под Псковом учения опытная выброска БМД-4 и «Спрута» стала еще одной возможностью заглянуть в завтрашний день крылатой пехоты.
Система десантирования для «Спрута» ПБС-952, разработанная «Универсалом» в рамках опытно-конструкторской работы «Спрут-ПДС», уже полтора года находится на стадии государственных испытаний.
Пойдя навстречу разработчикам, командующий ВДВ разрешил десантировать на еще не принятой на вооружение опытной системе ПБС-952 один из серийных «Спрутов» из состава 76-й дивизии.
- Во время заводских испытаний система показала практически исключающую риск надежность, - пояснил командующий, подчеркнув, что все, что делается на «Универсале», по определению «работающее» и надежное.
Безупречно сработал во время выброски и другой продукт «Универсала» - также находящаяся на этапе госиспытаний система десантирования для БМД-4. И хотя госиспытания этой системы решено совместить с заводскими, до ее принятия на вооружение, похоже, еще далеко. Причина - «Универсалу» потребуется создать, по сути, сразу две модификации этой парашютно-бесплатформенной системы: одну под ныне поступающую в войска «Бахчу-У», которая получается путем установки модуля вооружения на БМД-3, а вторую - под другую (пока лишь перспективную) бронемашину, корпус которой будет из уже другого сплава.
Посетив накануне учения МКПК «Универсал», командующий ВДВ еще раз подчеркнул, что он крайне озабочен отставанием развития средств десантирования от развития техники. Причины же очень доходчиво пояснил советник командующего ВДВ генерал-майор в отставке Борис Островерхов, в 1982—1994 годах возглавлявший научно-технический комитет ВДВ.
- Техническое развитие ВДВ, - рассказал лауреат Государственных премий СССР и России в области науки и техники генерал-майор Островерхов, - определяется эффективной и дружной работой заместителей командующего по вооружению и воздушно-десантной службе и руководителя научно-технического (ныне - военно-научного) комитета. В мои времена это была тройка единомышленников, которая работала дружно и слаженно. Поэтому налицо был и результат: синхронно с техникой одна за другой принимались на вооружение системы ее десантирования. Но в последние 10 лет эта система откровенно разладилась. Результат - на вооружение принималась техника без средств десантирования. «Быстрее примем, быстрее наладится производство техники», - объясняли должностные лица поспешность принятия на вооружение ВВТ без средств десантирования. Однако уже 2010 год, а принятые в 2004 и 2006 годах БМД-4 и «Спрут» до сих пор не имеют средств десантирования.
Поэтому посетивший завод «Универсал» командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов не только пообещал, что больше не допустит подобного дисбаланса, но и призвал промышленников «проявлять больше инициативы, держа нос по ветру». Разумеется, в первую очередь это относилось к руководству МКПК «Универсал» и НИИ парашютостроения. Потому что решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ именно эти два предприятия определены на ближайшие 20 лет головными разработчиками систем десантирования техники ВДВ.
- На учении под Псковом, - сказал, в частности, командующий, - вы увидите целый ряд перспективных машин, которыми в ближайшем будущем планируется вооружить ВДВ. Так вот, не ждите заказа, а уже начинайте думать над системами десантирования под эти машины.
Новые машины,
подготовка и снаряжение
Рейд разведчиков по тылам противника проходил действительно на необычных автомобилях. Все они представляли собой легкие колесные машины повышенной проходимости. - В Европе, где развита дорожная сеть, отказываются от гусениц, пересаживая «броню» на колеса, - пояснил командующий ВДВ такую тенденцию, - не исключено, что и мы пойдем по такому пути. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Как вариант, пересадим на колеса разведподразделения и соединения, дислоцирующиеся на западном направлении.
Заметив на поле боя десантников на снегоходах, прикрываемых с воздуха парапланом, кто-то из зарубежных военных атташе обронил мысль: «Русские готовятся к действиям в Арктике».
Но дело, конечно же, не в арктической ориентации. Уже не раз озвученная позиция командующего ВДВ: десантники должны быть готовы к действиям на любом театре военных действий и в любых условиях. Отсюда и новации в боевой подготовке, и стремление командующего оснастить войска самым передовым, пригодным, что называется, на все случаи жизни снаряжением. И образцы этого снаряжения можно было видеть во время боевой работы под Псковом. Это и целый ряд костюмов для спецназа, и альпинистское снаряжение, с помощью которого десантники спускались с отвесной стены, и новые, подходящие и для десантирования, и для боя защитные шлемы.
На смену так называемой линейной тактике, когда годами на всех учениях «голубые береты» атаковали мишенную обстановку цепью, пришли более реальные сценарии действий на поле боя. Так, в рамках полевого этапа данного КШУ, например, можно было видеть и марш десантников по тылам противника, и их действия при попадании колонны машин в засаду, и бой в городе, а точнее, в здании, разыгранный разведчиками в так называемом килл-хаусе - специальном строении для отработки боя в помещении.
Беспилотники
заглядывают за холм
Еще одна новация в оснащении и действиях подразделений ВДВ, которую можно было видеть на КШУ 76-й дивизии, - применение непривычно большого числа средств беспилотной разведки. Так, если раньше завсегдатаем различных учений ВДВ был комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-3» казанской компании «Эникс», то сейчас десантникам помогали еще пять различных самолетов-разведчиков. Это небольшие, носимые беспилотники «Ворон» (ОАО «Топаз»), «Стрекоза» (ОАО «Вега»), «Зала»-4» и «Зала-6» (ОАО «Ижмаш»), а также более габаритный «Иркут»-10 (ОАО «Иркут»).
В рамках боевой работы всем комплексам беспилотной разведки предлагалось отследить в дневных условиях движение наших подразделений, а в ночных - позиции подразделений противника, передав артиллерии координаты целей для поражения. В результате при решении этих задач стало ясно, какие беспилотники способны только эффектно летать, а какие еще и эффективно работать. Так, если с первой задачей справились все, то к ночной разведке оказались готовы только «Элерон-3» и «Иркут-10». При этом носимый «Элерон» (вес самолета - 2,8 кг) сразу же обнаружил цели, а оборудованный более мощной оптикой семикилограммовый «Иркут», покружив полчаса в районе поиска, в итоге вернулся ни с чем.
Впрочем, непосредственно перед КШУ «Элероном» был сдан куда более серьезный экзамен, чем участие в показной части учения. Этот комплекс дистанционного наблюдения был опробован артиллеристами 98-й воздушно-десантной дивизии на контрольных занятиях по стрельбе и управлению огнем. Сняв с передаваемого беспилотником изображения координаты объекта противника, артиллеристы уничтожили ненаблюдаемую цель первым же залпом.
Оценивая работу беспилотных самолетов-разведчиков, заместитель командующего ВДВ по вооружению генерал-майор Михаил Левшунов однозначно ставит «Элерон» на первое место. Потому что только этот беспилотник смог отыскать ночью цели, выдав их координаты артиллеристам. Впрочем, тому есть логичное объяснение. Когда в июне прошлого года начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров и командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов внимательно изучили на полигоне под Новороссийском во время полкового тактического учения работу этого комплекса, у военачальников возникло немало претензий к его работе. Тогда были четко озвучены пожелания к подобным средствам разведки: работать как днем, так и ночью, передавать четкую картинку и точно считывать координаты целей.
После этого для координации усовершенствования комплекса командующим ВДВ были направлены в Казань два офицера командования - артиллерист и разведчик. Ознакомившись с работой «Элерона», они довели до производителей требования к подобному средству разведки. В результате на полигонах под Псковом и Лугой, по словам командующего ВДВ генерала Шаманова, предстал совсем другой «Элерон». Во-первых, самолет выдавал ощутимо более четкую картинку, чем прежде. Во-вторых, показывал координаты целей, не только пролетая точно над ними, как это было раньше и как это делают другие аналогичные комплексы, но и повернув видеокамеру под углом. То есть, чтобы определить координаты цели, беспилотнику уже не обязательно над ней пролетать. Ну и самое главное, появившиеся на мониторе пункта управления риски, показывающие направление местоположения артиллерии, позволяют очень эффективно вносить в стрельбу корректуру. Вот и на полигоне под Лугой это позволило уничтожить цели с помощью всего одной корректуры, то есть с использованием единственного пристрелочного снаряда.
Высокую оценку комплексу дистанционного наблюдения «Элерон-3» дали также начальник разведки ВДВ полковник Валерий Яхновец и начальник ракетных войск и артиллерии ВДВ полковник Сергей Зенкин.
- Только «Элерон» смог выдать ночью координаты цели, и этим все сказано, - констатировал, в частности, полковник Валерий Яхновец.
Безусловно, до массового прихода в войска всех показанных на КШУ под Псковом новаций еще далеко. Но дорогу, как говорится, осилит идущий. В любом случае, вспоминая, что в той же Чечне бронежилеты, разгрузки, GPS-навигаторы и прочие не предусмотренные нормами довольствия, но необходимые на войне вещи тем же десантникам приходилось закупать за свой счет, понимаешь, насколько все изменилось. И когда после всего увиденного на этом учении командующий ВДВ рассказывает о планах развития войск, понимаешь, насколько сегодняшняя Российская армия отличается от той, что воевала в Чечне 10 лет назад. Помню, как 10 лет назад в октябре 1999-го, наступая к Грозному Терским хребтом, командующий Западной группировкой войск генерал-майор Шаманов в ответ на вопрос министра обороны, чем помочь, просил 30—40 портативных радиостанций на всю группировку. Сегодня же командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов говорит, что через 5—7 лет ВДВ и ВТА России будут в состоянии десантировать дивизию в тыл противника. И что к этому еще добавишь?
Командир артиллерийского полка 98-й дивизии
полковник Сергей Ковалев:
- Во время прошедшего на полигоне под Лугой полевого выхода артиллерии мы попробовали корректировать огонь с помощью комплекса дистанционного наблюдения «Элерон-3». В рамках контрольного занятия по стрельбе и управлению огнем с боевой артиллерийской стрельбой дивизиону самоходных артиллерийских установок «Нона» была поставлена задача уничтожить не наблюдаемый с нашего КНП условный командный пункт бригады противника. Удаленность до цели составляла более 5 километров. Обнаружив на мониторе комплекса наблюдения цель, командир дивизиона снял координаты объекта и дал команду сделать пристрелочный выстрел. А затем, увидев разрыв, внес корректуру, накрыв цель вторым же снарядом. Честно говоря, сами не ожидали подобного результата. Ведь командир дивизиона впервые стрелял с помощью беспилотника. Но не встретил при этом никаких сложностей.
В общем, мы остались в восторге от этого комплекса беспилотной разведки. Считал бы целесообразным оснастить им каждый артиллерийский дивизион, поставив монитор в машину командира дивизиона. Ведь лучшего средства корректировать огонь по ненаблюдаемым целям не существует. Но при этом для эффективного использования беспилотников необходимо будет обучить операторов распознаванию целей. Потому что неподготовленному человеку, несмотря на вроде бы четкую картинку местности, сразу не понять, что за объект или объекты на мониторе.
Легкие машины — завтрашний день ВДВ.
Десантники на скалодроме.
Десантирование БМД-4.
«Спруты» на марше.