на главную страницу

21 Апреля 2010 года

Творцы победы

Среда

Александр НОВИКОВ



     

     СУДЬБА Александра Александровича Новикова, которого по праву именуют авиационным полководцем, по-своему поучительна, удивительна и, к сожалению, драматична.
     В двадцатые - тридцатые годы прошлого века немало общевойсковых командиров по зову души попросились в авиацию, которая на глазах развивалась и крепла. Новикова среди них выделяет то, что надеть форму с голубыми петлицами и впервые в жизни сесть за штурвал самолета ему было суждено уже в зрелом возрасте - в тридцать четыре года. Технику пилотирования он осваивал без отрыва от служебных обязанностей и научился летать на У-2 и боевом Р-5 настолько умело, что его освободили от полагавшейся в таких случаях переподготовки в Каче.
     РОДИЛСЯ А.А. Новиков 19 ноября (по новому стилю) 1900 года в деревне Крюково, ныне Костромской области. После окончания в мае 1918 года учительской семинарии его назначили заведующим внешкольным центром Нерехтского уезда, объединявшего шесть волостей. Собирал библиотеки, организовывал самодеятельные кружки, отвечал за спасение памятников старины и русской культуры.
     В июле 1919 года в Красную Армию был призван отец Александра - Александр Иванович Новиков, а через несколько недель красноармейскую шинель с «разговорами» надел и Новиков-младший. Служить выпало в 27-м Приволжском стрелковом полку, который дислоцировался в Нижнем Новгороде. Там красноармейца с семинарским образованием заметили. Так он и оказался на курсах «Выстрел», которые получили наименование полевой академии уже в более поздние годы.
     По окончании курсов «Выстрел» Новикова направили в Батум на 14-е командные курсы уже в качестве преподавателя тактики и стрелкового дела. Затем он командовал ротой в Отдельной Кавказской армии, в феврале 1923 года стал командиром батальона в Военно-политической школе этой армии. С этой должности осенью 1927 года был рекомендован на учебу в Военную академию РККА, которая готовила командиров и штабных работников для звена «полк - корпус».
     Академию А.А. Новиков окончил по первому разряду и получил назначение в Смоленск - начальником разведки 11-го стрелкового корпуса.
     В августе 1931 г. Александру Новикову было суждено лично познакомиться с командующим войсками Белорусского военного округа Иеронимом Уборевичем. Именно Новикову была поручена подготовка опытного учения по теме «Обслуживание разведывательного отряда самолетом». Во время доклада о его замысле командующий высказался в том духе, что общевойсковые командиры справедливо требуют от авиаторов знания тактики сухопутных войск, основ оперативного искусства, но ведь и руководящим штабным командирам тоже полезно посмотреть на поле сражения с высоты птичьего полета, освоить в определенной степени обязанности летчика-наблюдателя, приобрести навыки ведения визуальной разведки, фотографирования.
     Тот неожиданный разговор над картой в штабе округа и стал для Александра Новикова, образно говоря, моментом истины. Он тут же попросил Уборевича командировать его на стажировку в ВВС. В сентябре 1932 года Александр Александрович и стал в БВО первым представителем наземных воинских частей, направленным в авиацию для стажировки, предусматривающей практические полеты. Так обозначился крутой поворот в службе и судьбе.
     ПОСЛЕ стажировки А.А. Новиков был назначен начальником штаба 450-й авиационной бригады, которая, как и родной для него корпус, дислоцировалась в Смоленске. Эту бригаду вскоре возглавил летчик-истребитель Евгений Птухин, будущий генерал-лейтенант авиации и Герой Советского Союза. Это он после близкого знакомства с деятельным, инициативным начштаба бригады предложил Новикову основательно освоить пилотирование самолета. Александр Александрович начал чаще подниматься в воздух, но штабные обязанности не позволяли покидать кабинет так часто, как этого хотелось. Майор Новиков рапортом попросил командующего войсками БВО перевести его на командно-строевую должность и высказал согласие начинать с низов.
     Вскоре А.А. Новикова назначили командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи. Теперь Александр Александрович, кроме всего прочего, имел возможность летать днем и ночью и не пропускал ни одной летной смены. Строгие комиссии, проверявшие эскадрилью, признали комэска одним из наиболее подготовленных пилотов части, а сама эскадрилья по итогам 1935 года была объявлена передовой в масштабах округа. 28 марта 1936 г. А.А. Новикову присвоили звание полковника.
     В ФЕВРАЛЕ 1938 года комэск А.А. Новиков в Москве, в коридорах управления ВВС, случайно встретился со своим бывшим командиром бригады Е.С. Птухиным. Тот только что вернулся из Испании, где был советником по авиации при республиканском правительстве, и получил назначение на должность начальника ВВС Ленинградского военного округа. Евгений Саввич с ходу предложил Новикову идти к нему начальником штаба. Тот без колебаний согласился.
     Бесценный опыт Александр Александрович получил во время советско-финляндской войны. Ледяные аэродромы на озерах - это его инициатива. Вместе с Е.С. Птухиным штаб ВВС Северо-Западного фронта планировал массированное применение авиации на направлении главного удара. Аналитик по складу ума, Новиков особенно остро ощущал, что война требует штурмовиков, пикирующих бомбардировщиков, способных поражать малоразмерные и точечные цели. Их не было. Порой не удавалось разбомбить какой-то мостик. Особенно много внимания начштаба ВВС округа, ставшего фронтом, уделял налаживанию взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Тут тоже был, как говорится, непочатый край работы. Чтобы лучше разведать укрепления линии Маннергейма, полковник Новиков добился у С.К. Тимошенко и А.А. Жданова разрешения участвовать в боевых вылетах в качестве летчика-наблюдателя.
     Та зимняя война для Красной Армии и ее авиации была неимоверно трудной. И в то же время весьма поучительной и победной. По ее итогам Е.С. Птухину было присвоено звание Героя Советского Союза, а А.А. Новиков был награжден орденом Ленина. В августе 1940 г. Евгения Птухина перевели в Киевский Особый военный округ, а командующим ВВС Ленинградского военного округа по предложению И. Сталина назначили Александра Новикова. За два месяца до этого, 13 июня 1940 года, Новикову присвоили звание генерал-майора авиации.
     НА ПОСТУ командующего ВВС Ленинградского военного округа (с августа 1941 года - Ленинградского фронта) генерал-майор авиации А.А. Новиков и встретил Великую Отечественную войну.
     В первые дни войны, пользуясь тем, что противник оставлял пока вне зоны своих действий Ленинград, Александр Новиков со штабом в течение пяти дней подготовил воздушную операцию с участием всей авиации Северного фронта и двух флотов. Цель - нанести удары по аэродромам, на которых севернее Ленинграда базировались 5-й воздушный флот гитлеровцев и финская авиация. Командующий Северным фронтом генерал-лейтенант М.М. Попов идею операции поддержал, и на нее было получено разрешение Ставки Главного Командования.
     За шесть суток наши летчики обрушили удары на 39 аэродромов противника. В воздушных боях и на земле, как свидетельствуют архивные данные, враг потерял около 130 самолетов и был вынужден оттянуть свою авиацию на более удаленные от Ленинграда тыловые базы.
     «Эта первая в истории советской авиации многодневная операция, - писал А.А. Новиков после войны в своей книге «В небе Ленинграда», - убедила нас, что массированные удары по глубинным аэродромам - надежное средство борьбы с вражеской авиацией».
     Правда, обстановка вскоре начала складываться такой, что массировать авиацию становилось все труднее, а порой и невозможно. Ленинградским летчикам приходилось воевать на два фронта - на севере и юге. Нужно было маневрировать силами с учетом, что исправных самолетов остается все меньше.
     А.А. Новиков выступил координатором при разработке единого плана боевых действий ленинградской авиации. Территорию разделили на зоны разведки и уничтожения вражеских самолетов на земле и в воздухе, закрепив их за авиацией 7- и 23-й армий, фронтовой группы, Краснознаменного Балтийского флота и 7-го истребительного корпуса ПВО. В сжатые сроки было сделано то, чему не уделялось внимания до войны.
     У Новикова, казалось, хватало времени на все. Он лично выезжал в отдельный радиобатальон, осваивающий первые отечественные РЛС «Редут». Александр Александрович создавал штурмовые комбинированные авиагруппы из истребителей разных типов. Под его присмотром формировались отряды транспортных самолетов для переброски продовольствия.
     Одним из первых в ВВС генерал-майор авиации А.А. Новиков пришел к выводу, что воевать звеном из трех самолетов, как было принято, тактически невыгодно. Он, опираясь на опыт частей, предлагал шире использовать пару - ведущего и ведомого. В будущем, когда самолетный парк окрепнет, из пар можно будет создавать боевые группы из четырех, шести и более машин.Не сразу, но пара как основа боевого порядка была принята не только в истребительной, но и в штурмовой авиации.
     Еще одна инициатива А.А. Новикова, родившаяся зимой сорок первого, - отказаться от постановки самолетов на лыжи. В воздухе лыжи - помеха. Они снижали скорость полета, ухудшали маневренность боевой машины. Лучше на аэродроме затратить усилия на расчистку сугробов, укатку снега, чем идти на ухудшение тактико-технических данных истребителей. Тоже не сразу - инструкции весьма живучи, - но от лыж отказались, и с весны 1942 года истребители летали только с колесными шасси.
     В Ленинграде А.А. Новикову довелось решать боевые задачи вместе с Г.К. Жуковым совсем недолго - с 10 сентября по 7 октября сорок первого, но для генерала армии Жукова этого было достаточно, чтобы оценить потенциал авиатора-новатора, творца. Придет время, и именно Георгий Константинович предложит Верховному Главнокомандующему перевести А.А. Новикова, уже генерал-лейтенанта авиации, в Москву на должность первого заместителя командующего ВВС Красной Армии. Вскоре командующего - Павла Жигарева - направили на Дальний Восток, где он возглавил ВВС фронта. С 11 апреля 1942 года и до Победы Военно-воздушными силами страны выпало руководить Александру Новикову. В январе 1943 года он стал генерал-полковником авиации, через два месяца, в марте, - маршалом авиации, а 21 февраля 1944 года - главным маршалом авиации.
     КАК раз при А.А. Новикове, возведенном в ранг заместителя наркома обороны СССР по авиации, завершалась организационная перестройка Военно-воздушных сил. К маю 1942 года завершилось формирование ударных авиационных групп. Но А.А. Новиков, постоянно и глубоко анализируя состояние дел на фронтах, все более убеждался, что это полумера. Ударные авиагруппы не позволяли объединить все авиационные силы фронтов. Требовалась иная организационная структура. Вместо ВВС фронтов и ВВС армий целесообразнее создать воздушные армии. А.А. Новиков нашел понимание в Ставке ВГК. 5 мая 1942 года был объявлен приказ НКО СССР, который гласил: «В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиационных ударов объединить авиасилы Западного фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 1-я воздушная армия». К концу месяца были сформированы 2-, 3-, 4- и 8-я воздушные армии.
     Вводились воздушные армии в сражения в сложнейшей для страны обстановке. Не хватало техники. А.А. Новиков настоял на использовании штурмовиков Ил-2, еще одноместных, в качестве дневных бомбардировщиков. По его требованию под Сталинградом без бомб не поднимались в воздух и истребители. Под личным контролем командующего ВВС проходили испытания многообещающего самолета Ла-5, способного превзойти новейшие модернизированные «мессершмитты». У Александра Александровича наладилось продуктивное сотрудничество с конструкторскими бюро и авиазаводами. «Самые теплые, товарищеские отношения, - признавал в книге «Цель жизни» известный авиаконструктор А.С. Яковлев, - установились у нас с генералами Г.А. Ворожейкиным, А.В Никитиным, Ф.Я. Фалалеевым, Ф.А. Агальцовым и прежде всего с командующим Военно-воздушными силами маршалом А.А. Новиковым... Александр Александрович относился к числу людей, никогда не откладывавших решения даже самых сложных вопросов и не боявшихся брать на себя ответственность. Работать с ним было легко и приятно».
     Летом 1942 года были сформированы еще четыре воздушные армии: 5-, 6-, 14- и 15-я. Началось создание авиационных армий резерва ВГК. А.А. Новиков, вместе с военным советом ВВС проанализировав итоги участия в боях 1-й истребительной авиационной армии, пришел к выводу, что объединение получилось громоздким, недостаточно мобильным и маневренным, трудно управляемым. По докладу А.А. Новикова Ставка ВГК приняла решение авиационные армии не формировать и вместо них создать авиакорпуса и отдельные авиадивизии РВГК. К концу 1942 года на фронт было отправлено девять таких корпусов.
     Коренная перестройка структуры ВВС - создание воздушных армий, авиационных корпусов и дивизий РВГК, организационное выделение авиации дальнего действия - позволила централизовать управление всеми силами авиации, решать не только оперативно-тактические, но и стратегические задачи. Без этой перестройки, в которой по-своему отражался полководческий талант А.А. Новикова, военачальника, способного предвидеть и упреждать развитие событий, о переломе в воздушной войне, перехвате инициативы, завоевании господства над полем боя говорить не пришлось бы.
     А.А. Новиков постоянно выезжал на фронты, и каждая из поездок становилась для командующего ВВС творческой лабораторией. Так было на Юго-Восточном фронте, Сталинградском, Юго-Западном, Воронежском... А.А. Новиков с исключительной энергией внедрял управление авиацией по радио. Радионаведение последовательно вводилось в практику не только истребительных, но и штурмовых частей.
     В КОНЦЕ марта 1943 года в составе фронтов действовало 13 воздушных армий, было сформировано 19 авиационных корпусов РВГК. Авиация имела 5.892 боевых самолета, причем в основном усовершенствованных конструкций: Ла-5, Як-9, Пе-2, Ту-2, Ил-2. Ребром встал вопрос о завоевании господства в воздухе. Истории было угодно, чтобы решающие воздушные сражения произошли над Кубанью. Они длились почти два месяца и завершились 7 июня 1943 года. Наша авиация совершила около 35 тысяч самолето-вылетов. Было уничтожено 1.100 самолетов врага, из них более 800 - в воздушных боях. Битва в воздухе обрела стратегический характер, массирование сил обеих сторон было беспрецедентным. Победили в кубанском небе советские летчики.
     Много новаторских моментов благодаря А.А. Новикову было внедрено в действия авиации во время Курской битвы. Достоянием истории стал момент, когда в период Корсунь-Шевченковской операции И. Сталин, глядя в глаза командующего ВВС, спросил: «Скажите, товарищ Новиков, можно остановить танки авиацией?» А.А. Новиков ответил без колебаний: «Можно!» - и тут же отправился на фронт к Н.Ф. Ватутину. Ударами с воздуха попытки танкового прорыва гитлеровцев действительно были сорваны.
     В мощнейшее авиационное наступление вылились действия наших воздушных армий общей численностью около 6 тысяч самолетов в Белорусской операции. Среди тех, кто координировал действия сухопутных войск и авиации, был представитель Ставки ВГК маршал авиации А.А. Новиков. Александр Александрович был, можно сказать, на передовой и во время Висло-Одерской операции, при штурме Кенигсберга и Берлина. После Восточно-Прусской операции ему присвоили звание Героя Советского Союза. Второй медали «Золотая Звезда» он удостоился после разгрома японских милитаристов. На Дальнем Востоке главный маршал авиации А.А. Новиков тоже проявил себя искусным организатором и стратегом.
     ...Драма ждала Александра Новикова уже после войны. В ночь на 23 апреля 1946 года он вместе с некоторыми членами военного совета ВВС был подвергнут аресту якобы за послабления при приемке самолетов от промышленности. Но следователи выбивали у Александра Александровича материал, компрометирующий Г.К. Жукова. Лишенный воинского звания и боевых наград, Новиков был в заключении до февраля 1952 года. В мае следующего года он был полностью реабилитирован и восстановлен на военной службе. Последняя должность А.А. Новикова в Вооруженных Силах - командующий Дальней авиацией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex