- Юрий Михайлович, в начале 90-х годов прошлого века сама мысль о примирении воспринималась в обществе неоднозначно. Видимо, и первые шаги давались нелегко?
- Начало движению «Примирение над солдатскими могилами» положило соглашение по уходу за воинскими захоронениями, подписанное Россией и Германией в декабре 1992 года. Оно поставило на государственную основу морально-этический аспект проблемы отношения к погибшим с обеих сторон как жертвам войны. Не все наши соотечественники тогда поняли: речь идет не о переписывании истории, а о том, что должна быть поставлена точка в многолетней неприязни между немцами и русскими. Был дан толчок к долгому и трудному процессу сближения двух европейских народов, наиболее пострадавших во время Второй мировой войны.
- Сложность задуманного вами очевидна, особенно в Санкт-Петербурге, но именно здесь стартовала совместная работа. Почему?
- Вы правы, этот город традиционно являлся камнем преткновения для акций примирения над могилами солдат, воевавших по разные стороны фронта. Причины очевидны. В Ленинграде, городе с уникальной военной судьбой, около миллиона безвинных людей стали жертвой политики истребления голодом, которую проводило руководство нацистской Германии. Практически каждая ленинградская семья в войну потеряла родственника. Ужас голодной смерти передается из поколения в поколение: в семьях блокадников никогда не выбросят и корочки черствого хлеба...
Нужно учитывать и чисто военный аспект: история не знает подобных примеров ожесточенных непрерывных боев, проходивших под Ленинградом в суровых климатических условиях. Это подтверждают и огромные потери, которые понесли обе стороны в боях. Поэтому надеяться на скорое примирение наших фронтовиков с бывшими солдатами вермахта не стоило. И поначалу, не скрою, доминировала атмосфера неприятия самой идеи примирения.
Стало ясно: за дело должны взяться прежде всего те, кто когда-то сам участвовал в боях под Ленинградом. Поэтому у истоков движения были как ветераны войны, так и общественные деятели Санкт-Петербурга.
- Кого конкретно можете назвать?
- Пожалуй, самым значимым фактором стало то, что идею примирения активно поддержали известные и уважаемые в стране люди: поэт Михаил Дудин, являвшийся председателем городской секции Совета мира и согласия, и писатель Даниил Гранин - автор знаменитой «Блокадной книги». Оба фронтовики, не понаслышке знающие, что такое война и горечь потерь. Именно Даниил Гранин еще в начале 1990-х пытался дать толчок акциям примирения. Тогда общественное мнение оказалось к этому не готово. Срабатывали стереотипы мышления: одни сражались, защищая Родину, другие пришли на чужую землю как захватчики. Так что понять наших фронтовиков можно.
Но сама идея примирения постепенно овладевала умами. Ведь жить нашим народам и дальше на одном континенте, и весь вопрос как: в духе согласия, усвоив уроки прошлого, или по-прежнему рассматривая все через перекрестие прицела... Тяга к примирению чувствовалась и с немецкой стороны, где в обществе присутствует комплекс исторической вины, доминирует неприятие нацизма.
Речь идет ни в коем случае не о реабилитации нацизма и оправдании военных преступлений вермахта, а о том, чтобы нынешние поколения научились жить как добрые соседи. Тем более что канули в Лету и «холодная война», и идеологическое противостояние. У многих из нынешних граждан Германии деды и отцы погибли в походе на Восток, попав в сети идеологии нацизма, которая, подчеркну, решительно отвергнута нынешней демократической Германией. Приезжая в Россию, они хотели бы способствовать тому, чтобы их погибшие родственники были бы по-христиански упокоены. Разумеется, без фанфар, уважая чувства наших граждан.
В работе по примирению активно участвовали заместитель председателя организации ветеранов войны - однополчан Павел Дмитриев, секретарь этой организации Анна Соловьева, член правления Валерий Махалов, врач и детский писатель Александр Якубенко, историк блокады Донат Жеребов, искусствовед и участник сражений за Волхов Николай Никулин, инвалид войны Леонид Егупов.
- В итоге в 1994 году родилась инициативная группа «Примирение», руководить которой коллеги доверили вам. Что стало ее главной целью?
- Цель очевидна: формирование благожелательной атмосферы во взаимоотношениях между народами стран, бывших противниками по Второй мировой войне. Местом встреч российских и немецких ветеранов стал петербургский «Дом дружбы» на Фонтанке. Появилась поддержка не только со стороны интеллигенции, но и администрации Санкт-Петербурга. Развивались контакты и с официальными структурами Германии, занимающимися вопросами воинских захоронений.
Сформировался своеобразный конгломерат из организаций и групп людей, которых объединила инициативная группа «Примирение». С российской стороны это Объединенный комитет ветеранов войны и военной службы - однополчан Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциация «Военные мемориалы», представители администрации Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области. С немецкой - генеральное консульство ФРГ в Санкт-Петербурге, Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями и его земельное объединение в Гамбурге, ветераны войны из состава дивизий, воевавших под Ленинградом. То есть были представлены государственные структуры и общественные организации, уполномоченные правительствами России и Германии реализовывать соглашение по уходу за воинскими захоронениями.
Но органы власти могли действовать лишь в рамках официальных мероприятий, поэтому им требовалась помощь на уровне «народной дипломатии». Ее и оказывали ветераны обеих стран при поддержке группы «Примирение», которая постепенно была преобразована из неформального объединения единомышленников в официальную общественную организацию. В начале 1995 года был создан Центр международного сотрудничества «Примирение», представлявший интересы общественных структур России и Германии. Активное ядро центра постепенно выросло до 70 человек, а отдельные мероприятия собирали до 300. Причем особое внимание уделялось молодежи.
- Чем это вызвано? Молодые люди проще воспринимают идеи примирения?
- Это направление оказалось наиболее эффективным, в чем мы смогли убедиться, развивая контакты по линии породненных городов: Санкт-Петербурга и Гамбурга. Именно молодежные акции оказались беспроигрышным вариантом при формировании отношений, так как у подрастающего поколения 90-х годов не было личной причастности к военным событиям многолетней давности. Молодежь своими акциями решала задачи по смягчению напряженности, способствуя возникновению взаимопонимания. Настоящим другом и партнером центра «Примирение» стало Гамбургское земельное объединение Народного союза Германии. Эта влиятельная организация не только щедро делилась опытом работы, но и помогала развивать наиболее эффективные направления, в том числе по проведению молодежных лагерей.
- В результате они появились и в России?
- Первый международный молодежный лагерь по уходу за воинскими захоронениями был организован в Петербурге в 1993 году. Под Сестрорецком молодые люди из городов-побратимов (всего по 10 человек) приводили в порядок немецкое кладбище военнопленных, а затем выезжали на советские мемориалы на «Невском «пятачке» и Синявинских высотах. Работали ребята и на Пискаревском мемориальном кладбище. Тот опыт оказался удачным, и в дальнейшем работа активизировалась: в школах с углубленным изучением иностранных языков и вузах начался отбор достойных кандидатов для поездки в международные лагеря в Германию, Польшу, Францию и в Россию под Петербург. Эта инициатива была официально поддержана комитетом по культуре администрации Санкт-Петербурга.
Помимо международных молодежных лагерей успешной стала акция «Юные спортсмены за мир». В турне по Германии отправилась петербургская детская футбольная команда «Турбостроитель»: 12-13-летние игроки сражались на стадионах со своими немецкими сверстниками. После матчей ребята из России и Германии вместе возлагали цветы к могилам советских военнопленных на территории Германии. Такие акции проводились трижды и поддерживались приветственными письмами мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и его заместителя Владимира Путина. В 1996 году футболисты «Турбостроителя» вместе с легендарным немецким футболистом Уве Зеелером посадили дерево на территории парка, примыкавшего к центральному стадиону Гамбурга.
Перспективным направлением стала работа с учащимися художественных школ - учитель истории Ирина Голованова организовала международный конкурс рисунков под названием «Память о войне и примирение глазами молодежи». Лучшие детские рисунки с успехом экспонировались не только в Петербурге, но и в ряде городов Северной Германии.
- Знаю, что куда сложнее было реализовать проект создания немецкого кладбища под Петербургом. Если в Германии советские воинские захоронения - дело привычное, то в России...
- Народный Союз Германии обратился к движению «Примирение» с просьбой оказать содействие в поиске места под сводное немецкое кладбище, куда со временем могли бы быть перезахоронены солдаты вермахта, погибшие под Ленинградом. По оценке экспертов оно могло бы стать самым крупным в мире, учитывая, что есть реальная возможность найти и идентифицировать не менее 50 процентов погибших немецких солдат. В архивах Германии сохранились карты с указанием не только воинских кладбищ, но и точного количества захороненных там солдат - их могло бы быть до 80 тысяч.
По предложению центра «Примирение» таким местом для мемориального кладбища стал участок у деревни Сологубовка, где во время войны находились несколько немецких военных захоронений. Тут же неподалеку проходила линия фронта, где поисковые отряды до сих пор обнаруживают останки не только советских, но и немецких военнослужащих. Кроме того, район Сологубовки удачно вписывается в туристический маршрут: сюда могли бы приезжать экскурсанты из Германии. До Петербурга - около 70 километров, не более полутора часов езды на автобусе, включая остановку для осмотра экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировске.
В сентябре 2000 года первая очередь немецкого кладбища в Сологубовке была открыта. В церемонии приняли участие представители правительства Ленинградской области, породненных городов, а также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Участие последнего послужило толчком к реставрации на пожертвования немецких граждан церкви Успения Божьей Матери, примыкавшей к немецкому захоронению. Впоследствии в Сологубовке был создан целый архитектурный ансамбль под названием «Примирение над солдатскими могилами», включающий «Парк мира».
- Подобные захоронения требуют особого внимания - малейший недосмотр может привести к негативному резонансу...
- Как и в каждом новом деле, все учесть невозможно. Тем более не все с морально-этической точки зрения одинаково воспринимается в Германии и в России. Так, в 1998 году под Новгородом Народным союзом Германии было создано первое мемориальное сборное захоронение военнослужащих вермахта, где был установлен также и памятный знак с табличкой в честь «доблестных и храбрых солдат испанской Голубой дивизии». Центр «Примирение» выступил с инициативой, поддержанной ветеранами Новгорода, об устранении подобной надписи: речь только о жертвах войны, но никак не о героизации солдат-оккупантов. Сейчас на памятном знаке установлена новая табличка на двух языках чисто исторического содержания.
- Какие акции планирует ваш комитет в ближайшие месяцы?
- Мы учитываем, что День Победы - это праздник не только для нашей страны, но и для Европы, где в мае будет отмечаться День окончания войны. Там на первый план выйдет факт достижения мира. В этом будет особенность предстоящего юбилея, который имеет две бесспорные составляющие: «победа» и «мир». Движение по примирению стремится и здесь внести свой вклад. В этом плане очень своевременной стала недавняя инициатива писателя Даниила Гранина. Он предложил попытаться установить если не в России, то хотя бы в Германии памятник примирения жертвам двух мировых войн. Немецкая сторона положительно восприняла эту идею. Не исключено, что к маю 2010 года такой памятник в виде стелы с двумя крестами - католическим и православным - может появиться в местечке Нойхарденберг под Берлином. Памятник мог бы объединить под знаком примирения две братские могилы советских и немецких солдат - их сейчас разделяют всего лишь несколько сотен метров.
В апреле под эгидой Совета ветеранов Санкт-Петербурга планируется организовать поездку по Европе под лозунгом «Солдатские могилы взывают к миру». Она станет продолжением и развитием акции пятилетней давности, устроенной руководством ветеранских организаций города на Неве, которая носила название «Цветок на русскую могилу». Тогда она вызвала положительный резонанс в Германии. Новая акция «Солдатские могилы взывают к миру» - это автомобильный марафон по городам и сельским населенным пунктам стран Европы, наиболее пострадавшим во время Второй мировой войны. Ее участники посетят воинские захоронения независимо от того, на чьей стороне воевали покоящиеся там. Основной лозунг акции: «К миру взывают народы, примиренные уроками войны».
На снимках: Юрий ЛЕБЕДЕВ; писатель Даниил ГРАНИН с молодежным активом движения «Примирение».