на главную страницу

21 Апреля 2010 года

История Отечества

Среда

О Победе – молодыми голосами

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».




     9 МАЯ – этот святой праздник никого из нас не оставляет равнодушным. Не будет преувеличением сказать, что каждый считающий себя гражданином России стремится воздать должное людям старшего поколения за подвиг, что совершили они в годы войны. Своим искусством преклонила колени перед победителями и группа «Белый день», лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей: к юбилею коллектив выпустил музыкальный видеофильм «Песни Победы».
     Фронтовая фото- и кинохроника, декорации, костюмы, современные спецэффекты – все это создает видеоряд, на фоне которого в живом исполнении звучат главные герои фильма – песни военных лет и песни, написанные в послевоенное время, но тоже о войне. Достаточно назвать несколько из них, чтобы стало понятным, что за жемчужины нанизаны на нить высокого исполнительского мастерства в этом музыкальном ожерелье: «Темная ночь», «Прощайте, скалистые горы», «Землянка», «Журавли» «Синий платочек», «Алеша»... Эти песни – а их в фильме четырнадцать – артисты включили и в свой концертный репертуар.
     ИЗ ВСЕХ эпитетов, которыми обычно наделяют творческие коллективы, к группе «Белый день» больше всего подходит слово «уникальный». Отчасти из-за ее численности – это «всего-навсего» трио. Но именно тут-то и приходит на память известное: мал золотник, да дорог. Главный же признак уникальности «Белого дня» – его состав: баян, балалайка, певица. Если исходить только из этой информации о группе, то ее можно посчитать фольклорной.
     Однако в репертуаре «Белого дня» есть и хиты признанных всем миром групп отнюдь не русского народного жанра – таких, например, как Beatles, Queen, Eagles, Metallica, ABBA, Boney-M, или попурри из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» (и вся эта сложная музыкальная палитра в сочетании с вокалом мастерски извлекается из русских народных инструментов). Зрительское восприятие такого исполнения развивается по нарастающей – от удивления к изумлению.
     «Белый день» надо видеть и слышать. Если кому-то в этом плане не повезло, тот может даже усомниться в возможности существования подобной «эклектики». Но факт – упрямая вещь. В 1996 году группа выпустила альбом «Балалайка in Rock», который получил лестные отзывы Лайзы Минелли, Рут Маккартни, Криса Ри. Это был уникальный по своей смелости эксперимент, в основе которого лежал синтез русского музыкального фольклора и оригинальных обработок кавер-версий мировой музыкальной поп- и рок-классики.
     В 1998 году «Белый день» по просьбе продюсера легендарной группы Queen принимал участие в проходившем в Лужниках концерте памяти Фредди Меркьюри. Под баян и русскую балалайку зал подхватывал хиты великого рок-музыканта Friends will be friends, Don’t stop me now, Mustapha. И это еще не все. Современно и в то же время с бережным отношением к оригиналу аранжированная в исполнении группы звучит и музыкальная классика.
     О творческом диапазоне артистов говорит хотя бы тот факт, что в свое время они служили музыкальной канвой в популярной и по-настоящему юмористической программе Михаила Евдокимова «С легким паром». И тут же – кажущееся крайней противоположностью евдокимовской «бане» содружество с известным танцором, некогда солистом балета Большого театра Гедиминасом Тарандой, в результате чего родилась музыкально-хореографическая композиция на тему Консуэло Веласкес «Бесаме мучо».
     Все это говорит о том, что мы имеем дело с высокопрофессиональными музыкантами, а не с правдами-неправдами пролезшими на сцену самоучками, на вооружении которых два-три гитарных аккорда и голоса, без компьютерной коррекции которые по большому счету нельзя выпускать в эфир.
     Так, основатель и художественный руководитель группы баянист и талантливый аранжировщик Валерий Семин окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне это Российская академия музыки имени Гнесиных). «Гнесинка» за плечами и балалаечника Андрея Сандалова. Последнему к тому же удается совмещать концертную деятельность с учебой в аспирантуре.
     Единственная в группе представительница прекрасного пола Елена с «цветочной» фамилией Василёк – выпускница Музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова. Помимо того, что она, как и Семин, стояла у истоков «Белого дня», сочетание тембров их голосов, профессиональное владение голосовым инструментом позволило Елене и Валерию составить оригинальный вокальный дуэт. «Я хорошо строю терцию», – эта фраза Валерия, объясняющая причину столь высокого результата, вызвала у Елены серию согласных кивков. Сама она помимо певческого таланта наделена еще поэтическим и композиторским даром. Всего ею написано до сотни песен. И в основном они заполняют все девять выпущенных группой песенных альбомов.
     ПОЧЕМУ группа «Белый день» откликнулась на 65-летие Победы не поправками «на злобу дня» в своем репертуаре, а целевым проектом – видеофильмом, причем с приличным тиражом на DVD? Тут сказалась армейская страница в биографии художественного руководителя. Срочную службу Валерий Семин проходил в ансамбле песни и пляски РВСН «Красная звезда», тезке нашей газеты, и не раз выступал у нас в редакции.
     Главное – этот «тройственный союз» единомышленников исповедует ту же патриотическую и музыкально-поэтическую веру, что исповедовали поэты и композиторы, чьи песни звучат сегодня в их фронтовом видеофильме.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex