на главную страницу

22 Апреля 2010 года

Армия и общество

Четверг

Цена атаки

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



На Тоцком окружном общевойсковом полигоне проводилась боевая стрельба первого в этом году батальонного тактического учения ПУрВО.


     Для подготовки мотострелковых подразделений к выполнению боевых задач в тесном взаимодействии с авиацией к участию в этом учении была привлечена пара боевых вертолетов Ми-24, возглавляемая командиром звена майором Николаем Пейкришвили. Винтокрылые машины в ходе учебного боя уверенно выполнили один боевой заход и метко выпустили по целям с «горки» по две 80-мм ракеты.
     Ничего нового в этом не было: боевые вертолеты Ми-24, которые в войсках носят неофициальные прозвища «крокодилов», стоят на вооружении без малого 40 лет. Неожиданной стала информация о том пути к полигону, который совершила эта пара винтокрылых трудяг. Оказывается, по заявке штаба ПУрВО главный штаб ВВС направил на окружные полигоны в Оренбургской и Челябинской областях вертолеты Ми-24 и Ми-8МТ. Они были выделены с авиабазы (бывшего отдельного Севастопольского вертолетного полка) в Кореновске Краснодарского края и перелетели своим ходом с Кубани на общевойсковые полигоны ПУрВО вблизи поселка Тоцкое-2 Оренбургской области и города Чебаркуль Челябинской области. Руководителями полетов на учения были направлены опытные старшие офицеры: на Тоцкий полигон - заместитель командира авиабазы в Кореновске подполковник Сергей Садов, на Чебаркульский - заместитель командира авиабазы в Буденновске подполковник Сергей Седов.
     Пара боевых вертолетов Ми-24, которая в течение каких-то пяти минут своего пребывания в воздухе над Тоцким полигоном участвовала в БТУ гвардейской мотострелковой бригады, совершила для этого пятисуточный перелет. Их маршрут пролег из Кореновска на Волгоград (Мариновка) через Самару (Кряж) и Оренбург-2 к аэродрому или к площадке подскока Тоцкое и обратно.
     По подсчетам офицеров Кореновской авиабазы, они преодолели около 5.000 км и потратили на этот путь в обе стороны около 30 часов. И сожгли на каждой винтокрылой машине примерно по 30 тонн авиационного керосина ТС-1. Естественно, полученный в ходе этих перелетов дополнительный, более чем суточный суммарный налет днем, в простых метеоусловиях, на автопилотах, без выполнения соответствующих упражнений и задач вряд ли существенно повысит квалификацию членов экипажей вертолетов.
     Корреспондент «Красной звезды» проверил полученную от авиаторов из Кореновска информацию по доступным справочникам. Оказалось, что действительно даже кратчайшее расстояние между населенными пунктами Кореновск - Волгоград - Самара - Оренбург - Тоцкое в сумме превышает 2.100 км. (Наши читатели могут удостовериться в этом сами: 607 км + 831 км + 418 км + 244 км = 2.103 км). А если учитывать «хождения» по установленным Агентством росаэронавигации «воздушным коридорам», то прибавляем примерно 400 км.
     Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба 2-й гвардейской общевойсковой армии полковник Владимир Пономарев сказал, что перелет на боевых вертолетах с Кубани на Урал и обратно для краткосрочного участия в обычных батальонных учениях был вынужденной мерой. По его словам, в новых общевойсковых соединениях округа на сегодня несколько десятков мотострелковых и танковых батальонов, которые могут ежегодно проводить БТУ с боевой стрельбой. На них согласно «Наставлению по организации и проведению общевойсковых тактических учений» привлекаются подразделения армейской авиации.
     Постоянно командировать на обеспечение таких общевойсковых учений боевые вертолеты с авиабаз на территории СКВО по приведенным выше затратам весьма расточительно. В то же время бывший начальник управления авиации ПУрВО генерал-майор запаса Александр Серебряков заявил, что имеется реальная возможность отказаться от «рекордных» перелетов на вертолетах с Северного Кавказа на Южный Урал для участия в обычных БТУ. Для этого достаточно использовать винтокрылые машины учебных вертолетных полков (увп) его родного Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ). Например, пары и звенья Ми-24 и Ми-8 из состава учебных эскадрилий учебного авиаполка, дислоцированного в Саратовской области. Или же командировать на общевойсковые учения, проводимые на территории Поволжья и Южного Урала, вертолеты Ми-24 из учебного вертолетного полка, который базируется в самой Сызрани. Для сравнения: расстояние от Сызрани до поселка Тоцкое-2 даже по извилистой автомобильной дороге - 395 км, а от Пугачева - 409 км.
     Начальник СВВАУЛ Герой Российской Федерации полковник Николай Ярцев, который в свое время сам служил на Северном Кавказе командиром вертолетного полка в Буденновске, сообщил свой рецепт разрешения возникшей проблемы в «авиационном» обеспечении боевой подготовки войск ПУрВО. По его словам, для этого достаточно прикомандировать или приписать в штат группы управления училища, в которой сегодня несколько вертолетов Ми-8МТ, еще столько же вертолетов Ми-24. Хорошо подготовленные летчики-инструкторы СВВАУЛ смогут выполнить все стоящие учебные задачи на тактических учениях в войсках ПУрВО. И затратить на порядок меньше бюджетных средств, авиационного топлива и выделенного летного ресурса вертолетов. Право на принятие решения в сложившейся ситуации принадлежит главному командованию ВВС, которому непосредственно подчиняется Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.


     

     Андрей Васильевич БОНДАРЕНКО - специальный корреспондент «Красной звезды» при штабе 2-й гвардейской общевойсковой армии ПУрВО (Самара).
     Выпустившись в 1973 году из Одесского высшего артиллерийского командного училища, начал офицерскую службу в ракетных войсках и артиллерии 2-й гвардейской танковой армии СВГ. В 1977-м был приглашен на должность корреспондента-организатора многотиражной газеты 21-й мотострелковой дивизии «Сын Родины». Продолжил службу в армейской газете «Боевое знамя» и окружной - «Суворовский натиск». В 1985 году - старший инструктор - направленец по печати в политуправлении ТуркВО.
     В 1988 году назначен заместителем ответственного редактора газеты ТуркВО «Фрунзевец», в 1990-м переведен в окружную газету Приволжско-Уральского военного округа «За Родину». Через год стал первым начальником пресс-центра ПУрВО.
     Ветеран боевых действий в Афганистане и Чечне. Лауреат первого Всероссийского конкурса ВВЦ «Сделано в России» за цикл материалов по ракетному и авиационному моторостроению.
     Адрес корпункта: 443010 г. Самара, ул. Шостаковича д. 1,
     тел.: 8-846-332-09-70.

     

     


     На снимках: пуск ракет С-8 с вертолетов Ми-24; Герой России полковник Николай ЯРЦЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex