на главную страницу

22 Апреля 2010 года

Армия и общество

Четверг

«Зарница» возвращается

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Известная аксиома гласит: если граждане не любят свою страну, у нее нет будущего. Любовь к Родине надо воспитывать у ребенка с самого детства. Ведь патриотизм не инстинкт, он формируется на каждом этапе развития человека.


     Опираясь на накопленный опыт, в общеобразовательных школах ищут новые и нестандартные формы работы с детьми. Как это сделал, к примеру, педагогический коллектив школы здоровья № 137 города Москвы. Вот уже пятый год здесь проводят военно-спортивную игру «Зарница». В этом году ее посвятили 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Со времен Советского Союза «Зарница» представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. Молодежь разделялась на команды и соревновалась в различных военно-прикладных видах спорта. Такая игра была одной из составляющих комплексной программы патриотического воспитания и системы начальной военной подготовки школьников.
     Отрадно, что позабытая в перестроечные времена «Зарница» потихоньку возвращается в российские школы.
     - В сегодняшних условиях эта игра – достаточно действенный способ привлечения внимания и заинтересованности подростков – будущих защитников Родины, одна из форм патриотического воспитания, – делится директор московской школы № 137 Наталья Мручко. – Кроме того, мы рассматриваем «Зарницу» как первоначальный этап подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах. Поэтому и решили возродить пионерскую игру. Провели опрос детей и оказалось, что у многих отцы – военнослужащие. Пообщались с родителями – всем такая идея пришлась по душе. Сказано – сделано. За помощью в проведении ответственного мероприятия обратились к командованию войск Московского военного округа, которое охотно откликнулось на нашу просьбу и выделило военнослужащих из мотострелковой бригады.
     Пятидневная игра началась с объявления в школе (гарнизоне) особого положения. Все классы разделили на два батальона – «Юг» и «Север». А класс назвали взводом. Учащимся младших классов (юнармейцам) нашили бумажные погоны и выдали пилотки. Старшеклассники надели камуфлированную форму. На все игровые дни было составлено расписание различных мероприятий, которые проходили между уроками. Ребята выполняли различные «военные» задания. Показывали спортивное мастерство, знание основ безопасности жизнедеятельности, например оказание первой медицинской помощи. Демонстрировали знание военных песен и умение маршировать. Поначалу строевая подготовка ребятам давалась с трудом. Но строгие и требовательные учителя – военнослужащие срочной службы – уже через пару дней обучили ребят и этой премудрости. Зачет по строевой сдали все. Особо запомнился школьникам конкурс военной песни, когда произведения военных лет пели сначала повзводно, а затем и целым батальоном.
     Финалом «Зарницы» стала игра на местности «Тропа доверия». Она проводилась на пришкольной территории. Классы с военными инструкторами, взявшись за руки, передвигались по определенным квадратам – «станциям», на которых ребята выполняли различные задания – спортивные, творческие, юмористические. Руководили «станциями» учителя и старшеклассники.
     В завершение «Зарницы» была проведена эстафета. Ну а затем ребят угостили настоящей солдатской кашей из полевой кухни.
     Школьникам игра понравилась. А в этом году в рамках «Зарницы» они даже принимали участие в награждении ветеранов Великой Отечественной войны юбилейными медалями.
     Уважение к старшим, сохранение традиций, знание истории своей Родины, повышение авторитета Российской армии – вот что необходимо для воспитания гражданина и патриота. Именно поэтому военно-спортивная игра «Зарница» вызывает интерес у учащихся, учителей и родителей. А восторженные отзывы участников игры говорят сами за себя.
     - Это лучшая игра, в которую мы играли, – говорит второклассник Илья Ильин. – Было трудно, но мы с радостью выполняли все задания, которые нам давали. Иногда от волнения булькало в животе, хотелось выполнить все поручения и заработать много баллов, чтобы наш батальон выиграл!
     - Во время игры нам дают возможность почувствовать свою значимость: мы проводим соревнования, помогаем младшим ребятам, – рассказывает ученик 10-го класса Георгий Зорин. – В этом году мы организовали и провели игру разведчиков. Нам очень понравилось! Некоторые мальчишки впервые чистили картошку и пришивали пуговицы. Оказывается, это трудно.
     - В дни проведения игры в несколько раз повышается успеваемость, – делится учитель начальных классов Галина Конышева. – Все школьники выполняют домашние задания, гораздо лучше пишут самостоятельные и контрольные работы, чтобы заработать поощрительные баллы для своего подразделения.
     И даже дома ребята стараются не выходить из образа.
     - Во время «Зарницы» не заставляю дочку делать домашние задания, – вспоминает Ирина Валерьевна, мама ученицы 6-го класса Валерии Крынкиной. – А сколько положительных эмоций, рассказов о событиях: и смотр строя, и конкурс песни, и спортивные соревнования! А сколько гордости за то, что готовят мероприятия не только учителя, но и военнослужащие.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex