В ближайшие несколько дней с рабочим визитом в США будет находиться начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал армии Николай Макаров.
В соответствии с программой визита, как сообщает Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, он проведет переговоры с председателем комитета начальников штабов вооруженных сил США адмиралом Майклом Мулленом, а также встретится с министром обороны Робертом Гейтсом. Стороны рассмотрят состояние и перспективы сотрудничества между военными ведомствами России и США. В частности, в центре внимания будут находиться вопросы реализации нового Договора по СНВ, американской глобальной ПРО и системы ПРО театра военных действий в Европе. «Мы хотим прояснить мотивацию, лежащую в основе планов США по развертыванию системы ПРО в Европе, их видение будущей конфигурации этой системы», - заявил, по сообщению ИТАР-ТАСС, накануне отлета из Москвы начальник Генштаба ВС РФ. «До сих пор американская сторона нам заявляла, что такая система ей необходима для защиты от иранской ракетной угрозы. Мы не согласны с этим доводом и предлагаем США прежде всего провести совместную работу по анализу и оценке рисков и угроз. И только потом принимать решение, как им противодействовать», - подчеркнул генерал армии Николай Макаров.
Тем временем администрация Барака Обамы ведет активные консультации с сенатом по поводу ратификации нового Договора о СНВ. Об этом заявила заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер. Она также отметила, что сенат уже какое-то время не ратифицировал подобного рода договоры и что важную роль в процессе рассмотрения нового соглашения по СНВ будут играть и сугубо внутриполитические соображения сенаторов, зачастую не имеющие ничего общего с вопросами разоружения. А посему, по ее мнению, не следует ждать, что сенат просто «проштампует» новый договор.
Это подтверждают и недавние высказывания лидера демократического большинства в сенате Гэрри Рида. На днях он заявил, что ратификация может затянуться до следующего года. Тошер не стала оспаривать это высказывание, а лишь повторила, что в сенат правительство планирует направить договор в следующем месяце. «Мы надеемся, что пройдут слушания по этому документу и что политическое решение относительно его рассмотрения палатой полного состава будет принято через какое-то время после этого», - сказала заместитель руководителя внешнеполитического ведомства США.
На встрече с журналистами она также выразила уверенность, что развитие системы противоракетной обороны США не приведет к слому нового Договора по СНВ. Когда же один из репортеров напомнил Тошер о готовности России выйти в одностороннем порядке из соглашения в случае возникновения угроз ее национальной безопасности со стороны американской системы ПРО и спросил, что для администрации Барака Обамы более важно - ПРО или сокращение СНВ, дипломат ответила: «Я хотела бы иметь и то и другое. И я думаю, что это возможно». При этом она в очередной раз заверила, что развертываемая нынешним американским правительством система ПРО «не нацелена на Россию и, откровенно говоря, ориентирована таким образом, что не может нанести ущерба россиянам».
Совершенно очевидно, что тема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений сегодня волнует обе стороны. На днях ее затронули сразу два члена комитета - республиканцы Джон Маккейн и Джеймс Инхоф. Маккейн, в частности, сказал, что его тревожит то, что Россия может воспользоваться развертыванием Соединенными Штатами в будущем своих систем ПРО в качестве повода для выхода из Договора по СНВ. «Одностороннее российское заявление на сей счет вызывает беспокойство, - добавил он. - ПРО не должна рассматриваться в Москве как какая-то новая форма агрессии в период после «холодной войны».
Стараясь, надо полагать, успокоить Маккейна, помощник заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер сказал, что односторонние заявления, с которыми выступили США и Россия при подписании документа в Праге 8 апреля, не являются частью договора. Они, по его словам, не являются юридически обязывающими и представляют собой лишь уведомления о взглядах на ПРО.
«В российском одностороннем заявлении, - продолжил представитель Пентагона, - высказывается предложение, что Россия может рассмотреть возможность выхода из нового ДСНВ, если наращивание возможностей систем ПРО США... приведет к возникновению угроз потенциалу стратегических ядерных сил РФ. Однако никакой такой угрозы сейчас нет, и мы не ожидаем, что она возникнет в будущем».
В свою очередь, помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс, выступая в «Уолл-стрит джорнэл», подчеркивает, что Договор по СНВ не накладывает ограничений ни на программу американской ПРО (базы в Калифорнии и на Аляске), ни на новую программу европейской ПРО. Он лишь запрещает переоборудование шахт для межконтинентальных баллистических ракет, а также пусковых установок на подводных лодках для нужд ПРО, и наоборот, в то же время «узаконивает» пять уже переоборудованных шахт для МБР в Калифорнии. «Другими словами, если нам понадобится усилить калифорнийскую ПРО, мы просто выроем в Калифорнии новые шахты, что договором не запрещается (так же как не запрещается рыть шахты для ракет ПРО в любом другом месте)», - отметил Джонс. И добавил, что Барак Обама по-прежнему намерен развивать и создавать систему ПРО. Об этом свидетельствует сумма в 10 миллиардов долларов, которая была запрошена на противоракетную оборону в 2011 году, что почти на 700 миллионов больше, чем в текущем. «Угроза русских выйти из договора не помешает президенту предпринимать необходимые шаги для защиты США и их союзников. Этой цели служит и новый Договор о СНВ, что подтверждается мнением руководства министерства обороны и объединенного комитета начальников штабов», - сказал помощник американского президента по национальной безопасности.
|