на главную страницу

23 Апреля 2010 года

В честь 65-летия Победы

Пятница

Под флагом «Нормандии–Неман»

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».



Одним из захватывающих моментов предстоящего парада в Москве в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне станет пронос по Красной площади флага легендарного авиаполка «Нормандия–Неман», под которым пройдут 70 французских военнослужащих. Об истории прославленного авиаполка «Красная звезда» попросила рассказать автора документального фильма «Нормандия–Неман. В небесах мы летали одних» Радика КУДОЯРОВА, показанного на телеканале «Россия1» 23 марта 2010 года.


     - Радик, подавляющее большинство россиян знает об участии в Великой Отечественной войне французского авиаполка «Нормандия–Неман» по одноименному художественному фильму, вышедшему на экраны в 1960 году. Как вы пришли к этой теме? Чем история «Нормандии–Неман» может быть интересна для подрастающего поколения российских граждан?
     - В преддверии 65-летия Победы к этой теме обратился телеканал «Россия1». Вызывает уважение то, что, несмотря на довлеющие рейтинги, руководство канала понимает необходимость такого рода документальных фильмов, которые открывают неизвестные факты нашей истории. Мне предложили сделать фильм о «Нормандии–Неман», очевидно, учитывая мой опыт работы в военной теледокументалистике.
     По ходу работы над фильмом я понял, что это абсолютно живая история, которая должна быть интересной не только взрослой аудитории, но и подрастающему поколению.
     Когда я разговаривал с французскими, советскими ветеранами полка, а также с представителем германских ВВС - их противником в бою, - я понимал, что передо мной титаны уходящей эпохи. Пьеру Лорьиону, например, 92 года... Фигура интересная: после войны из летчика переквалифицировался в боевого пловца, участвовал в ряде зарубежных операций. Сам водит машину, имеет кучу прыжков с парашютом, погружений с аквалангом.
     Большой удачей стало участие в нашем фильме Героя Советского Союза Ролана де ля Пуапа. Ему тоже за 90 лет. Мы повидались с Роланом, выпили с ним шампанского «Нормандия–Неман» и записали удивительные свидетельства мужества французских летчиков, воевавших вместе с нами за освобождение своей родины.
     - Какие главные открытия вы сделали, сравнивая то, что было показано в 1960 году, с тем, о чем вам рассказали ветераны в 2010 году?
     - Изначально художественный фильм «Нормандия–Неман» был вполне правдивый. Например, я узнал, что для французских летчиков наш холодный климат подчас был страшней любого немецкого аса. Жак де Сан-Фаль и Пьер Лорьион много вспоминали о своих первых полетах. Сан-Фаль прилетел в Россию, имея мало часов налета. Его взяли в первый полет два аса, Герой Советского Союза Марсель Альбер (кстати, до сих пор живой, проживает в США) и Анри Фуко. Внезапно начался воздушный бой. Сан-Фаль тут же расстрелял свой боекомплект и, когда впереди обнаружил «мессер», с ужасом понял, что боеприпасов нет. Однако на глазах ошарашенного Жака «мессер» без видимых причин упал на землю и взорвался. Тут его догоняет Фуко и приказывает: «Спускайся!» А баки у истребителя пробиты, горючее вылилось, так что пришлось планировать. Сан-Фаль чудом приземлился, выбил зубы и проглотил их. По сути уже в первом полете Жак погибал три раза! Но выжил!
     Лорьион в первом бою случайно (?!) зацепил крылом немца, отчего «мессер» упал и взорвался. А Лорьион вернулся на аэродром, принял фронтовые 100 грамм, получил другой истребитель и снова улетел драться.
     Когда я у Сан-Фаля спросил, зачем он воевал, тот ответил, что у него не было даже мысли, что его страна останется под властью фашистов.
     Сравнивая советский фильм «Нормандия–Неман» с тем, что мне рассказывали ветераны, я с удивлением узнал, что французские летчики жили и питались отдельно от советских. Да, они летали на советских Яках, но лишь самолетами да редкими совместными посиделками с советскими пилотами «международные контакты» и ограничивались. По всей видимости, контакты ограничивались советской стороной сознательно. Такое было время...
     Еще одним важным откровением для меня стало то, что в составе французского авиаполка воевали несколько сыновей русских эмигрантов.
     - Одна из наиболее трагических страниц в истории полка «Нормандия–Неман» связана с тем, что французский летчик сбил советский истребитель. Как на самом деле развивались события?
     - ЧП случилось 6 июня 1944 года, о чем остались воспоминания начальника штаба 18-го гвардейского авиаполка Гнездилова. Морис Шалль вылетел на выполнение задания в составе группы французских и советских истребителей. В «Нормандии» их было два брата - еще Рене Шалль. Они были потомственными военными, достаточно опытными пилотами. В облаке Шалль принял за немецкий советский истребитель и сбил его. Жертвой стал старший лейтенант Василий Архипов, которого в художественном фильме «Нормандия–Неман» блестяще сыграл Николай Рыбников, «капитан Татьяна». Правда, обстоятельства гибели Архипова вовсе не такие, как показано в фильме. Он не покачивал крыльями, чтобы показать звезды французскому летчику, ситуация решалась за секунды.
     После того как обстоятельства трагического происшествия были выяснены, Морис Шалль дал слово, что живым с войны не вернется. И сдержал слово: 27 марта 1945 года он совершил таран и таким образом стал последним пилотом «Нормандии–Неман», погибшим во Второй мировой войне.
     - Как бы вы оценили мастерство французских летчиков по сравнению с советскими и немецкими пилотами?
     - Конечно, я могу высказать только собственное мнение. Летчики были разные... У французов были великолепные летчики, с большим опытом, но их было меньшинство, в основном в Советский Союз прилетали необстрелянные молодые офицеры. Уже в первых боях из 14 пилотов погибли 6. Столь высокие потери были связаны еще и с тем, что наши и немецкие летчики воевали, как правило, парами, а французы - поодиночке. В конце концов Марсель Альбер первым понял, что тактика групповых боев более результативна и безопасна, чем любая другая.
     Всего в боевых действиях участвовали 96 французских летчиков, погибли - 42. Согласно официальным данным, за время участия в Курской битве, Белорусской наступательной операции 1944 года и в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году «Нормандия–Неман» совершила 5.240 боевых вылетов, провела около 900 воздушных боев, одержала 273 подтвержденные победы, 36 - неподтвержденных и повредила более 80 самолетов.
     К сожалению, сейчас ни во французских, ни в российских ВВС нет воинской части, носящей имя «Нормандия–Неман». Но память о совместной борьбе против немецко-фашистских захватчиков навсегда останется у наших народов.

     

     Экипаж Героя Советского Союза Марселя Альбера (слева - механик самолета А. Аверьянов, справа - механик по вооружению М. Мамаев).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex