Многие помнят его неукротимого Сильвио Ломбарди из кинофильма «Труффальдино из Бергамо» боярина Антона Свиньина в «Табачном капитане». Кто-то помнит его как певца и ведущего телепередачи «Шире круг». Но, пожалуй, еще больше народный артист России Виктор Кривонос известен как настоящий мэтр оперетты. Шутка ли, около 60 партий в классических постановках, современных музыкальных комедиях и мюзиклах! Но наш разговор в его гримерке в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии начался с воспоминания об армейском периоде в биографии актера.
- Честно признаюсь, служба в армии после окончания в 1970 году знаменитого Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии была для меня полной неожиданностью. Дело в том, что я к тому времени почти три года успешно работал в Театре музыкальной комедии, и все коллеги говорили: «Сиди спокойно, ты никуда призван не будешь». И вот, как и положено, прихожу на призывную комиссию, и председательствующий майор сразу огорошил: «Ну что, пойдем служить?» На что я довольно нагло (сейчас я это хорошо представляю) ответил: «Не пойдем, меня театр отстоит». Однако нашла коса на камень, хотя я точно знаю, что начальник отдела кадров театра ходатайствовал, чтобы меня в крайнем случае направили в один из ансамблей песни и пляски в Ленинграде. Но, явившись на сборный пункт, узнаю, что следую с очередной командой под Москву в дивизию Внутренних войск им. Ф.Э. Дзержинского.
Сначала был просто в ауте: думал, что крест поставлен на всей будущей жизни. А когда всех одели в одинаковую военную форму, я и вовсе себя потерял: «Куда делась неповторимость моей личности?» Потом все в том же духе: делай как все и не выделяйся! И это после того, как в институте воспитывали прежде всего индивидуальность. Полное противоречие!
Но я устоял в первые месяцы, а крутой поворот начался после того, как нас, молодых солдат, построили и стали выяснять, есть ли у кого-то те или иные таланты. Я тоже вызвался, назвавшись певцом. В результате меня с несколькими сослуживцами сразу направили в гарнизонный Дом офицеров. Помню, оказался в подвальном помещении и там после морозной улицы стал издавать какие-то звуки. И в подвал сразу же влетает начальник Дома офицеров с какими-то людьми: «Кто пел?» Делать нечего - признался. И тут же стал для этого майора как сын родной! Особенно после того, как спел в начале декабря на праздничном концерте. После этого сам командир дивизии дал команду всячески беречь такой талант.
Правда, это вовсе не означало, что я прописался в Доме офицеров. Ничего подобного! Проходил через все, как и мои сослуживцы по роте. Единственная поблажка - не бегал лыжный кросс. Меня, уважив голос, от него освободили.
Год службы вспоминаю с благодарностью. Два моих лучших друга, отличные мужики, - с тех времен. То есть этот год отнюдь не темное пятно в биографии, как казалось мне до призыва. К тому же вечерами и в воскресенье я был предоставлен самому себе. Приходил в Дом офицеров и занимался вокалом. Так и начал самостоятельную творческую жизнь, которой скорее всего не было бы в театре. Был такой вот «продых», который только на пользу: собраться с мыслями, решить, чего ты в жизни хочешь. Когда после службы вернулся в театр, мне было очень легко, и я практически сразу стал на ноги.
- Ваши успехи в театре общеизвестны, но вы пробовали себя и в других амплуа. В частности, выступали в составе легендарного ансамбля «Поющие гитары». Не жалели потом об уходе?
- Ни разу не жалел. Тем более что уходил в «Поющие гитары» из Театра музыкальной комедии не просто петь - там была возможность делать театр. Вокалистов в «Поющих гитарах» и без меня хватало, зачем туда надо было Кривоноса звать? На роль Орфея в рок-оперу «Орфей и Эвридика». Но идея ее постановки не получила всеобщего одобрения: половина «Поющих гитар» была против, другая отмолчалась. Единственный человек, который это поддерживал, - основатель коллектива Толя Васильев, который четко шел к этой цели и все-таки добился. Но уже без меня: засомневавшись в успехе и ностальгируя по театру, через полгода я ушел. Хотя получал в «Поющих гитарах» раз в пять больше, чем в театре.
- А как состоялся кинематографический дебют?
- В начале 1972 года мы выпустили в театре спектакль «Сорочинская ярмарка», где я играл поповича. На спектакле побывали режиссер Игорь Усов и его ассистент по актерам Лида Духницкая. И вдруг уже в отпуске получаю телеграмму: «Приглашаетесь на съемки фильма «Табачный капитан». Оказывается, в роли боярского сына Антона Свиньина должен был сниматься Саша Демьяненко, но его перехватил Леонид Гайдай. И тут всплыла моя кандидатура. А в «Труффальдино из Бергамо» композитор Александр Колкер писал роль уже специально для меня. Ведь «Труффальдино» сначала поставили в нашем театре.
- Как поклонник оперетты, не удержусь от вопроса: этот жанр развивается или тем и примечателен, что публике нравится его консервативность?
- Как жанр оперетта не развивается. Вы правильно сказали: есть классика, несколько названий, которые будут всегда. Как и в опере. Другое дело, как их поставят, во что оденут.
На мой взгляд, оперетта - это очень просто. Люди приходят сюда за тем, чего им не хватает в жизни: за красивой сказкой. Все это такое волшебное, нереальное и подпитываемое прекрасной, по-настоящему талантливой музыкой и нравится публике. Этот жанр не может наскучить и в XXI веке.
На снимке: народный артист России Виктор КРИВОНОС.