на главную страницу

29 Апреля 2010 года

Армия и церковь

Четверг

ФАКТЫ



     
В гости к ракетчикам


     Вскоре после дня празднования Воскресения Христова, на Светлой седмице, архиепископ Нижегородский Георгий посетил воинскую часть Ракетных войск стратегического назначения. Визит к ракетчикам состоялся в рамках архипастырской поездки владыки Георгия в Дальнеконстантиновский район. Архиепископ побывал в храме во имя преподобного Серафима Саровского, расположенном на территории военного городка, побеседовал с руководством части и прихожанами храма, которые получили от архиерея пасхальные подарки.
     Напомним, что взаимодействие Русской Православной церкви с РВСН плодотворно развивается с первых дней образования Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. На протяжении многих лет в Военной академии РВСН имени Петра Великого действует факультет православной культуры. На Светлой седмице дипломы лучшим выпускникам факультета вручал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

     
Рейтинг одобрения

     В соответствии с данными социологического опроса, более половины россиян считает, что отечественная армия должна комплектоваться по призыву, а не на контрактной основе. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов. Выступающие за сохранение в России всеобщей воинской обязанности в качестве обоснования своей позиции указали на необходимость иметь резерв людей, прошедший воинскую подготовку, а 41% участников опроса назвал армию «хорошей школой жизни».
     Остается высоким и даже возрастает так называемый «рейтинг одобрения» армии в российском обществе. По данным, приведенным Константином Абрамовым, число респондентов, одобряющих действия армии, составляет более 50%.
     Социологические опросы также свидетельствуют, что, наряду с армией, традиционно высоким доверием пользуется Русская Православная церковь.
     «Высокий уровень доверия нашего общества к таким базовым социальным институтам, как Церковь и армия, можно объяснить двумя моментами, - комментирует результаты социологического опроса председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. - Во-первых, несмотря на десятилетия безбожного режима, русский человек продолжает сохранять в своем сердце православную веру. Отсюда проистекает доверие к Церкви и ее служителям.
     Во-вторых, наш народ традиционно осознает себя как народ-воин и во многом ассоциирует себя с армией. Нигде военные праздники и дни воинской славы не отмечаются так торжественно, как в нашей стране».
     По мнению отца Димитрия, формирование такого сознания происходило потому, что на протяжении всей тысячелетней истории Россия была вынуждена постоянно вести войны на самых разных направлениях. «Церковность и готовность в любую минуту встать на защиту Родины являются основами идентичности россиян. И если из нашей культуры уйдет хотя бы один из этих компонентов, мы перестанем быть русскими, а станем другим народом с принципиально иной ментальностью», - говорит отец Димитрий.

     
В интересах духовности

     В структуре Министерства обороны создано Управление по работе с верующими военнослужащими. Управление будет осуществлять руководство вводимым в армии институтом военного духовенства. Введение этого института является важным событием в новейшей истории Вооруженных Сил РФ. Представители духовенства считают, что введение института армейских священников не входит в противоречие с деятельностью структур по воспитательной работе. Священник и офицер-воспитатель должны видеть друг в друге коллег и соработников и вместе, применяя разные подходы и методики, трудиться над повышением духовно-нравственного уровня и улучшением морально-психологического климата среди военнослужащих.
     Многие военные специалисты отмечают, что чем скорее священники будут включены в организационную структуру Вооруженных Сил, тем быстрее будут преодолены такие негативные явления, как неуставные отношения, коррупция, грубость и т.д.
     Справка.По данным социологических опросов, в настоящее время верующими считают себя более 70% военнослужащих. Из них около 80% - православные христиане, 13 - мусульмане, 3 - буддисты. На территории частей и воинских подразделений сегодня действуют 530 культовых сооружений.

     
Концерт русской музыки

     11 мая в Большом зале Московской консерватории состоится концерт русской духовной музыки «Преславная днесь», посвященный подвигу священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. Перед слушателями выступит мужской хор московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Среди церковных музыкальных произведений будет представлена российская премьера духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского.

     
Казаки на службе Отечеству

     В Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах активизируется работа по созданию дееспособных казачьих формирований. В соответствии с инициативой Президента РФ Дмитрия Медведева казаки будут привлекаться к службе не только в подразделениях Министерства обороны, но и других силовых структур.
     В настоящее время казачьи общества приобретают более четкую организационную структуру в системе федеральных округов, происходит уточнение их территориальных границ, конкретизируются задачи, стоящие перед казаками. В ближайшем будущем будут сформированы реестровые казачьи войска, которые станут мобилизационным резервом Вооруженных Сил.
     Характер службы казаков будет напрямую зависеть от специфических условий и потребностей каждого федерального округа. Так, на Дальнем Востоке, где существуют серьезные проблемы с мобилизационными ресурсами, приоритетной задачей является охрана государственной границы.
     На заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ, состоявшемся в прошлом году в Новочеркасске, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул значение казачьих формирований в современной России и заявил, что берет казаков под свое патриаршее водительство. В марте текущего года решением Синода учрежден Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством.

     
Информация искажается

     Ряд публикаций российских средств массовой информации, посвященных введению в Российской армии института военного духовенства, содержат искаженную информацию о некоторых существенных аспектах этого процесса. Это формирует у читателей ошибочное представление о фактической реализации решения в сфере взаимодействия армии и религиозных организаций.
     «Согласно подготовленному законопроекту, капелланы вводятся только для православных христиан», - говорит, к примеру, в интервью уральскому агентству «Mega-U.ru» кандидат исторических наук доцент исторического факультета Челябинского Государственного университета Татьяна Чумаченко, которую издание называет «экспертом» и «специалистом». По мнению госпожи Чумаченко, «тем самым нарушается принцип светского государства, а именно равноудаленность от всех конфессий».
     Однако в действительности ситуация выглядит иначе. В решении, принятом Президентом РФ Дмитрием Медведевым 12 июля 2009 года, подчеркивается, что назначение священнослужителя той или иной религиозной принадлежности на работу в воинской части зависит от численности верующих той или иной конфессии в конкретной части. Для введения такой должности в штат воинского формирования число верующих солдат и офицеров должно превышать 10% от общей численности личного состава.
     В существующем положении, регламентирующем работу священнослужителя в части, отсутствует сама формулировка «военный священник». Там прописана должность «помощник командира по работе с верующими военнослужащими». Кроме того, в многочисленных интервью священнослужителей разных конфессий не раз подчеркивалось, что штатный священник, мулла, раввин или лама должны с подчеркнутым вниманием относиться к представителям другой веры, обеспечивать их необходимой литературой и в случае необходимости организовывать для иноконфессиональных военнослужащих встречи со священнослужителями их религии.

     
Польский капеллан

     Не так давно в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями состоялась встреча с верховным ординарием Войска Польского архиепископом Гайновским Мироном. Архиепископ высоко оценил процесс возрождения в России института военного духовенства. «Мы с радостью смотрим на то, как происходит возрождение института военного духовенства в российских Вооруженных Силах. Священники Русской Православной церкви трудятся в армии на добровольной основе уже много лет. За это время они приобрели необходимый опыт. И сейчас, когда они займут штатные должности в структуре Министерства обороны, этот опыт станет для них хорошим подспорьем», - сказал тогда архиепископ.
     Верховный ординарий Войска Польского обратил внимание на отличия в процессе введения военного духовенства в Польше и России. «Структура капелланской службы существовала в Польше вплоть до Второй мировой войны и была восстановлена в 1991 году по одному из первых решений нового парламента. Таким образом, институт капелланства отсутствовал у нас только в течение пятидесяти лет. Да и то, несмотря на исключение капелланов из правового поля, католические священники продолжали работать в армии. Возрождение капелланства в 1991 году произошло стремительно, структура была выстроена в самые кратчайшие сроки, а в 1994 году в Войске Польском помимо католических появились и наши православные капелланы, которые сразу же включились в работу». По словам архиепископа, Российская армия представляет собой необъятную ниву для пастырской работы. «Россия пробуждается от духовной спячки. И очень важно, чтобы солдаты и офицеры получили возможность прикоснуться к духовности. У вас есть кого учить, кого готовить к принятию крещения, кого крестить. Наконец, в любой армии существует проблема неуставных отношений, в решении которой также может помочь священник».
     А 19 апреля Польша простилась с архиепископом Мироном Гайновским, главой православного ординариата Войска Польского, погибшим в катастрофе президентского самолета под Смоленском. После того как останки погибшего владыки были доставлены в Польшу, они в течение нескольких дней находились в часовне ординариата в Варшаве. С почившим прощались близкие и сослуживцы. Указом и.о. президента Польши Бронислава Комаровского архиепископу Мирону было посмертно присвоено очередное воинское звание генерала дивизии. Вечером в воскресенье гроб с телом архиепископа Мирона был перевезен в кафедральный собор святой Марии Магдалины. Двери собора были открыты всю ночь для того, чтобы верующие могли в любое время попрощаться с архипастырем. После совершения литургии и отпевания митрополит Савва произнес прощальное слово. Вслед за ним прощальные речи над гробом архиепископа Мирона произнесли министр обороны Польши Богдан Клих, министр науки и высшего образования Барбара Кудрицка, заместитель Генерального штаба Войска Польского генерал брони Мечислав Стаховяк.
     После завершения обряда отпевания гроб с телом архиепископа Мирона был обнесен вокруг храма. Затем катафалк с гробом, эскортируемый полицией, направился из Варшавы в Супрасль, где архиепископ Мирон завещал себя похоронить.
     Справка. В Войске Польском капелланы представлены священнослужителями Католической, Православной и Греко-католической церквей. Все капелланы имеют воинские звания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex