В канун 65-й годовщины Великой Победы в памяти вновь и вновь встают светлые образы ветеранов Великой Отечественной войны, с которыми сводила жизнь, но которых, к великому сожалению, уже нет среди нас.
3 мая исполняется три года, как нет с нами Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда генерала армии Ивана Моисеевича Третьяка, которого очень многие вспоминают как мудрого наставника и талантливого руководителя.
Иван Моисеевич прожил непростую, но яркую, полную забот и тревог жизнь. Он родился в крестьянской семье 20 февраля 1923 года на Полтавщине в деревне Малая Поповка Хорольского района. С 16 лет его жизнь неразрывно была связана с армией. В 1939 году ему, еще не достигшему призывного возраста учащемуся 2-го курса Полтавского сельскохозяйственного техникума, после обращения с письмом на имя наркома обороны разрешили в порядке исключения поступить в Астраханское стрелково-пулеметное училище. Отсюда осенью 1941 года лейтенант Третьяк ушел на фронт. С боями прошел от Подмосковья до Прибалтики. Пять раз был ранен. День Победы подполковник Третьяк встретил командиром гвардейского стрелкового полка, Героем Советского Союза. Кроме Золотой Звезды Героя и ордена Ленина его грудь к концу войны украшали три ордена Красного Знамени, а также ордена Кутузова III степени и Александра Невского. Иван Моисеевич за годы войны зарекомендовал себя умелым, тактически грамотным, инициативным командиром, способным принимать смелые, нестандартные решения.
Вспоминая о нем, командир дивизии, в которой воевал И.М. Третьяк, генерал А.Т. Стученко писал: «Любили мы его за безумную храбрость, за то, что охотно шел на любое задание, каким бы оно ни было трудным. Казалось, скажи ему: «Третьяк, приволоки Гитлера!», он, наверное, ответил бы: «Слушаюсь!» - и пошел бы добывать. Таким он был в бою».
После войны И.М. Третьяк успешно окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а затем с золотой медалью - Академию Генерального штаба. Он последовательно прошел все ступени служебной лестницы, командуя стрелковым полком, дивизией, возглавляя штаб армии, а затем армию. В 1967 году генерал И.М. Третьяк был назначен командующим войсками Белорусского военного округа. Почти девять лет прослужил Иван Моисеевич на белорусской земле. Под его руководством округ стал одним из лучших в Вооруженных Силах.
В 1976 году генерал Третьяк был направлен на еще более сложный участок. Он был назначен командующим войсками Дальневосточного военного округа, размещавшегося на огромной территории, включавшей в себя Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области, оставаясь в этой должности до 1984 года.
Служба здесь и без того была очень непростой: суровый климат, большая разбросанность войск, до некоторых гарнизонов добраться можно было только на вертолете. К тому же из-за обострения отношений с Китаем дальневосточная группировка наших войск значительно усиливалась, вследствие чего и без того сложные бытовые условия соединений и частей еще больше обострялись.
В общей сложности 17 лет, пожалуй, дольше чем кто бы то ни было, Иван Моисеевич пробыл на одной из ключевых должностей в Вооруженных Силах - на должности командующего войсками военного округа.
Генералу Третьяку приходилось решать исключительно сложные задачи, но он успешно справлялся с ними. Подтверждением тому было присвоение ему в 1976 году воинского звания генерал армии, а в 1982 году - довольно редкого для военных звания Героя Социалистического Труда.
В должности командующего войсками округа и в Белоруссии, и на Дальнем Востоке генерал Третьяк проявил недюжинные организаторские способности, особое внимание обращая на благоустройство войск, улучшение жилищных условий семей офицеров и прапорщиков. Под его руководством были построены десятки современных военных городков. Он держал на жестком личном контроле работы по строительству всех объектов социально-бытового назначения, включая самые отдаленные гарнизоны.
При этом Иван Моисеевич за каждодневными заботами по благоустройству военных городков никогда не забывал главного предназначения армии - обеспечения безопасности рубежей Родины. В войсках, которыми он командовал, постоянно шла напряженная боевая учеба. Проверяя боевую готовность частей и соединений округа, он старался передать подчиненным командирам свой богатейший боевой опыт. В организации боевой учебы генерал Третьяк неизменно придерживался принципа: учить войска тому, что необходимо на войне. Войсковые учения, проходившие под его руководством, были настоящей полевой академией, а разборы этих учений, проведенные командующим, запоминались надолго.
Выступая перед офицерами, Иван Моисеевич призывал их оценивать события дня через призму фронтового опыта, предостерегая их при этом от бездумного, шаблонного применения этого опыта, говоря, что он может быть полезен только при творческом его применении. Он настраивал подчиненных на инициативную работу, на принципиальность и взыскательность в большом и малом.
Нужно отметить, что отличительной чертой стиля работы генерала И.М. Третьяка было заботливое отношение к кадрам. Он большое внимание уделял подбору кандидатов на ту или иную должность, стремился лучше узнать людей, с которыми ему предстояло работать. А сделав выбор, буквально пестовал своих выдвиженцев. При этом старался воспитывать их без излишних придирок и наказаний, будучи уверенным, что если оказать человеку доверие - он горы свернет. Подчиненные старались оправдать доверие командующего. Не случайно многие из них стали впоследствии крупными военачальниками, а некоторые даже обогнали своего бывшего командующего в должности и звании.
В 1984 году генерал армии И.М. Третьяк был назначен главнокомандующим войсками Дальнего Востока, сменив на этой должности генерала армии В.Л. Говорова, назначенного заместителем министра обороны - главным инспектором Министерства обороны. Теперь под командованием Ивана Моисеевича помимо Дальневосточного округа был еще и Забайкальский. В его оперативном подчинении находились Тихоокеанский флот, воздушная армия, армия и корпус ПВО. Кроме того, ему приходилось осуществлять взаимодействие с армиями Монголии, Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Масштаб задач, которые пришлось решать на новой должности генералу Третьяку, значительно расширился. Он со свойственной ему энергией взялся за работу, успел сделать немало.
Но через два года, в июле 1986-го, его ждало новое назначение. И вновь ему пришлось сменять В.Л. Говорова, после Чернобыльской катастрофы направленного возглавлять Гражданскую оборону страны. Сфера деятельности генерала армии И.М. Третьяка еще больше расширилась, когда он стал заместителем министра обороны - главным инспектором Министерства обороны и одновременно заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора. Теперь в его компетенции был контроль за состоянием дел во всех округах и группах войск, во всех видах и родах войск Вооруженных Сил великой державы. Иван Моисеевич начал знакомиться с особенностями службы в гарнизонах, где ему до этого еще не приходилось бывать, прикидывал, как, где и кому сможет передать свой богатейший войсковой опыт, но не прошло и года, как произошел новый крутой поворот в его армейской службе.
Тогдашний руководитель государства М.С. Горбачев, воспользовавшись известным инцидентом, связанным с посадкой вблизи Кремля западногерманского легкомоторного самолета, освободил от должности неугодного ему министра обороны Маршала Советского Союза С.Л. Соколова, а вместе с ним и главнокомандующего войсками ПВО страны дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации А.И. Колдунова.
Новым министром обороны был назначен бывший подчиненный И.М. Третьяка по Дальнему Востоку генерал армии Д.Т. Язов, сменивший Ивана Моисеевича на посту командующего войсками округа. Дмитрий Тимофеевич, прекрасно знавший своего бывшего начальника и ценивший его деловые качества, предложил ему возглавить Главкомат войск ПВО страны. Должность в высшей степени ответственная, специфичная. Войска, разбросанные, как правило, небольшими гарнизонами по всей территории нашей необъятной Родины, оснащенные сложной боевой техникой, находящиеся в постоянной готовности вступить в бой с воздушным противником, требовали особого подхода, особого к ним отношения. И техника, и боевая служба, и сам уклад жизни в этих войсках существенно отличались от того, к чему привык за годы военной службы Иван Моисеевич. Но Д.Т. Язов знал, кого выдвигать на столь ответственный пост.
Генерал Третьяк не был бы Третьяком, если бы не справился с поставленной задачей. Опираясь на специалистов, он быстро освоил специфику службы в войсках ПВО, больше того, с его приходом в войска этого вида Вооруженных Сил была привнесена новая, свежая струя - в самых отдаленных гарнизонах закипела работа. По своему обыкновению генерал Третьяк занялся благоустройством военных городков. Его деятельность положительно сказалась на состоянии дел в подчиненных войсках. Под его руководством войска ПВО страны успешно решали стоявшие перед ними задачи. Он мог бы принести еще много пользы Родине и Вооруженным Силам, но после известных событий в августе 1991 года был освобожден от занимаемой должности и до ухода из жизни в 2007 году официальных постов больше не занимал, продолжая активно работать в различных ветеранских организациях.
Вспоминая сегодня о генерале армии И.М. Третьяке, могу сказать, что в моем сердце он остался человеком, для которого фактически не было нерешаемых задач. И я горжусь, что в свое время служил под его руководством.