на главную страницу

5 Мая 2010 года

Армия и общество

Среда

ВО СЛАВУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Валерий Герасимов стал гостем очередного выпуска программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда». Речь шла о параде Победы на Красной площади столицы. И не только о нем.

     - В чем главная особенность предстоящего парада?
     - Эта особенность в том, что по количеству привлекаемого личного состава, боевой техники, авиации подобного парада раньше не было. В нем будут участвовать около 11,5 тысячи человек, свыше 160 единиц техники, более 100 самолетов и вертолетов. К параду мы начали готовиться еще с осени прошлого года. Фактически где-то с 1 сентября. Были отобраны военнослужащие в воинских частях. В сентябре, октябре, ноябре проводилась их одиночная подготовка. А в феврале-марте подготовка продолжалась в местах дислокации воинских частей в составе шеренг и подразделений. С 6 апреля в составе полных парадных расчетов такие занятия и тренировки проводились в Алабино на парадной площадке, которая представляет собой точную копию Красной площади.
     В Алабино было проведено несколько тренировок, причем совместных – и пеших парадных расчетов, и механизированной колонны, и авиации. Особая проблема была по подготовке механиков-водителей танков Т-34 и самоходных установок СУ-100. Сейчас ведь таких специалистов нет, поэтому мы отобрали механиков-водителей нынешних танков и самоходных установок.
     - Это контрактники, наверное?
     - Нет. Половина – контрактники, половина – срочники. Провели для них специальный курс в течение двух месяцев, в октябре–ноябре прошлого года на базе 4-й танковой бригады в Наро-Фоминске. Они полностью прошли теоретический и практический курс, получили соответствующее удостоверение. То есть на вполне законном основании проведут по Красной площади эти фронтовые машины.
     - А сколько будет в строю Т-34 и самоходок СУ-100?
     - Девять Т-34 и восемь самоходных установок СУ-100.
     - А кто выступал в качестве инструкторов? Есть специалисты, которые владеют этой техникой?
     - Мы нашли таких специалистов. В музее в Кубинке – там такие танки есть, на Мосфильме. Они обучали со знанием дела.
     - А вообще историческая часть парада будет большой?
     - Да. Сначала пронесут штандарты фронтов. Это 10 штандартов. Затем знамена соединений, наиболее отличившихся в Великую Отечественную войну. Потом пройдут три парадных расчета в форме Великой Отечественной войны 1945 года. Кроме того, предусмотрено участие кавалерии – это полуэскадрон Президентского полка, также в форме того времени...
     Но называть эту часть парада исторической не совсем верно. Точнее было бы сказать, она историко-представительная. Потому что в эту же часть входят и подразделения иностранных государств, а именно стран СНГ и антигитлеровской коалиции. Они тоже примут участие в составе этой части, и уже после этого начнется современная часть парада...
     - А по каким критериям отбирались военнослужащие для парада? Как определяются способности человека, который способен красиво, торжественно пройти по Красной площади?
     - Прежде всего это отбор по данным чисто физическим. Проводится медицинская комиссия, анкетирование, психологическое изучение человека. Это тоже непростое дело. То есть каждый участник парада представляет себя как бы главным действующим лицом на этом параде. Мы этого добиваемся в ходе всей подготовки парадных расчетов. Здесь ведь 10,5 тысячи участников. Кто-то что-то неправильно сделал – его сразу видно, здесь не укроешься. Поэтому результат зависит буквально от каждого.
     Мы очень много занимались. В прошлом году впервые численность парадной коробки составила 200 человек – это 20 по фронту и 10 в глубину. До этого, в постсоветское время, парадные коробки ходили 10 на 8-10 по фронту, 8 в глубину. А в советское время, как и сейчас, было тоже 20 на 10. И вот опыт прошлого года позволил сделать некоторые выводы, и мы особое внимание уделили именно слаженности каждой коробки, чтобы каждая являлась как бы монолитом...
     - А сохраняется конкуренция между училищами, между коробками?
     - Конечно. Все очень переживают, соревнуются между собой. Если где-то какие-то замечания получили, сразу их устраняют. И здоровый дух состязательности присутствует.
     - Кто будет представлять Военно-морской флот на параде?
     - Военно-морской институт имени Ушакова и батальон бригады морской пехоты Балтийского флота.
     - А ВВС?
     - Академия имени Гагарина и Ярославское высшее зенитно-ракетное училище. РВСН – Серпуховский военный институт.
     - А почему суворовцы и нахимовцы не идут?
     - Я уже говорил о том, что подготовка началась еще с сентября. В феврале–марте все парадные расчеты занимались примерно по 2 часа ежедневно. С начала апреля на парадной площадке в Алабино – через день. Что такое «занятия на парадной площадке в Алабино»? Это значит, парадному расчету с утра после завтрака нужно на автобусах прибыть в Алабино и там провести тренировку. Затем – второй заход, третий... Где-то к вечеру они возвращаются в училище. Если раньше эта проблема проще решалась, то сейчас суворовцы, нахимовцы выпускных курсов сдают ЕГЭ. Никто ж на ЕГЭ скидку не позволит? Да и потраченных месяцев им никто бы не компенсировал. А ведь этим ребятам после окончания училища держать экзамены в высшие военные училища...
     - А сколько по времени продлится парад?
     - Весь парад – 1 час 12 минут. Где-то с 10.00 до 10.14 – вынос Государственного флага, встреча министра обороны, объезд войск. В 10.14 – доклад Верховному Главнокомандующему министра обороны и речь Президента РФ. После этого – исполнение Гимна РФ и прохождение пешей колонны. Пешая колонна, прохождение ее – 21 минута, это все вместе – и историко-представительская часть, и остальная вся, пешая колонна современная. Механизированная колонна – 12 минут. Пролет авиации – 8 минут. Затем прохождение сводного оркестра. Все вместе и займет 1 час 12 минут.
     - Компактно...
     - Да, не растянуто. В общем, весьма интересно.
     - А если говорить о новом облике наших Вооруженных Сил, парад отразит какие-то перемены? Или все-таки в ходе парада этого не покажешь?
     - Как раз парад и показывает перемены. Они наиболее отчетливо видны, например, при прохождении механизированной колонны. Одно из отличий механизированной колонны этого парада – наличие большого числа современной техники, которая стоит на вооружении нашей армии. Это «Искандер-М», «Тополь-М» (ракетные установки), «Панцирь» (зенитно-ракетная система), тяжелые огнеметные системы. Это уже показатель. Идут на параде в составе пеших колонн подразделения Таманской гвардейской мотострелковой бригады и Кантемировской гвардейской танковой бригады. Были дивизии, стали бригады, но почетные наименования сохранились, традиции живы.
     - Это очень важно. Они стали бригадами, но сохранили и знамя, и название... Воины понимают, что кантемировцы – это наследники кантемировцев фронтовой поры, таманцы – наследники таманцев... А что вообще принципиально поменялось при переходе к новому облику?
     - У нас было считаное число дивизий постоянной готовности. Сейчас в бригаде во взводе 25-30 человек, в роте 90-110 человек, в батальоне около 500 человек. А раньше несли службу офицеры, у которых не было подчиненных.
     Вот лейтенант заканчивал военное училище, приходил в часть. У многих было одно название должности – «командир взвода», а в подчинении никого нет. Командир роты – а там 4 человека.
     - И он довольно долго мог так служить...
     - Это и губило, по сути, профессионализм нашего офицерского состава.
     - А можно ли считать, что уже нет офицеров, которые ждут настоящей службы годами и номинальные должности занимают? Или это процесс еще продолжается?
     - Мы к 1 декабря прошлого года завершили все мероприятия, провели заседания аттестационных комиссий, отобрали действительно лучших офицеров, тех, которые назначены на все эти должности. Ряд офицеров находятся в распоряжении, и по обеспечении жильем они будут уволены. Многие получили назначения на другие должности. То есть подход был к каждому исключительно индивидуальным.
     - Вам пришлось для этого в округе формировать какие-то специальные комиссии, органы?
     - Конечно. Работали аттестационные комиссии в каждой воинской части, в управлении округа, в армии. Особенностью прошлого года стало то, что все эти мероприятия проводились без снижения темпа боевой подготовки. Войска округа принимали участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» в Белоруссии. И хочешь не хочешь, к ним требовалась серьезная подготовка. У нас подразделения 20-й армии погрузились на железнодорожный транспорт, прибыли в Белоруссию. Там на двух полигонах принимали участие в учении, благополучно вернулись, решили все задачи...
     Говоря в целом о боевой подготовке, отмечу, что у нас наряду с мероприятиями, которые по плану проводятся в воинских частях с подразделениями, с офицерами всех категорий, проводятся сборы, различные дополнительные занятия. Причем не только с командирами взводов, рот и батальонов, но и с командующими армиями. С командующими войсками военных округов и с заместителями командующих уже дважды в этом году проводилась такая дополнительная подготовка...
     - А что можно сказать о нашей промышленности? Вас устраивают то, что она сегодня предлагает?
     - Пока не устраивает. Об этом говорили и министр обороны, и начальник Генерального штаба, и замминистра обороны по вооружению. Получается так, что промышленность предлагает армии то, что она умеет делать, а не то, что армии необходимо. Нужно еще много работать в этом направлении.
     - Сейчас об этом на разных уровнях говорится немало...
     - Да. По-прежнему слышим: «Мы вот разработали, мы это умеем – вам надо, вы это дело закупайте». А нам это не надо. Нам нужна другая техника, которая не то что современным требованиям должна соответствовать, а с опережением, с перспективой должна разрабатываться. Работа именно в этом направлении ведется, и думаю, что недостатки будут устранены.
     - А как в округе решаются вопросы социальные, бытовые? В каких условиях живут военнослужащие?
     - У нас хорошо обустроены военные городки – это и в 5-й мотострелковой бригаде, в Таманской, Кантемировской, в Мулино и других военных городках. Основу составляет жилье, которое было построено под выводимые из-за границы войска. Плюс к этому многое сделано за 3 года выполнения федеральной целевой программы по контракту, с 2003 по 2007 год, когда казармы были переоборудованы в благоустроенные общежития. Есть, конечно, еще и воинские части, которые размещаются в старом фонде. Но мы сейчас прорабатываем программу по оптимизации военных городков. Сейчас линия, которая проводится министром обороны, нацелена на создание больших военных городков, которые находятся вблизи полигонов. Сейчас прорабатывается такой проект по Мулинскому гарнизону – там у нас большой окружной полигон. И мы ряд воинских частей туда передислоцируем. Например, артиллерийские и ракетные соединения и части...
     - Валерий Васильевич, а как вы относитесь к тому, что у военнослужащих должно быть 2 выходных? К тому, что Интернет в частях может появиться, мобильный телефон в свободном пользовании? Это не будет мешать службе?
     - Мы сейчас прорабатываем распорядок дня в соответствии с такими требованиями. В общем-то, у нас все сложилось так на деле, что в армии ни выходных, ни проходных нет. Все привыкли, что, может быть, только лучшие солдаты в увольнение пойдут, да и все на этом. На самом деле если судить по опыту армий зарубежных государств, то там готовят специалистов не полгода, не год, а несколько недель. Допустим, есть курс для подготовки какого-то специалиста 10 или 12 недель. Он ничем другим не занимается, не ходит в наряды, в караулы, не убирает снег зимой, не разгружает вагоны с боеприпасами, которые пришли в этот полк, а занимается исключительно боевой подготовкой. Если вот так заниматься, конечно, будет толк.
     - Тут же еще локализация по месту жительства и месту службы должна произойти. И у вас, получается, будут служить только ребята из вашего округа?
     - Не все. Конечно, есть проблемы, которые до этого не решались. Например, женатые призывники и имеющие ребенка. Ну, конечно, таких надо оставить здесь. Пусть служат на территории округа и получают увольнение домой каждую субботу-воскресенье...
     - Валерий Васильевич, что бы вы могли сказать о подготовке новых сержантов для наших Вооруженных Сил? Скоро вы их получите?
     - К сожалению, в послевоенный период не везло нашей армии с сержантами. Невзирая на все меры, которые предпринимались, как-то с каждым годом, с каждым десятилетием и престиж их должности падал, да, в общем-то, и умение, навыки. И в итоге сложилось так, что фактически сержанта подменяют офицеры. То есть офицер в ущерб выполнению своих обязанностей решает и эту задачу.
     Эта проблема очень важная. На сержантах в любой армии очень многое держится. Они должны быть хорошо подготовлены, чтобы командовать успешно подчиненными. Думаю, что и мы к этому придем. Будут у нас сержанты, которые получат хорошую подготовку в учебном центре в Рязани.
     - Но вы следите за тем, как идет там процесс подготовки?
     - Конечно. И знаю, что никакого отрыва на какие-то побочные задачи там нет. Уровень подготовки очень высокий.
     - Судя по всему, и другие центры, помимо Рязанского, необходимы. Армия большая, сержантов много надо...
     - Да, эти вопросы сейчас прорабатываются. А в заключение беседы советую всем посмотреть парад Победы на Красной площади. Это будет торжественное и волнующее зрелище.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex