на главную страницу

5 Мая 2010 года

История Отечества

Среда

ЗВЕЗДА СЕРГЕЯ РОМАНОВЦЕВА

Дмитрий СЕМЕНОВ, «Красная звезда». Фото автора и из личного архива С.Д. Романовцева



Мне даже не нужно было смотреть на часы: мой собеседник появился у дома, где была назначена встреча, ровно в назначенное время. Убеленный сединами мужчина, в строгом костюме при элегантном галстуке, с современным мягким портфелем в руках. Пожалуй, только трость в руке да размеренный шаг выдавали возраст. В этом году уже 85...
   Весенний московский ветерок на мгновение распахнул полу плаща. На лацкане пиджака ярко блеснула искорка. Такой знак заприметишь сразу. Золотая Звезда Героя Советского Союза...

     Сергей Дмитриевич Романовцев родился 29 сентября 1925 года в Туле, в семье потомственных оружейников. Дед был одним из помощников знаменитого конструктора винтовки образца 1891 года Мосина. Отец трудился на местном патронном заводе.
     Великая Отечественная началась для него, студента техникума, со строительства оборонительных сооружений. Затем было участие в обороне Тулы в качестве бойца -истребителя танков, направление в 1-е Московское пулеметное училище, эвакуированное в Рязань. За 4 месяца учебы, благодаря ежедневным 12-часовым занятиям и тренировкам, он мастерски овладел армейской профессией пулеметчика.
     В период подготовки к Курской битве летом 1943 года советским командованием создавались резервы для Юго-Западного фронта. Туда срочно перебрасывались и курсантские батальоны из военных училищ. В составе одного из таких подразделений Сергей Романовцев в конце июня прибыл в район города Купянска Харьковской области, где дислоцировалась 8-я гвардейская армия под командованием генерала Василия Чуйкова.
     Боевое крещение гвардии сержант Романовцев принял в знаменитой Голой Долине, что на реке Северский Донец. Пулеметный расчет под его командованием действовал на одном из самых трудных участков. Ему удалось отразить шесть контратак противника. После того боя каждый боец из состава расчета был отмечен наградой. За умелые, инициативные действия орденом Славы III степени был награжден и Сергей.
     Но звездный час будущего Героя пробил при выполнении боевых заданий по форсированию рек Ингул и Ингулец под Кривым Рогом. В конце февраля 1944 года 8-й гвардейской армии была поставлена задача форсировать реку Ингулец и захватить плацдарм на правом берегу с тем, чтобы обеспечить наступление на город Новый Буг.
     Командиру разведроты гвардии старшему лейтенанту Федору Каткову и командиру взвода добровольцев гвардии сержанту Сергею Романовцеву было приказано с наступлением темноты переправиться на вражеский берег и установить расположение позиций противника на обозначенном участке. В случае обнаружения немецких патрулей нужно было бесшумно уничтожить их силами взвода.
     Через проделанную подчиненными Романовцева брешь разведчики Каткова ушли в тыл противника. Но фашисты почуяли неладное, забили тревогу. Взводу Романовцева пришлось вступить в бой. До подхода главных сил подразделения бойцы отразили несколько атак немецких автоматчиков. Бой несколько раз переходил в рукопашную...
     К исходу следующей ночи оставшийся в живых личный состав взвода Романовцева в составе батальона участвовал в освобождении поселка Зеленое. То утро выдалось пасмурным и холодным. В наступление пришлось пойти без обычной артподготовки: раскисший чернозем оказался союзником немцам - он затруднял продвижение артиллерии полка.
     Фашисты смогли упредить наше наступление, ударили по наступавшим с флангов. Фактически предстоял чуть ли не расстрел батальона.
     - Боевой опыт диктовал нам: не останавливаться, идти только вперед, - вспоминает Сергей Дмитриевич. - Мы приняли решение втащить нашего «Максима» на соседний курган и с него прикрыть огнем батальон.
     Взобравшись на высоту, бойцы увидели, как со стороны села Цвитково к месту боя устремились группы фашистских автоматчиков. Сергей тут же дал по противнику длинную очередь, потом еще одну.
     - Падают, падают гады! - закричал подчиненный Романовцева гвардии ефрейтор Леонид Рожков.
     - А у меня в тот момент голову лишь одна мысль сверлила, - вспоминает фронтовик, - «Максимка», только не подведи, только не откажи!.. Помню, руки на весу онемели, заныли до самых плеч. Но ослабить хватку никак нельзя: пулемет, что норовистый конь, - хоть и требует к себе уважения и любви, но держать его надо так, чтобы не виснуть на рукоятках. Иначе прицельного огня не получится.
     «Максимка» в том бою не подвел. Но фашисты заметили огневую точку, ударили по ней из танков. Несмотря на смертельную опасность, наши солдаты не покинули своих позиций. На счастье в это время заговорила батарея наших противотанкистов. Она вынудила танки врага отступить. Боевая задача была выполнена.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года гвардии сержанту С.Д. Романовцеву за проявленные в боях мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокую награду вручал воину лично командарм Чуйков.
     Здесь нельзя не упомянуть вот какого факта. После тех жестоких боев минули уже десятилетия. Но жители Кривого Рога, район которого вместе со своими боевыми товарищами освобождал Сергей Романовцев, и сегодня свято хранят память о своих освободителях. Действует мемориальный комплекс, в котором ежегодно открываются новые памятные стелы, доски, знаки в честь солдат Великой Отечественной. Благодарные потомки не разбирают сегодня воинов по принадлежности к государствам, на которые спустя годы раскололась страна-победительница... Пару лет назад памятный знак на криворожской земле появился и в честь Героя Советского Союза москвича Сергея Дмитриевича Романовцева.
     В январе 1945 года началась Висло-Одерская операция. Батальону, в котором служил Романовцев, предстояло действовать на реке Варта. Подразделение получило задачу захватить плацдарм на занятом врагом берегу реки и обеспечить переправу главных сил дивизии. Полноводная, с быстрым течением река имела крутой берег, усеянный вражескими огневыми точками.
     Задолго до рассвета рота гвардии лейтенанта И. Галкина вышла на прибрежный лед. Впереди было более ста метров открытого пространства. С противоположного берега взвилась ракета и осветила темную воду с плывущими по ней льдинами и фигурками людей. Берег засверкал вспышками выстрелов...
     Понеся большие потери, рота Галкина вынуждена была повернуть обратно. Тогда командир батальона гвардии майор Шадман Умаров, его заместитель по политической части гвардии капитан Александр Кончин и комсорг полка гвардии сержант Романовцев решают личным примером воодушевить и повести за собой солдат. Вода кипела от пулеметных очередей, мин и снарядов. Было светло как днем. Но отважные бойцы упорно двигались вперед. Ряды штурмовиков таяли...
     - На берег выбрались тогда лишь восемь смельчаков, - вспоминает Сергей Дмитриевич. - Среди них Кончин, Умаров, Иван Елкин и я. Позже, ценой невероятных усилий выплыл пулеметчик Семенов, раненный в ногу.
     Завязался ожесточенный бой. В течение часа, до подхода своего подкрепления, бойцы на крохотном плацдарме сдерживали натиск врага. На том берегу еще оставались станковые пулеметы и минометы. Александр Кончин, отбив у немцев лодку, с помощью троса организовал паромную переправу. По ней на захваченный пятачок было доставлено оружие и боеприпасы.
     С рассветом атаки противника усилились. Против небольшого подразделения фашисты бросили целых два своих батальона, предприняли 9 контратак. Но они не увенчались успехом.
     Наступила вторая ночь. Насквозь промерзшие после ледяной купели, истощенные непрерывными боями люди, многие с ранениями, были измотаны. Но - полны решимости сражаться до победы! И когда они вновь устремились в атаку, врагу показалось, что в бой вступили свежие силы - столь ошеломляющим был их натиск.
     К утру рубеж был взят. За проявленные в тех боях стойкость и отвагу Романовцев был награжден орденом Красного Знамени. А майор Умаров, капитан Кончин, рядовые Иван Елкин и Петр Семенов удостоены звания Героя Советского Союза.
     Войну он закончил в Берлине, который штурмовал вместе со своими товарищами. Здесь, на одной из берлинских улиц, выстрел из фаустпатрона оборвал жизнь Героя Советского Союза Александра Кончина. Среди тех, кто хоронил и прощался с Героем, был и Сергей Романовцев.
     По окончании войны Сергей Дмитриевич, дослужившийся на фронте до офицерских погон, окончил с отличием Ленинградский военно-педагогический институт имени М.И. Калинина. Затем была учеба в Военной академии Генерального штаба и почти полвека работы по дипломатической линии на ответственных заданиях в странах Западной Европы и Америки. В наградном списке фронтовика помимо Золотой Звезды Героя ордена Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Славы III степени, десятки медалей.
     Он и сегодня полон сил, планов, энергии. Работает советником в одном из столичных охранных предприятий, делится своим богатым жизненным и служебным опытом с нынешним поколением сотрудников негосударственных структур безопасности.
     Сергей Дмитриевич активно участвует в ветеранском движении. Он член Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Москвы и Московской области, участник ветеранской организации российского МИДа. Является и одним из руководителей московского Дома ветеранов, задействован в работе Ассоциации городов-героев России. Фронтовик ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи: часто бывает в школах, в музеях, встречается с военнослужащими Московского гарнизона.
     - Эта работа для меня и моих соратников по ветеранскому движению не в тягость, - говорит Сергей Дмитриевич. - Только так чувствуешь свою востребованность, полезность обществу. Это мобилизует, придает сил, желания жить и трудиться дальше.
     Фронтовик считает, что сегодня налаживать прямое, адресное взаимодействие ветеранов и молодежи. «Нужна наша непосредственная связь, - говорит Сергей Дмитриевич. - Молодежь, общаясь с нами, сможет впитать тот дух гордости, героизма, ответственности за судьбу своей страны, который мы сохранили и пронесли через годы и испытания. Ну а нам, старикам, чего греха таить, порой нужна и помощь иного рода. Нужен некий патронат. И это важнее, чем все нынешние разговоры о благодарности фронтовикам».
     
Вместо послесловия

     Завершая рассказ о Герое Советского Союза Сергее Дмитриевиче Романовцеве, не могу не коснуться и горького факта. Дело в том, что наша встреча дважды откладывалась. Сергей Дмитриевич в телефонном общении сначала сетовал на здоровье (как-никак возраст), потом - на невозможность принять гостя у себя в квартире по причине болезни жены. А затем и вовсе высказал сомнение в необходимости встречи. Склонить чашу весов в пользу будущего разговора удалось только благодаря заочному поручительству нашего общего знакомого - командира легендарной спецгруппы КГБ «Альфа», генерала в отставке и тоже кавалера Золотой Звезды Геннадия Зайцева, с которым Сергей Дмитриевич связан совместной работой. Только после упоминания о моем знакомстве с Геннадием Николаевичем ветеран «оттаял», согласился на общение.
     Лишь при встрече стала понятна причина подобного холодка. Да Сергей Дмитриевич и не скрывал ее. За последние годы в Москве и в целом по стране прокатились уже не десятки - сотни случаев подлого, циничного обмана ветеранов. Кражи, хищения, разбойные нападения и даже убийства. Чего стоит недавняя зверская расправа над ветеранской четой москвичей Пранцузова - Бондаренко. И в зоне риска чаще всего оказываются обладатели государственных наград. Ведь это для них, стариков, ордена и медали - память о былых сражениях, оценка их ратного труда, материальное свидетельство заслуг перед Родиной. А для иных «дельцов» госнаграды - всего лишь дорогостоящий товар, ради обладания которым они готовы на все...
     «Красная звезда» не так давно рассказывала об одном из таких случаев, когда квартиру легендарного авиационного штурмана генерал-лейтенанта Виктора Лавского в Москве обокрали мошенницы, проникшие в дом под видом социальных работниц. У ветерана трех войн, незадолго до этого справившего 95-летие, выкрали все отложенные на «черный день» деньги, но самое главное - похитили генеральский китель с наградами. Среди них оказались 6(!) орденов Красного Знамени. Два из них Виктор Михайлович получил еще за бои в Испании. К счастью, милиция сработала оперативно: в короткие сроки преступники были выявлены, задержаны, а награды возвращены обладателю. А вспомним трагическую судьбу вице-адмирала в отставке Георгия Холостякова: прославленный флотоводец, бесстрашный командир погиб вместе со своей супругой от рук охотников за редкими наградами. Преступники проникли в его московскую квартиру под видом журналистов. Их, напомним, тоже нашли и наказали по всей строгости закона.
     Горько и обидно сегодня становится от осознания того, что наши ветераны все чаще вынуждены ограничивать свое общение с внешним миром, опасаться телефонных звонков, сторониться встреч с малознакомыми людьми. Выходит, что им, прошедшим войну и победившим смерть, сегодня, по сути, снова приходится ощущать себя на передовой, опасаться предательского удара со стороны, нападения, вместо того чтобы спокойно жить в окружении тепла, заботы и уважения. Разве об этом они думали, круша беспощадного врага, отвоевывая право на жизнь всем ныне живущим поколениям?..
     - И все же надо быть выше этой «прозы жизни», - сказал, прощаясь, Сергей Дмитриевич. - Оставаться такими, какими мы были на фронте. И главное - хранить верность Родине и своему народу. Этим мы жили и живем. И будем жить в памяти потомков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex