на главную страницу

8 Мая 2010 года

ПОБЕДА, ПАМЯТЬ, ДОЛГ

Суббота

ТРИ СЕКУНДЫ НАД СПАССКОЙ БАШНЕЙ

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото из архива Липецкого авиацентра.



Незабываемым зрелищем обещает стать авиационная составляющая юбилейного Парада Победы в Москве. Если позволит погода, 127 различных современных самолетов и вертолетов российских ВВС в составе 20 авиационных групп продемонстрируют в небе над Красной площадью уникальные по своей сложности построения. Экипажи выполнят пилотирование в плотных боевых порядках на минимальных скоростях до 550 километров в час на высоте до 300 метров. В едином боевом строю наравне с такими опытными пилотами, как генерал-майор Александр Харчевский, полетят молодые летчики – офицеры Липецкого авиацентра. Для каждого из них пролет в парадном воздушном строю над главной площадью страны продлится всего три секунды. Но мало кто знает, какого напряжения стоили летчику эти несколько мгновений весны, сколько усилий затрачено при подготовке к полетам и какой точный расчет потребовался при организации и проведении воздушного парада в самом сердце столицы.

     
Здесь начинается
     парад


     Две зеленые ракеты в воздухе означают, что, несмотря на переменчивую погоду и хмурое липецкое небо, полеты в Центре боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации состоятся в полном объеме. Мерный гул двигателей самолетов постепенно нарастает, усиливаясь с каждым запуском одного из 36 штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков Липецкого авиацентра. По команде руководителя полетами сразу несколько самолетов начинают движение по рулежным дорожкам и останавливаются на заранее определенных местах. Как только на серой пелене неба появился еле различимый силуэт ведущего колонны – тяжелого транспортного Ан-124, пара истребителей Су-27 оторывается от взлетно-посадочной полосы.
     В воздухе над аэродромом нескончаемым караваном пролетают транспортные Ил-76, заправщики Ил-78, разведчики А-50, стратеги Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160. Вслед за ними на взлет с интервалом меньше минуты в воздух поднимается вереница разнотипных МиГов и «Сушек». За 20 минут с аэродрома Липецкой авиабазы взлетит свыше 35 машин – целый полк фронтовой авиации. Основные авиагруппы парадного строя, собравшись над Липецком, выстраиваются в колонну по маршруту на Красную площадь на интервалах чуть больше минуты. Задержек быть не должно: допустимое значение ошибки – две секунды, и то с поправкой на точность хода часов.
     - Четкость и слаженность каждого элемента, начиная с момента запуска, выруливания, взлета и сбора в группе и до финального роспуска и посадки, должны быть выполнены идеально. Все действуют как единый механизм, где от каждого зависит успех общего дела, – поясняет начальник Липецкого авиацентра летчик-снайпер генерал-майор Александр Харчевский.
     
Задачу выполним
     при любых условиях

     Основная сложность парадного строя заключается в том, что все самолеты в составе воздушной колонны имеют разные характеристики: скоростные, тяговые, аэродинамические. А выход на генеральный курс должен быть выполнен с ювелирной точностью, поскольку временные интервалы между группами в точке сбора сокращаются до 30 секунд. С увеличением количества задействованной авиационной техники усложнилась и схема выруливания, сократились интервалы между вылетами. Задолго до начала тренировок к параду старшие штурманы от всех авиационных групп разрабатывали схемы построений, рассчитывали безопасные скорости и высоты для прохождения колонны, сводили в единый строй почти в два раза больше разнотипных самолетов и вертолетов.
     - Парад состоится в любых условиях, но нам нужно было просчитать все варианты и любые обстоятельства, при которых нам предстоит выполнить эту задачу, – отметил старший штурман Липецкого авиацентра подполковник Александр Майоров.
     Учитывая сложность построений и ответственность предстоящего воздушного парада, подбор летного состава начался еще в прошлом году. Требования жесткие – принять участие в параде смогут летчики не ниже первого класса. Для полета в плотных боевых порядках требуется особая подготовка. Как рассказал заместитель командира авиабазы подполковник Александр Казиев, когда на критических скоростях самолеты находятся друг от друга в нескольких метрах, даже для опытного летчика это большое психологическое напряжение.
     
Липецкий метод

     Многие летчики полетят в парадном строю впервые. Старший лейтенант Евгений Гостев всего три года назад окончил Краснодарское военное училище летчиков и в числе лучших выпускников 2007 года по распределению прибыл в Липецкий центр. В настоящее время за плечами молодого командира авиационного звена более 600 часов налета. В феврале этого года он в числе первых приступил к освоению новейшего учебно-боевого самолета Як-130. И уже сегодня летчик принимает участие в тренировках к параду, отрабатывает на новых машинах полеты в группах на сопровождение самолетов бомбардировочной и специальной авиации.
     - Когда мы с моим товарищем Алексеем Хакбердыевым лейтенантами прибыли в Центр, у нас уже был 3-й класс и налет более 200 часов. Поэтому с первых минут нужно было включаться в работу. Период был действительно напряженный, поскольку в кратчайшие сроки нужно было, как положено, пройти наземную подготовку, сдать зачеты и приступить к полетам, – вспоминает командир звена старший лейтенант Гостев.
     Достичь уровня 1-го класса удалось за два года. Тогда в среднем за год лейтенантам давали по 200 часов налета. Сегодня среди молодых пилотов соперничать по налету с командиром звена Евгением Гостевым может только его сослуживец – старший лейтенант Алексей Хакбердыев. К слову, в свои 26 лет летчик Хакбердыев представлен к ордену Мужества за удачную посадку аварийного Су-25 во время тренировочного полета. В штурмовой эскадрилье кавалера ордена Мужества майора Сергея Аксенова все восемь офицеров – выпускники 2005–2009 годов. Те, кто пришел в центр в 2007–2008 годах, уже стали командирами или заместителями командиров звеньев, имеют все инструкторские допуски и сейчас дают вывозную программу молодым лейтенантам – выпускникам 2009 года.
     - Молодой летный состав – наша гордость. Начиная с 2001 года вопреки устоявшимся традициям в Центр начали набирать молодых летчиков – выпускников летных училищ. Чтобы не растерять весь тот опыт, который был накоплен в научно-исследовательских работах, у летного и инструкторского состава, было принято решение отбирать лучших выпускников и готовить из их числа летчиков практически с нуля, – рассказывает генерал-майор Харчевский.
     Сегодня средний возраст командира эскадрильи Липецкого центра не превышает 30 лет. В свои 25 лет, т. е. через четыре года после выпуска, они уже были летчиками 1-го класса. Именно так в советские времена и готовили летный состав: не больше четырех лет до 1-го класса. А сегодня молодых летчиков – старших лейтенантов Алексея Хакбердыева и Евгения Гостева – удалось подготовить до уровня 1-го класса меньше чем за три года. Но и спрос с такого летчика иной – и отдача должна быть соответствующей. Это становится правилом для молодого летного состава авиабазы полковника Эдуарда Ковальского.
     - Конкретные результаты вы видите в воздухе. Выпускники 2001 года уже давно командиры подразделений, комэски, летчики 1-го класса, прошедшие полный курс боевой подготовки, – не без гордости замечает полковник Эдуард Ковальский. – Сегодня эти летчики уже летят над Красной площадью, для кого-то это второй парад в жизни. Они являются основными участниками всех учений, которые проводятся на базе Центра.
     
Чудеса наземных служб

     Таблица плановых полетов Липецкого авиацентра не пустовала уже давно, а перед парадом тем более. Четыре, а то и пять летных смен в неделю по 80-100 полетов на каждую. При такой интенсивности полетов нагрузки на инженерно-технический состав авиабазы огромные. Когда в одну летную смену в воздух поднимается несколько десятков различных по типу и модификациям самолетов и каждый нужно подготовить, обслужить... Такой изнашивающий режим для техники заставляет специалистов порой творить чудеса.
     - Наша задача – свести к минимуму количество возможных отказов на земле. Особенность наших авиационных комплексов такова, что если исключить возможность отказа в процессе подготовки самолета, то в полете его надежность очень высока, – объясняет заместитель командира авиабазы по инженерно-авиационной службе подполковник Игорь Юров.
     Подчиненные подполковника Юрова готовят машины к полетам, обеспечивают безаварийные вылеты, возвращают к жизни стареющие машины. Но к сожалению, стареет не только авиационная техника. И основная проблема в работе служб связана с техническим обеспечением. Несмотря на это, специалисты не жалуются, а заинтересованы и готовы работать, тем более что квартирный вопрос инженерно-авиационной службы с недавнего времени значительно улучшился. Редко на каком из военных аэродромов страны встретишь столь комфортные условия для технического состава. В домиках для техников имеются места для отдыха, подведено водоснабжение, даже есть свои отдельные кухни. При столь непростой и ответственной работе это очень важно. При знакомстве со службами инженерно-технического обеспечения авиабазы создается впечатление, что в авиации действительно не бывает мелочей.
     Кажется, сам жизненный ритм Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации не позволяет расслабиться ни летчикам, ни техникам. Все они связаны одной целью, которая заключена в девизе авиацентра: «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать».

     

     «Соколы России» во главе с генерал-майором ХАРЧЕВСКИМ на Су-34.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex