на главную страницу

12 Мая 2010 года

События

Среда

ПОМНИМ И ГОРДИМСЯ

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда». Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



В преддверии дня, быть может, самого значимого ныне для России - Дня Победы в зале приемов министра обороны состоялось награждение победителей Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» Он проводился по инициативе Министерства обороны Российской Федерации с 1 сентября 2009 года по 1 апреля 2010 года и был посвящен знаменательной дате - 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. С победителями конкурса встретились представители военного ведомства страны.

     Такая инициатива Минобороны важна для подрастающего поколения, подчеркнул статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Панков, который возглавлял организационный комитет конкурса. Он отметил, что в конкурсе приняли участие более 35 тысяч детей из всех федеральных округов, более чем из 70 субъектов Российской Федерации. Интерес к отечественной, а именно к военной истории у подрастающего поколения страны, таланты ребят в области литературы и изобразительного искусства оказались столь впечатляющими, что для компетентного жюри было сложнейшей задачей выявить лучших из лучших. Несколько месяцев присланные работы внимательно изучали лучшие специалисты студии военных художников имени М.Б. Грекова, Военно-художественной студии писателей, Института военной истории, преподаватели военно-учебных заведений и сотрудники Культурного центра ВС РФ на Суворовской площади столицы.
     Каждый из принявших участие в таком необычном соревновании получит на память благодарственное письмо от Министерства обороны России. На основе присланных работ планируется издать альбомы и буклеты с лучшими из них. В выставочных залах Культурного центра, Студии военных художников им. М.Б. Грекова, в Центральном музее Вооруженных Сил уже сегодня выставлены работы конкурсантов. Принято решение, чтобы те, кто не победил в той или иной номинации, но представил интересные работы, были приглашены командующими войсками военных округов и флотами для поощрения и участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дню защиты детей. А победители этого сложного творческого состязания получили вот такие подарки: занявшие третье место - музыкальный центр, второе - видеокамеру, а те, кто сумел стать первым, - ноутбук.
     Кроме того, все ребята, занявшие призовые места, праздничные дни провели в Москве, для них была составлена интересная культурная программа.
     В старшей возрастной группе первое место у Екатерины Чернышевой (16 лет, г. Астрахань). Второе место поделили Ксения Веселова (15 лет, г. Москва) и Дарья и Мария Глыздовы (16 лет, с. Лузино, Омская область). Третье место у Перцулиани Мананы (16 лет, г. Владимир) и у Глеба Пирко (16 лет, пгт Анна Аннинского района, Воронежской области).
     Победители средней возрастной группы. Первое место у Олеси Антоненко (14 лет, г. Шацк Рязанской области), второе место у Марины Бурменской (11 лет, г. Белгород) и у суворовца Евгения Руднева (13 лет, г. Уссурийск), третье место у Кирилла Плотникова (11 лет, с. Мальково Тюменской области) и Евгения Сорокина (12 лет, с. Михайловка Харабалинского района Астраханской области).
     В младшей возрастной группе места распределились следующим образом. Первое - у Андрея Гончарова (9 лет, г. Подольск, Московская область), второе - у Марка Корнеева (8 лет, г. Тюмень) и Александра Иванова (10 лет, г. Санкт-Петербург), третье - у Сергея Ситникова (8 лет, г. Москва) и Анастасии Володиной (9 лет, г. Электросталь, Московская область).
     Рассказать о каждом победителе сложно. Но вот Женя Сорокин из села Михайловка Астраханской области. Работа, с которой он победил, называлась «Битва под Прохоровкой. Курская дуга». Это была знаковая для хода войны битва. Для войны, которую прадед Жени, Иван Николаевич Шатохин, прошел сапером. В школе, где он учится, из 112 учеников в конкурсе участвовали 12. Это состязание стало важным для всех их односельчан и, быть может, самым главным в их жизни уроком истории. И как хотелось бы, чтобы Женина победа помогла всем сельским ребятам. Чтобы, как и в прошлые годы, они именно в своей школе оканчивали 10-11-й классы. А не стала она девятилеткой...
     Саша Иванов приехал за призом из Санкт-Петербурга. Он учится в школе № 548 города, который в годы войны защищал его прадед. Иван Емельянович Юшков с честью сражался на Волховском фронте.
     Суворовец Евгений Руднев прибыл с сопровождающим из Уссурийска. Офицер попросил обязательно отметить, что Женя - отличник учебы. «Знамя Победы» - так называется работа-победительница суворовца. У Жени в семье все военные. А когда Женя рисовал картину, то вспоминал свою прабабушку, Галину Леонтенко. Она 21 июня 1941 года получила диплом о медицинском образовании, а 22-го уже ушла на фронт. Думала, что война для нее закончится в Берлине, но в результате в родные стены вернулась победительницей уже с Дальнего Востока.
     Один из самых маленьких победителей конкурса, 8-летний Марк Корнеев - из Тюмени. Свою работу он рисовал по мотивам рассказа Валентина Катаева «Третий танк». Он и назвал картину по первой его строчке: «Утром три танка пошли в атаку...» И самое замечательное для Марка, что все герои рассказа вернулись из боя. Та далекая война коснулась и семьи Корнеевых. Марк совсем не помнит своего прадеда Ивана Михайловича Корнеева, рядового пехоты, дошедшего с боями до Чехословакии. Но, в том числе и благодаря конкурсу, он старается как можно больше узнать о том времени, память о котором оказалась чрезвычайно важна и в XXI веке. Чтобы не случилась еще одна страшная война.
     О Кате Чернышевой из Астрахани, ученице гимназии № 3, - отдельный рассказ. Каждая строчка из ее письменной работы, ее рисунок подтверждены, что называется, документально. В семье бережно хранятся документы той военной поры, касающиеся родных, сражающихся на фронтах Великой Отечественной. Вот что пишет Катя в своей работе: «История войны, как и вообще история, до определенного момента и мной, к сожалению, ощущалась как нечто нематериальное, абстрактное, к чему нельзя прикоснуться. Но все изменилось, когда мне в руки попали бесценные реликвии - письма моего прадедушки с фронта. Их много, они написаны начиная с первых дней войны и заканчивая годом победным. Написаны с нежной любовью к родным и ненавистью к врагу, с нескрываемой тоской по родным местам, радостные и грустные, эмоциональные и сдержанно строгие, разные. Очень сложный почерк, несколько месяцев мы с моим отцом буквально расшифровывали каждое письмо. Мой прадед, Василий Васильевич Кузнецов, родом из Астрахани. Будучи кадровым военным, еще до войны успел поскитаться по нашей необъятной стране. Служил даже на Дальнем Востоке, в бухте Славянка. Встретил начало войны в звании младшего лейтенанта в составе 209-го отдельного строительного батальона на обустройстве западных границ в Литве. Очень тяжело читать строки первого письма с фронта, полные скорби и негодования. «Эх, если б ты видела, как нас уничтожали, и мы были бессильны против немцев. Всего, конечно, не опишешь. Я остался жив, но мне так обидно и почему-то стыдно за себя, что так позорно пришлось бежать. Гитлер не успокаивается на том, что уничтожает людей на фронте; его самолеты бомбят деревни в тылу, расстреливают скот, жителей и беженцев, которые вереницей идут вглубь страны. Одним словом, жертв много, но это даром Гитлеру не пройдет, он за это заплатит, ...дешево свою жизнь не отдам». Из писем по понятным соображениям невозможно узнать о характере службы прадеда, или, как он сам всегда говорил, работы. На каждом письме или открытке помимо почтового штампа проступает всегда четкая, сама за себя говорящая и пугающая надпись: «ПРОСМОТРЕНО ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРОЙ». «...Сейчас я получил возможность отличиться в борьбе с врагом. Подробности ты не должна знать, узнаешь после. А пока не отказывай в маленьком: в каждом письме пиши, как живут и растут ребята...» «Шлю привет и поздравления с успешным наступлением наших войск в районе Сталинграда. Мы здесь тоже не сидим. То, что начали герои сталинградцы, подхватили и мы. В годовщину Октября много пришлось поработать, не один фриц поплатился кровью». Только бабушкины рассказы да пожелтевшие листы старых газет, которые бережно хранятся в нашей семье, дают подробное представление об этом и позволяют мне безмерно гордиться прадедом. Они, парашютисты-минеры, разведчики 10-го отдельного гвардейского батальона, входившего в состав 1-го Прибалтийского фронта, начинали знаменитую рельсовую войну в тылу врага. Такие небольшие группы, заброшенные в 1942–1943 годах в леса Смоленщины и Белоруссии, были подвижны, как ртуть. Исчезнув в одном месте, они тут же появлялись в другом, нанося чувствительные удары по коммуникациям фашистов и передавая на Большую землю ценные сведения. Они были занозой у отборных гитлеровских частей, действующих на московском направлении. В архиве Министерства обороны СССР хранилось немало документов об этом батальоне, о результатах его дерзких действий. В одном из них говорится: «На 07.ХI.44 г. 10-м отдельным гвардейским батальоном минеров (ОГБМ) уничтожено 4 бронепоезда, 70 эшелонов, 78 паровозов, 292 вагона». Отряды батальона регулярно забрасывались в тыл противника, и возглавляли их, как правило, офицеры - командиры взводов и рот. Возглавлял десантные операции и сам командир батальона - Кузнецов В.В. Вот как он сам описывает очередной рейд по тылам врага.
     «...Вот и настал тот день, которым кончилось мое молчание. Дорогая Надю, я вернулся цел и невредим. Имею хорошие успехи. Это и есть лекарство от моей болезни, о которой я тебе писал. Кровью поганой немчуры, которой положил немало, я вылечил свою болезнь. Везет мне все же. В таких же переделках многие мои товарищи погибли, а я все живу. Нет еще, и не придумают такой пули, чтобы меня сразила. Твой дорогой, но вредный Васю живет на страх врагу...».
     «...Вчера меня наградили орденом Красного Знамени за то дело, с которого недавно пришел. Много я пролил крови, но только не своей. Многим я укоротил жизнь и многих еще успокою. Мне говорят: «Хорошо воюешь, крепко бьешь немцев». Скажи ребятам, что их папка сильно бьет немцев. Поцелуй их за меня».
     Жалости к врагам нет. Но тут же, контрастно, нежная забота о родных и глубокое сочувствие пережившим нашествие германской армии жителям освобожденных мест.
     «...Трудно, тяжко тебе с ребятами, но жить и работать надо, воспитывать ребят надо. Где я сейчас нахожусь, есть много детей-сирот, оставшихся без отцов и матерей. Их приютили, взяли на воспитание колхозники местных деревень. Условия жизни здесь, я бы сказал, не то, что у вас. Здесь побывал немец. И люди живут в землянках, неуютно, грязно, но все же живут, работают, кормятся чем попало, воспитывают детей... И когда посмотришь на это, так нехорошо станет. Все это переводишь на свою семью, на тебя, дорогая, и ребят...»
     А как трогательны воспоминания о родных волжских просторах! «...У нас вот уже дней десять стоит очень теплая погода. Снег глубиной в метр почти стаял, поля обнажились. Озимая рожь на полях уже зеленеет. А около нас протекает речка Селижаровка, выйдешь на берег и неохота уходить, все так приятно и хорошо. Вспоминается наша родная Волга... Правда, я бывал здесь на Волге, но она не такая, как у нас в Астрахани...»
     Суровый армейский быт. взрослые, серьезные, опаленные войной мужчины легко уживаются с нехитрыми мыслями и желаниями: «...Эх, Надю, с каким аппетитом я бы раскусил какой-нибудь задрипанный яблок. Да нет их здесь, все сожжено, уничтожено... Напиши, есть ли у вас айва и кушаете ли ее, мороженую, как помнишь, когда мама присылала нам на Дальний Восток...»
     Но самые яркие впечатления, конечно, после прочтения письма от 10 мая 1945 года. Письма Победы.
     «...Настал долгожданный день, кончилась война, а с ней страдания, тревоги... Какой счастливый мы народ - русские!»
     Какой счастливый народ... Я долго не могла понять, как может считать себя счастливым народ, только что переживший такое: миллионы погибших, пропавших без вести, замученных в лагерях, страшный голод, разрушенные города, сожженные земли... Эти раны еще долгие десятилетия не будут давать покоя пережившим все это. Можно ли это забыть, простить? «Какой счастливый народ!» Чего же в этих словах больше: трагедии или величия? Мой прадед умер в 1970 году. Как жаль, что нет возможности высказать ему слова благодарности за все, что он сделал. И в сорок первом, защищая оборонительные рубежи на подступах к Москве, и позже, в смертельной схватке в тылу врага, и в начале сорок пятого, когда вместе со своим батальоном штурмовал Кенигсберг и Пиллау, и двадцать четвертого июня 45-го на Красной площади в составе сводного полка 1-го Прибалтийского... Его давно нет. Но во мне течет его кровь. А значит, это МОЯ история. Поэтому и пишу. Поэтому помню и горжусь!»
     Вот такие строки о своем прадеде написала 16-летняя россиянка. Она по праву заняла первое место в конкурсе в своей возрастной группе. И побывала на Красной площади именно в эти победные майские дни. Потому что по этой брусчатке древнего Кремля шел в парадном строю в июне 1945-го года командир 10-го ОГБМ майор Василий Кузнецов...
     Итоги конкурса подведены. Результаты его - потрясающие. Потому что показали главное. Юное поколение россиян понимает значение слов: «Я помню! Я горжусь!» Все, кто участвовал в Великой Отечественной войне, помогли стране отстоять независимость, спасли родную землю. Поэтому у нас есть возможность самим строить жизнь. И во многих работах ребят есть важные слова: «...надо, чтобы и ветераны жили достойно, так, как когда-то сражались».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex