В очередном выпуске программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», принял участие генерал-лейтенант Александр Ильин, начальник 3-го управления Главного управления кадров Министерства обороны РФ.
- Александр Владимирович, Великая Отечественная война закончилась 65 лет назад. Но все ли участники той войны получили свои награды? Есть ли еще ордена, медали, которые не нашли награжденных?
- К великому сожалению, есть. В период с января 2009 года, в канун 65-летия Победы, в ходе широкомасштабного розыска, который проводился по указанию Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, 1.139 ветеранов разыскали их награды...
- Министерство обороны на протяжении этих полутора лет вело активный розыск... То есть все по архивам изучали, по документам, личным делам?
- Да. Министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков утвердил план розыска, в соответствии с которым и проводилась работа. Каждому задействованному в этой работе структурному подразделению были определены конкретные задачи...
- Вы назвали количество ветеранов,1.139, которых нашли их награды за это время. А можно сказать, какие это награды?
- Среди наград есть, можно так сказать, и эксклюзивные. Два ордена Александра Невского, орден Богдана Хмельницкого...
- Орден Богдана Хмельницкого давали за украинские операции?
- Да. Он был учрежден как раз в период жестоких боев за освобождение Украины.
- В 1943 году?
- Да. Еще орден Красной Звезды, орден Красного Знамени. Ну и медали... В основном это медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Еще - ордена Славы III степени, Отечественной войны II степени.
- А по каким причинам эти награды не были вручены ранее?
- Причин было очень много. За первые месяцы войны было произведено более 32 тысяч награждений, а вручено лишь чуть больше 10 тысяч орденов и медалей. С началом Великой Отечественной наградная система была мирного времени. Награждения все производились указами Президиума Верховного Совета СССР с приглашением для вручения наград в Кремль. В период войны такой возможности не было, поэтому уже в августе военным советам объединений было предоставлено право вручения наград. Но по-прежнему награждение производилось указами Президиума. Можно сказать, что весь 1941-й, 1942-й и до конца 1943 года шло совершенствование этой системы. И только к концу 1943 года наградная система перестроилась на военный лад. Наградные инстанции максимально сблизились с действующей армией...
- То есть уровень, на котором могли удостаивать, вручать награды, уже стал войсковым?
- Он дошел до командира полка, который мог награждать медалью «За отвагу» и «За боевые заслуги» рядовой и младший начальствующий состав. Командир дивизии имел право награждать орденом Красной Звезды и орденом Славы III степени.
- Когда эта система была введена, орденские знаки, медали надо было каким-то образом доставлять в войска?
- Конечно. У нас Гознак выпускал по заявкам армии и флота соответствующее количество наград. Но как раз несоответствие между большим количеством совершаемых подвигов и отличий и количеством выпущенных наград стало основной причиной, по которой на конец войны многие награды оказались неврученными. Считается, что ко Дню Победы 1945 года более 2,5 миллиона наград было недополучено войсками.
- То есть чисто физически не могли изготовить и доставить?
- Да. Массовый героизм был таков, что промышленность отставала, если можно так сказать, от количества совершенных подвигов. Порой получалось так, что награды учреждались, а поступали в войска только через 5-6 месяцев. По ордену Суворова можно такой пример привести. Он был учрежден в июле 1942 года, а первые 50 знаков ордена поступили в войска в январе 1943-го...
- Война - дело суровое. Человек награжден, а завтра с ним может случиться все что угодно, он может погибнуть...
- Это тоже одна из причин - гибель, ранение. Люди поступали в медицинские учреждения. После лечения военнослужащий выписывался и, в связи с тем что динамика движения фронтов была велика, не попадал в свою часть - она уже находилась далеко от места былого сражения. Информация о награждении оставалась там, где воин представлялся к награждению, и награда прибывала туда... Многие получали контузии, увечья и с фронта отправлялись в народное хозяйство. Документация за ними, как правило, не успевала. Поэтому многие даже не знали, что они были представлены к ордену либо медали. Кто-то знал, допустим, если с того же подразделения в тот же госпиталь попадал сослуживец, говорил, что «тебя представили к такой-то награде»... А многие ведь и этого не знали. Кто знал, после войны начинал выяснять, состоялось ли награждение, ну и часто это успехом, конечно, заканчивалось. А кто-то не знал, не разыскивал. И вот сейчас многие ветераны, получая информацию, что они награждены, удивляются. «Вы воевали там-то?» - «Да, воевал». - «А такой эпизод был?» - «Был». - «Так вы же за это Красной Звездой награждены». - «Не может быть...»
После того как нам в прошлом году была поставлена конкретная задача - провести широкомасштабный розыск, мы проверили на награждения практически каждого живущего в России фронтовика... Так, за эти полтора года, например, только 186 москвичам были вручены награды и 14 родственникам переданы награды для хранения как память...
- То есть вы разыскиваете и родственников тех, кто уже, к сожалению, умер или погиб...
- Конечно. Мы брали за основу, идентифицировали списки живущих. Работа ведется и по запросам военных комиссариатов, по личным письмам. И если человек умер, уточняется наличие у него родственников, тех, кто имеет право на получение наград, документов к ним...
- Они должны документально подтвердить свое родство?
- Разумеется. Но никаких специальных документов для этого не надо. У нас по наградной системе РФ в случае гибели или награждения посмертно награды передаются следующим родственникам: это отец или мать погибшего или умершего, супруг или супруга, дети, родные братья и сестры...
- Практически в каждом городе сегодня возродилась система военно-патриотического воспитания. Активно работают школьные музеи. Вы как-то используете этот ресурс?
- Конечно. С запросами очень часто обращаются школьники. При школах созданы организации, которые ведут розыск погибших земляков, в музеях собираются материалы. Еще и поисковые отряды существуют в регионах. Они также обращаются к нам, в Центральный архив для оказания помощи. И по номеру награды конечно же удается определить хозяина, потому что все эти данные в Центральном архиве есть. И по ним можно найти родственников.
- А ведется ли какая-то работа по оцифровке архивов? Все-таки в XXI веке живем...
- Да, такая работа ведется Министерством обороны. К 65-летию Победы открыт соответствующий сайт. Телевидение транслирует рекламные ролики по поводу того, что наградные материалы различного плана на этом сайте имеются. Там также выставлены приказы военного времени. И работа в этом направлении будет развиваться.
- Наши слушатели задают вопросы. Например, Мартынова Валентина Ивановна пишет: «Не получила медаль «За оборону Москвы», куда обращаться?»
- Здесь нужно определиться. Установить, к какому ведомству принадлежал человек, о котором речь, исполняя задачи во время войны. Если это военнослужащий, то нужно обращаться в Главное управление кадров. Если же это лицо гражданского персонала или же участник возведения оборонительных сооружений в районе столицы, то нужно обращаться в администрацию по месту жительства с предоставлением документов, подтверждающих участие в этих мероприятиях.
- А как с Главным управлением кадров связаться? Если это бывший военнослужащий, например? Есть ли какие-то контакты?
- Лучше всего конечно же письменно обратиться к начальнику Главного управления кадров с приложением всех документов.
- Тогда и рассмотрят?
- Конечно, тогда будут изучены документы, и если есть основания, награждение обязательно состоится.
- А вот другая ситуация. Если у пожилого человека нет близких родственников, которым он мог бы оставить свои награды. Но он ими гордится и не хотел бы, чтобы они пропали. Хотел бы передать их в музей или в какой-то архив, государству. Существует ли такая система передачи?
- Законодательно в положении о государственных наградах предусмотрена передача наград, но, как правило, лишь в случае смерти награжденного. Родственники могут передать их в музей. Но только в музей, соответствующий определенным требованиям. Это должно быть охраняемое заведение. Если тот же школьный музей полностью оборудован, соответствует указанным выше требованиям, то награды можно передать туда. В этом году у нас было несколько подобных обращений. Как правило, вдовы просят принять на сохранение награды, оставшиеся от умершего мужа. Если такие обращения поступают в Главное управление кадров, мы их направляем в администрацию Президента РФ...
- Александр Владимирович, а ведь среди наших слушателей немало и тех, кто просто интересуется наградами, в том числе времен Великой Отечественной войны. Даже дети, школьники увлекаются этим. Существует, наверное, и литература, и справочники какие-то, по которым это можно изучать?
- Есть, конечно. В том числе и по наградам СССР, безусловно. Целые тома изданы по наградам. Мы и сами пользуемся серьезной справочной литературой. В таких трудах ценная и полная информация содержится по каждой награде, когда учреждена, кто первым был награжден или в числе первых...
- Что, вы считаете, предстоит еще сделать именно в упорядочении памяти, выяснении награжденных, совмещении имен тех, кто награжден, с их наградами? Вы этим будете заниматься после Дня Победы?
- Эта работа прекращаться не будет. Такую работу просто нельзя прекращать. Но вместе с тем отмечу, что уже сделано немало. Нынешний розыск был доскональным. Люди, которые этим занимаются в архиве, в Главном управлении кадров, отдали этой работе много лет. У нас есть и такие, кто 25 лет этим занимается. Одна женщина даже 40 лет этому посвятила! Как пришла молодой девочкой, так и трудится на этой ниве. На ее счету более 10 тысяч разысканных награжденных. Эта работа трудная, и отношение к ней определяет сердце.
Многие из тех, кто трудится сегодня в Главном управлении кадров, в Центральном архиве, в штабах военных округов, в комиссариатах, именно через свои сердца пропускают судьбу каждого награжденного. И процесс этот, эта работа не останавливается, она продолжается. При этом используются и будут использоваться новые технологии, возможности XXI века. Мы и впредь будем делать все, чтобы каждая награда нашла того, кто совершил подвиг, чтобы о боевых свершениях близкого человека знали родные, чтобы память о прошлом не меркла.