на главную страницу

12 Мая 2010 года

Армия и общество

Среда

НАМ СРАЖЕНЬЯ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



В канун празднования 65-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Москве в студии Современной гуманитарной академии (СГА) состоялась Всероссийская видеоконференция «Связь времен - связь поколений!», посвященная этому знаменательному событию. В ней приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов, члены Совета Федерации Герой России Владимир Рушайло и Анатолий Салтыков, президент СГА Михаил Карпенко, генерал-лейтенанты в отставке Владимир Беспалов и Юрий Норенко, профессорско-преподавательский состав и студенты вуза.

     В ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ участвовало более 500 центров доступа СГА, расположенных в 80 субъектах Российской Федерации. В региональных студиях находилось около 13 тысяч гостей, среди которых - участники Великой Отечественной войны, ветераны военной службы, местные законодатели, руководители исполнительных ветвей власти и муниципальных образований, представители общественных, патриотических и молодежных организаций, курсанты военных училищ, студенты и школьники. Видеоконференцию транслировали по общероссийскому образовательному телевизионному каналу «СГУ ТВ», а это уже многомиллионная аудитория телезрителей.
     В преамбуле диалога председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов от себя лично и членов Совета Федерации поздравил ветеранов войны и участников видеоконференции с 65-летним юбилеем Великой Победы.
     - И сегодня мы поговорим о связи поколений, - сказал Сергей Михайлович, - услышим наших дорогих ветеранов и молодых: курсантов, студентов, суворовцев. Мы поговорим о том, что наша молодежь думает о великом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне и попытках фальсификации истории Второй мировой войны, о сегодняшнем уровне патриотического воспитания молодых людей и роли, которую должно играть патриотическое воспитание в нашей с вами современной жизни. Я уверен, разговор будет откровенным и, надеюсь, полезным для всех участников видеоконференции.
     После этого слово предоставили студии филиала СГА во Владивостоке. Из столицы Приморья полковник в отставке Яков Кан - председатель городского Совета ветеранов - рассказал о военно-патриотической работе многотысячной ветеранской организации среди молодежи Владивостока. У ветеранов хорошие связи с РОСТО (ДОССАФ): они активно участвуют в военизированных играх «Зарница» и «Орленок», которые проводятся в регионе. Налажено взаимодействие с комиссариатами: ветераны-тихоокеанцы часто выступают на сборных пунктах перед новобранцами. Словом, организация ведет активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, передавая ей свои опыт и любовь к Родине.
     - Однако мы не забываем и о социальной защите ветеранов, - сказал Яков Григорьевич. - Поэтому просим Вас, Сергей Михайлович, оказать содействие в создании министерства по делам ветеранов, о котором мы говорим уже не один год. Нас не удовлетворяет, как решает ветеранские вопросы и проблемы Министерство здравоохранения и социального развития.
     - Я полностью разделяю идею, которая только что прозвучала: о необходимости создании специального министерства по делам ветеранов, - сразу же ответил тихоокеанцу Сергей Миронов. - Но самое удивительное, что, когда говорим о создании министерства, нас начинают обвинять в каком-то популизме. При этом Россия - одна из немногих развитых стран, в которой нет такой структуры! Министерства по делам ветеранов есть и в США, и во многих европейских странах, которые мы обычно называем государствами с развитой экономикой. Очевидно, там прекрасно понимают, что это направление очень важное, и оно требует отдельного внимания и постоянной работы. Я давно выступаю с предложением о создании министерства по делам ветеранов, обращаюсь к руководству страны и спасибо Владивостоку за поддержку. Будем и дальше настойчивы! И не важно, как структура будет называться: пусть это станет агентство или служба. Главное, это должен быть самостоятельный орган федеральной исполнительной власти и чтобы у него были полномочия предметно заниматься делами ветеранов.
     ПОСЛЕ Владивостока на связь с московской студией СГА вышел Хабаровский край, где представители регионального молодежного парламента отметили, что тема видеоконференции актуальна не только для подрастающего поколения края, но и для молодежи всей России. Член молодежного парламента Владимир Манухин сказал:
     - С начала года в крае проходит патриотическая акция «Наша забота - ветеранам!», включающая в себя оказание адресной помощи ветеранам и патриотическое воспитание молодежи. На сегодняшний день к акции присоединилось свыше тысячи молодых жителей края. Они посещают ветеранов на дому и в стационаре, приглашают в учебные заведения, оказывают юридическую помощь и решают иные их проблемы социально-бытового характера.
     Акция проходит в семнадцати муниципальных районах и в двух городских округах края. По словам участников видеоконференции, патриотическое воспитание молодежи - это вообще одно из основных направлений в деятельности молодежного парламента в законодательном собрании Хабаровского края.
     Однако вопрос Сергею Миронову прозвучал все же от ветеранов региона:
     - Вот уже в течение многих лет мы обращаемся в органы государственной власти с предложением о восстановлении в ранге национального праздника Дня Победы над милитаристской Японией. Для нас, дальневосточников, 2 сентября - это очень важная дата! Участники Великой Отечественной войны ждут не дождутся, когда же в календаре России этот день станет датой воинской славы отечества. Поэтому хотим узнать, можем ли мы рассчитывать, что в нынешнем году праздник восстановят?
     - Мне просто выразить свое отношение к этой дате, - сказал Сергей Михайлович, - так как я уже дважды инициировал соответствующий законопроект о том, чтобы вернуть в перечень праздничных дней 2 сентября - День Победы советского народа над милитаристской Японией. К сожалению, эта законодательная инициатива пока не находит поддержки в Государственной Думе. А я убежден, что этот день должен быть выделен в российском календаре. Более того, именно в год 65-й годовщины Великой Победы мы должны помнить, что сама-то Вторая мировая война закончилась не 9 мая, а 2 сентября - после того, как наши солдаты разгромили Квантунскую армию. Кстати, по этому вопросу есть еще специальная инициатива Сахалинской областной думы. И я уверен, что общими усилиями мы вернем праздничный день в наш календарь! А 2 сентября, как и обещал сахалинцам, я прилечу в Южно-Сахалинск, чтобы принять участие в торжествах. И несмотря на то, что в перечне праздничных и памятных дат у нас этого праздника пока нет, ничто не помешает сахалинцам и всем россиянам широко отметить памятный и великий день в общей истории нашей страны...
     А в Иркутске в течение уже длительного времени успешно реализуют социальный проект «Вдовы России». И в канун 65-летия Великой Победы там издали книгу «Подвиг верности» о женщинах, которые, проводив на войну мужей, погибших впоследствии на фронтах, повторно замуж не вышли. Во время войны они заменили мужей у станков, выращивали хлеб, так необходимый фронту и всей голодающей стране, растили детей.
     Идейным вдохновителем проекта стал Иркутский областной совет женщин, который десять лет собирает информацию о вдовах Приангарья, помогает им решать насущные проблемы. Во время видеоконференции в студии иркутского филиала СГА находились председатель областного совета женщин Октябрина Родченко, журналист Ливия Каминская и вдова участника войны Екатерина Сучкова.
     - Мы благодарны руководству Современной гуманитарной академии за то, - сказала Октябрина Павловна, - что предоставили нам уникальную возможность рассказать в эфире о нашем проекте. Мы начали работу над проектом «Вдовы России» с того, что в 1993 году подняли вопрос перед тогдашним Верховным Советом о женщинах, отдавших войне все и не получивших от государства никакой помощи. Нас поддержал Союз женщин России, и 7 мая 1995 года - через 50 лет после окончания войны - был принят закон о предоставлении этим женщинам второй пенсии. В нашем регионе Советы женщин работают в каждом уголке. И мы видели, как трудно живется женщинам, которые потеряли в войну своего кормильца. Сейчас у нас проживают 207 вдов участников войны. И именно на их примере верности любимым мужчинам, преданности материнскому долгу и жизненной стойкости мы воспитываем наше молодое поколение.
     В ГОДЫ Великой Отечественной войны женщины, потеряв на фронтах мужей, не жаловались на трудности, а самоотверженно трудились, воспитывали патриотов страны. Кроме того, на фронтах воевало около 800 тысяч женщин, и были они не только медсестрами, но и летчиками, снайперами, связистами, саперами. Ну а в тылу, когда не хватало мужчин, именно матери, жены, сестры и дочери ушедших на фронт организовали целое движение за освобождение мужских рабочих рук. И на заводах и фабриках, на колхозных полях и фермах женские бригады на сто, двести, триста и даже четыреста процентов перевыполняли план. Все для фронта - все для победы! В годы войны женщины освоили профессии, которые изначально считались мужскими. Это тогда появились женщины - машинисты паровозов. Они становились шахтерами, металлургами, комбайнерами. И этот список можно перечислять до бесконечности.
     - Низкий поклон всем нашим замечательным женщинам! - сказал во время видеообщения с Иркутском Сергей Миронов. - И молодцы иркутяне, издавшие уникальную и замечательную книгу, которая станет прекрасным подарком в юбилейный год Великой Победы!..
     В новосибирской студии СГА присутствовали учителя средних школ, преподаватели и студенты Сибирского университета телекоммуникаций и информатики, которые начали разговор с того, что в канун юбилея Великой Победы такое название диалога «Связь времен - связь поколений!» звучит очень актуально. Нет более благодатного материала для воспитания патриотизма, чем история собственной страны. Особенно такой великой страны, как Россия! Но историю страны надо знать! А вот с этим и возникают проблемы в школах и вузах. Что же нужно сделать с преподаванием истории, чтобы на ярких примерах былого воспитывать патриотов?
     - Я твердо убеждена, что если школа у нас - государственная, то и обучение в ней должно быть таким, какое нужно государству, - сказала, обращаясь к сенаторам, школьный преподаватель Лилия Киселева. - Государство должно диктовать школе, кого и как воспитывать. России нужны патриоты! И поэтому программа обучения непременно должна содержать в себе вопросы патриотического воспитания. Поэтому, я считаю, единая государственная программа с увеличением часов преподавания истории позволила бы нам воспитать патриота, истинного гражданина России.
     Однако, по мнению участников видеоконференции, воспитание ребенка патриотом не должно ограничиваться лишь одной школой. Начинать нужно с младых ногтей. А финалом патриотического воспитания должен становиться все же вуз. Однако преподавание истории в современном высшем учебном заведении способствует ли воспитанию патриота? Не просто дает какую-то сумму знаний по историческому предмету, а именно воспитывает в молодом человеке патриотизм?
     ПО ЭТОМУ ПОВОДУ Константин Ломакин, доцент кафедры философии и отечественной истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, высказался так:
     - К сожалению, справиться с этой задачей сложно. Общая тенденция заключается в том, что налицо снижение количества часов на преподавание гуманитарных дисциплин. Мы со страхом ожидаем и перехода на многоуровневую систему подготовки кадров, когда количество часов урежут еще больше. А проблема преподавания истории в технических вузах, я уже много лет работаю со студентами, очевидна. Если раньше знал, что если студент взял на экзамене билет с вопросом по истории Великой Отечественной войны, то ответ будет достаточно полным. Потому что в то время это был не просто параграф в учебнике, это была история конкретной семьи, которая касалась не одного поколения данной фамилии. Сейчас ситуация меняется таким образом, что зачастую для студентов это именно рядовой параграф, который можно даже и не учить. Поэтому встречаются вопиющие факты, когда на экзамене начинают рассказывать о блокаде Сталинграда. Начинаешь поправлять: не Сталинграда, а Ленинграда, в ответ же слышишь: а мне, мол, все равно. Поэтому и возникает вопрос: почему такое стало возможным?
     Прежде всего, по мнению Константина Владимировича, в СМИ меньше внимания уделяется теме Великой Отечественной войны, а те источники информации, которые доступны студенту, в первую очередь Интернет, изобилуют материалами с так называемым «альтернативным подходом к изучению истории». А у молодого человека критическое осмысление фактов из альтернативного источника информации не выработано. И еще немалая проблема: в результате расслоения общества по материальному достатку мало студентов и школьников имеют сейчас возможность путешествовать по стране.
     - Если мое поколение в школьные годы могло посетить Брест и Москву, Ленинград и Волгоград, - говорил Константин Ломакин, - то, когда нам рассказывали школьный материал, мы схватывали его на лету, так как были в этих городах и своими глазами видели символы мужества. Сейчас, если у людей есть деньги, они охотнее летят в Турцию либо Таиланд, чем едут в Москву, Санкт-Петербург или же по «Золотому кольцу России». Поэтому и события Великой Отечественной войны, о которых мы рассказываем, не пропущены студентом через личное восприятие. Но, к счастью, не все такие. И пример тому - активисты движения «Наша Победа!»
     Алексей Зуев, студент СибГУТИ и один из наиболее активных участников студенческого проекта, рассказал, что главная цель проекта - это борьба с фальсификацией истории путем создания самого большого в мире видеоархива о войне с последующим написанием учебника истории Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А. Шолохова. Еще одна цель - патриотическое воспитание молодежи. Ведь приобщаться к истории, познавать ее гораздо интереснее и поучительнее через живое общение с ветераном. Ну, а все-таки, что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию и не допустить утраты исторической памяти нашими школьниками и студентами?
     - У сегодняшней школы, к сожалению, очень много проблем, - ответил новосибирцам Сергей Миронов. - Не скрываю, что являюсь принципиальным противником ЕГЭ. Это простое оболванивание, так как ответы на тесты не способствуют воспитанию патриота. И я думаю, что в нынешний Год учителя впервые, вероятно, лет за десять необходимо провести Всероссийский съезд учителей, чтобы наши уважаемые педагоги смогли в Москве сказать свое слово о достижениях, проблемах и прорехах сегодняшнего образования. У меня такое ощущение, что чиновники от Министерства образования просто боятся, что со свободной трибуны прозвучит нелицеприятная позиция нашего учительства.
     Вы сами знаете, сколько было вопросов к нашим учебникам по истории, которых много, однако в них по истории Великой Отечественной войны всего несколько параграфов и ни одной фамилии! Не упоминается даже легендарный полководец Георгий Константинович Жуков, не говоря уже о Героях Советского Союза рядовом Александре Матросове и капитане Николае Гастелло. Так же скупо рассказывается, что происходило во время блокады Ленинграда. Оттого, видимо, иной студент и путает незабываемую блокаду города-героя Ленинграда со Сталинградским «котлом», в котором оказалась 6-я немецкая армия фельдмаршала Паулюса. Это, конечно, очень горько! Но страшнее, что такие знания он почерпнул в нашей школе.
     ЕЩЕ Сергей Михайлович подчеркнул, что прозвучала в целом правильная мысль о СМИ, уделяющих мало внимания истории войны. Почему лишь «в целом» правильная? Потому что в последнее время, в канун самого юбилея, очень много передач на телевидении посвящены Великой Отечественной войне. Но есть опасения, что, как только праздник пройдет, обо всем сразу же и забудут. Как будто бы речь идет о выполнении некоего социального заказа, ограниченного по времени. А это неправильно! Все это должно быть системным и постоянным! Ведь уже очевидно, что сегодняшнему зрителю не хватает серьезных документальных фильмов, которые расскажут правду о войне. И здесь проект новосибирских студентов по созданию в электронном виде живой истории войны очень важен и актуален!
     - Что же касается попыток фальсификации нашей истории, то Президент РФ создал специальную комиссию по противодействию фальсификации, - продолжил Сергей Миронов. - Более того, мы вынуждены в Уголовном кодексе ввести специальную статью, которая будет жестко преследовать за отрицание истинных итогов Второй мировой войны, приговора Нюрнбергского процесса, за возрождение идей неонацизма и фашизма. Россияне вынуждены защищаться, потому что сегодня кто-то, в том числе, к сожалению, и в нашей великой стране, считает, что выгоднее быть «Иванами, родства не помнящими». Мы должны быть бдительными, воспитывать и учить молодежь ничего не забывать, знать правду о войне, правду о тех, кто переломил хребет фашизму в годы Второй мировой войны!
     Позицию Сергея Михайловича поддержал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков:
     - Тот, кто хорошо знает уроки прошлого, меньше делает ошибок в будущем. Однако какой объем школьной программы отводить на историю - это надо, вероятно, решать педагогическому сообществу и специалистам в области образования. И подход здесь должен быть комплексным. Я тоже сторонник того, чтобы историю преподавали в большем объеме. Но соотношения в программе должны определять специалисты. Конечно, надо то, что дают в школе, дополнять СМИ. Ведь патриотическая работа у нас ведется в школах, в городах, где работают исторические музеи, проводятся различные тематические выставки. Поэтому весь этот опыт нужно показывать и пропагандировать.
     А вообще, по словам Анатолия Ивановича, любовь к Родине многогранна, и формируют ее множество факторов. Отношение детей к Родине и ее истории зависит прежде всего от родителей. Если ребенок приобщается к истории своей семьи, если он знает, где воевал его прадед, как он участвовал в войне - это, безусловно, влияет на его формирование. И сейчас все чаще историю войны, трагические страницы в истории страны подают через судьбы конкретных людей.
     - Как-то на сайте новосибирской школы № 132, - рассказывал Анатолий Салтыков, - увидел рассказы детей о том, как отразилась война на жизни их семей. Одни - подробные повествования, другие короче. Но уже само написание такого рассказа, разговор со старшими в семье, выяснение деталей в биографии прадеда, которого ребенок, может быть, и не видел никогда, дают намного больше, чем зубрежка исторического материала, которая нужна к ЕГЭ. Конечно, современные дети по-другому воспринимают войну. С каждым годом она уходит все дальше и дальше, становится для нынешнего поколения просто историческим фактом. Поэтому я склонен поддерживать такие формы патриотического воспитания, как живое общение с ветеранами, с их живым словом и живыми воспоминаниями.
     ВООБЩЕ-ТО патриотическое воспитание - составная часть гражданского воспитания. Можно соглашаться с той идеологией, которую пропагандировали в советское время, можно критиковать ее. Но самое важное, собственно, в том, что государственная идеология существовала, как и шкала ценностей.
     - Сейчас, когда находимся в условиях рыночных отношений, - сказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Владимир Рушайло, - мы с вами подвергли эрозии старые ценности, а новые так и не создали. Поэтому, естественно, и в патриотическом воспитании несем потери. Пример, который привели с «блокадой Сталинграда», - характерное тому подтверждение. К сожалению, он не единичен. В 2002 году, общаясь со студентами, задал им вопрос: «Кто такой Павлик Морозов?» В ответ услышал: «Это пионер-герой, который в Белоруссии во время войны пускал фашистские эшелоны под откос...» Поэтому и средняя школа должна на современном этапе нести более глубокие знания ученикам и добиваться, чтобы история каждой конкретной семьи отражалась в наших детях.
     Потери Советского Союза в годы войны велики. То есть Великая Отечественная война прошла практически через каждую семью. Поэтому бабушки и дедушки должны рассказывать внукам правду об истории их семьи. Тогда гордость за фамилию будет прививаться детям с раннего возраста и станет соответствующим их отношение к истории страны в целом.
     - Конечно, это комплексная проблема семьи, школы, вуза и государства, - резюмировал Владимир Борисович. - Поэтому, я думаю, в этом направлении нам еще многое предстоит сделать, чтобы студенты не путались в фамилиях и датах и чтобы вообще помнили историю Отечества.
     - Да и порядок с учебниками истории нужно навести, - добавил генерал-полковник в отставке Владимир Беспалов. - По подсчетам военных историков в странах СНГ и Российской Федерации обучение организовано по 88 учебникам. Отсюда и дезориентированность школьников и студентов в оценке тех или иных событий в истории Великой Отечественной войны...
     Архангелогородцы, помимо рассказа о роли северных конвоев в Великой Отечественной войне, подняли перед сенаторами проблему медицинского обеспечения ветеранов войны и труда. В частности, государству нужно больше уделять внимания госпиталям для ветеранов. Например, один такой госпиталь создали в Архангельске, но обеспечение его оставляет желать лучшего, да и оплата труда медицинского персонала в нем ниже, чем в муниципальных здравоохранительных структурах области. Не решен вопрос с выплатой второй пенсии (так называемой «трудовой») ветеранам войны и военной службы, которые, уволившись в запас, еще двадцать - двадцать пять лет работали в народном хозяйстве, хотя по законодательству она положена.
     - Что касается социальных вопросов, связанных с медицинским обслуживанием и пенсионным обеспечением ветеранов, - ответил представителям Архангельской области Владимир Рушайло, - то мы попробуем разобраться, на какой стадии решения сейчас находятся эти вопросы.
     О РОЛИ казачества в Великой Победе рассказали участникам видеоконференции воронежцы. Боевые традиции лихих казаков, их славные подвиги в войну - это основа патриотического воспитания молодежи в регионе. Например, на средства казаков и родителей детей организуют патриотические лагеря. Кстати, они пользуются особой популярностью: так, в 2002 году в них участвовало около тридцати подростков, в 2008 году - порядка 400, а в прошлом году - уже свыше 700.
     А на Ставрополье по инициативе краевой ветеранской организации, насчитывающей более 700 тысяч участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы и правоохранительных органов, дума из бюджета региона выделила 80 миллионов рублей, чтобы в канун юбилея Великой Победы привести в порядок хотя бы наиболее важные военные памятники и мемориалы. А таковых в крае более 1.250! Кроме этого, в Ставрополе в каждом районе и городе края заложены капсулы с «Посланием потомкам», которые будут вскрыты через тридцать пять лет в дни празднования 100-летия Великой Победы; созданы Аллеи Памяти, посвященные нынешнему юбилею.
     Выслушав выступавшие на видеоконференции регионы, можно сделать несколько выводов. Во-первых, историческую правду о Великой Отечественной войне обязан знать каждый уважающий себя, свой народ и страну гражданин России. И роль средств массовой информации всех уровней в качественном и системном освещении истории, оказании воспитательного воздействия на молодежь глобальна и неотъемлема. Во-вторых, необходимо для нас самих, для будущих поколений продолжать увековечение памяти сограждан, погибших в годы войны. За этим стоит воспитание трепетного отношения к минувшим событиям и гордости за свою историю. И в-третьих, мы никогда не должны забывать о международном значении победы в Великой Отечественной войне, оказавшей главенствующее влияние на исход всей Второй мировой войны. К сожалению, ныне мы, живя в мире, редко задумываемся о войне. А ведь из истории важнее всего вовремя извлекать уроки! И споры между государствами, какими серьезными они ни были бы, должны решаться только мирным путем.
     ...Видеоконференцией, состоявшейся в Современной гуманитарной академии в канун 65-летнего юбилея Великой Победы, ветеранская тема не исчерпывается. В конце мая общероссийская телевизионная компания «СГУ ТВ», возглавляемая Петром Карпенко, приступает к реализации нового социально-патриотического проекта под названием «В гостях у ветеранов». В его формате ежемесячно в телеэфире академии и российских регионов будет выходить одноименная телевизионная программа. Связь времен, связь поколений никому порушить не удастся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex