на главную страницу

12 Мая 2010 года

События

Среда

«АВРОРЕ» - 110 ЛЕТ

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



11 мая 1900 года был спущен на воду бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора». Имя «Аврора», что по-гречески означает «утренняя заря», новому крейсеру было дано в честь героического парусного фрегата флота России, прославившегося в Крымской войне 1853-1856 гг. при героической защите порта Петропавловск-на-Камчатке от англо-французских интервентов.

     Крейсер - целиком детище корабелов нашего Отечества. Автор проекта - талантливейший инженер-кораблестроитель Константин Токаревский. Под его руководством на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском построили машины, а Обуховский завод поставил артиллерию.
     На спуске «Авроры» на воду в мае 1900 года находились послы различных иностранных государств, военные атташе. Свидетелем того знаменательного события был и выдающийся русский флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. На спуск крейсера прибыл и государь-император России Николай II с почетной свитой.
     Когда новый корабль взбороздил Неву, залпы боевых кораблей разорвали воздух. Тридцать один раз салютовал флот новорожденной «Авроре».
     Вот что писала об этом знаменательном событии газета «Кронштадтский вестник»: «Вчера, 11 мая, в Санкт-Петербурге происходило морское торжество - спуск на воду крейсера 1 ранга «Аврора». Погода была ясная, тихая, теплая. Крейсер выходил из-под крыши эллинга кормой вперед, и на нем поднимались флаги. Как только носовая часть крейсера погрузилась в воду, были отданы оба якоря. С судов, стоящих на Неве, был произведен установленный салют».
     Газета также сообщила о том, что в постройке корпуса использовалось «175.626 пудов стали, медного сплава - 5.659 пудов», а подводная часть корпуса крейсера обшита брусьями из дерева тик и покрыта сверху медными листами.
     16 июля 1903 года корабль вошел в боевой состав Военно-морского флота России. На нем тогда проходили службу 23 офицера и 550 человек команды.
     Для своего времени это был мощный, быстроходный корабль, оснащенный военной техникой последних достижений. Вот некоторые тактико-технические характеристики крейсера: водоизмещение - 6.731 тонна, длина - 123,7 м, ширина - 16,8 м, осадка - 6,4 м. Три паровые машины с тремя гребными винтами общей мощностью 11.610 л.с. сообщали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час). Приняв полный запас топлива (917 тонн угля), корабль мог пройти 4.000 миль (7.400 км) без захода в порты.
     Вооружение «Авроры» составляли: 10 шестидюймовых и 20 трехдюймовых орудий системы Канэ, четыре пулемета, две десантные пушки калибра 37 мм, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных).
     Крейсер также имел четыре электрических прожектора системы Манжена диаметром 75 см, один из которых осветил в день Октябрьской революции в 1917 году Зимний дворец перед началом штурма. Дальность освещения таких прожекторов - 3 мили (более пяти километров).
     Первым боевым крещением «Авроры» стала японская Цусима, к которой крейсер подошел, обогнув Африку в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Команда сражалась мужественно и стойко. Многие моряки проявили подлинный героизм. Вот выдержка из небольшой книги о корабле, выпущенной в 1914 году: «Потери личного состава: убит в боевой рубке наповал командир крейсера капитан 1 ранга Егорьев. Ранены осколками снарядов лейтенанты Прохоров, Лосев и Старк, мичман Шаховской и прапорщик Берг. Тяжело ранены мичман Яковлев - в ногу с оторванием мягких частей, лейтенант князь Путятин - в правый бок и старший офицер, капитан 2 ранга Небольсин - в голову и в ногу.
     Нижних чинов: убито - 9, умерло от ран - 5, тяжелораненых - 32 и легкораненых - 42, главным образом из числа орудийной прислуги. Один из убитых нижних чинов был найден без головы, рук и ног, у другого в груди была гильза... В течение 12 часов, как в течение боя, так и в тяжелом напряженном состоянии во время минных атак, команда и офицеры бессменно стояли на своих постах: прислуга - у орудий и боевая вахта - в машине. Все работали безукоризненно и вносили все от них зависящее для успеха дела».
     После вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 года «Аврора» вернулась в Россию, на Балтику. Крейсер был отремонтирован. Он вошел в состав учебного отряда кораблей Морского корпуса. С юнгами и гардемаринами на борту «Аврора» совершила ряд продолжительных дальних походов.
     С началом Первой мировой войны «Аврора» несла боевой дозор в Финском заливе, а в ноябре 1916 года корабль был отправлен на ремонт в Петроград.
     С 1918 года крейсер находился в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920 года крейсер вновь был вооружен. На нем установили новые орудия, и он вошел в состав действующей флотилии. С 1923 года «Аврора» была учебным кораблем Балтийского флота, на ее борту проходили практику будущие офицеры.
     В 1940 году корабль ошвартовался в Ораниенбауме, где и простоял в течение всей Великой Отечественной войны. В августе 1944 года было принято решение установить крейсер навечно у Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского училища, и 17 ноября 1948 года после основательного ремонта, «Аврора» бросила якорь на место вечной стоянки. В 1956 году корабль стал музеем, который действует и сегодня...
     На снимке: крейсер «Аврора».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex