на главную страницу

12 Мая 2010 года

История Отечества

Среда

РОМАНОВЫ: ГОРЕ ПОБЕЖДЕННЫМ

Николай ПОТАПОВ.



Более девяти десятилетий отделяет нас от событий, связанных с отречением и последующей гибелью императора Николая II. Казалось бы, эта страница отечественной истории навсегда закрыта. Но нет. Время от времени в СМИ появляются материалы на тему восстановления монархии. Что скрывается за этим? Чьи-то личные амбиции и стремление привлечь к себе внимание общественности? Замыслы каких-то теневых кругов? И главное, насколько обоснованны претензии некоторых Романовых на трон? На эту тему размышляет наш читатель Николай Потапов.

     РОД РОМАНОВЫХ более трех столетий управлял Россией. Восшествие ее представителя на престол было отчасти делом случая. Но таков весь исторический процесс, складывающийся из взаимодействия тысяч и тысяч разновекторных фактов. Как говорят некоторые, главное - оказаться в нужное время в нужном месте...
     О том, как Михаил Романов стал русским царем, интересно рассказал исследователь Олег Давыдов, автор серии материалов «Места силы» (размещены на сайте www.peremeny.ru). В его изложении, подтверждающемся документальными данными и историческими свидетельствами, события тогда развивались так.
     После того как в ноябре 1612 г. люди Минина и Пожарского взяли Московский Кремль, 16-летний Миша Романов и его мать Ксения Ивановна, пережившие ужасы осады вместе с поляками, отправились в Кострому. Победители позволили представителям этого боярского рода беспрепятственно оставить столицу. В хорошо укрепленном городе Костроме им ничего особенно не угрожало, но мать и сын захотели побывать в своем родовом гнезде Домнино, а потом посетить Макарьев монастырь на Унже. Там они намеревались помолиться преподобному Макарию, который считается покровителем пленных. Дело в том, что глава семейства Федор Никитич Романов в то время насильно удерживался в Польше.
     Федор Никитич много лет стремился к власти и, по мнению многих историков, был причастен к возникновению Великой Смуты. Всерьез он начал интриговать, подчеркивает Олег Давыдов, еще в 1598 году. Тогда после смерти царя Федора Иоанновича (сына Иоанна IV Васильевича. - Ред.), последнего государя династии Рюриковичей, были назначены выборы, на которых в качестве основных кандидатов фигурировали Борис Годунов (брат царицы Ирины, жены Федора Иоанновича) и Федор Романов (кузен, т.е. двоюродный брат, почившего царя). Страсти доходили до поножовщины в Думе. Позиции Годунова были предпочтительнее, поскольку, будучи после смерти Ивана Грозного фактическим правителем при слабом царе, он мог опереться на весь административный ресурс государства.
     Стремясь дискредитировать соперника, Романовы сделали ловкий ход: одновременно в нескольких городах России появились письма, в которых царевич Дмитрий заявлял, что он жив и готов взять власть (сын Иоанна IV от Марии Нагой погиб в 1591 г. на 9-м году жизни. - Ред.). Романовы сеяли смуту, стараясь оттянуть выборы. Но и это им не помогло. Бориса все же избрали в цари.
     Справочно. Первой женой Иоанна IV стала Анастасия Романовна. Она была выбрана им на смотре невест из 1.500 девиц. Венчалась с царем в 1547 г., умерла от отравления в 1.560 г. Происходила из рода Захарьиных-Юрьевых. Ее отец, Роман Юрьевич, был окольничим (второй, после боярина, чин в Боярской думе) при Иоанне III, деде Иоанна IV. Благодаря браку Анастасии род Захарьиных-Юрьевых, впоследствии Романовых, возвысился.
     Анастасия родила царю трех сыновей: Дмитрия (1552-1553), который «случайно» утонул в реке; Ивана (1554-1581), скончавшегося при до конца не выясненных обстоятельствах (версия о его убийстве царем, по мнению ряда исследователей, не более чем миф, рожденный историками династии Романовых); Федора (1557-1598), с 1584-го - царя.
     Анастасия имела брата - воеводу боярина Никиту Романовича, который стал отцом будущего патриарха Филарета (в миру - боярин Федор Никитич). После пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 г. близкое родство с Федором Иоанновичем дало семье Романовых основания претендовать на престол. Ставший в 1613 г. царем Михаил Федорович был внучатым племянником Анастасии Романовны.
     Федор Никитич, уступив Годунову, не смирился с поражением и стал готовиться к свержению помазанника. Для этого использовались все доступные методы, в том числе, как утверждали его современники, колдовство. На Бориса «навели порчу», он стал болеть и гаснуть. А между тем Романовы стягивали в Москву верных людей.
     Больной Годунов был вынужден действовать. Осенью 1600 года подворье заговорщиков на Варварке было взято штурмом. В доме Романовых нашлись колдовские снадобья. Они и их приверженцы были осуждены «за волшбу» и разосланы по дальним монастырям под надзор. Федора Никитича отправили в Сийский монастырь и насильно постригли в монахи под именем Филарета. Царь рассчитывал, что это будет для них политической смертью. Ошибся, а за просчеты в политике приходится платить.
     СРЕДИ БЛИЖАЙШИХ слуг Романовых был галичский дворянин Юрий Отрепьев. При ликвидации мятежа он избежал ареста, постригся, став иноком Григорием, и спрятался в Иаковлевом Железноборовском монастыре (это километрах в двадцати от Домнина). Но не проходит и года, как новоиспеченный монах оказывается в Кремлевском Чудовом монастыре.
     В такое место, замечает Олег Давыдов, нельзя было попасть без мощной протекции, тем более человеку с замаранной биографией. А Григорий уже через несколько месяцев после возвращения в Москву становится секретарем патриарха Иова! И вскоре начинает рассказывать, что он является царевичем Дмитрием, спасшимся от ножа убийц.
     Когда слухи об объявившемся «царевиче Дмитрии» дошли до Бориса, он распорядился с хорошим конвоем отправить патриаршего секретаря подальше на север. И чтоб - навсегда. Но смутьяна предупредили об аресте. В конце лета 1602 года самозванец объявится в Польше... А летом 1605 года холоп Романовых Гришка Отрепьев был помазан на царство в Москве, и все оставшиеся в живых фигуранты «колдовского процесса» 1600 года были немедленно возвращены из ссылки. В том числе и Филарет, получивший кафедру митрополита Ростовского.
     После гибели Лжедмитрия I царем избрали Василия Шуйского, при котором митрополит Филарет отправился в Углич за останками царевича Дмитрия, а заодно и поработал там над тем, чтобы убийцей мальчика окончательно признали Бориса Годунова.
     Лжедмитрий II сделал Федора Никитича альтернативным патриархом - есть законный патриарх Гермоген в Москве и есть патриарх Филарет в Тушинском лагере. Когда дела Тушинского вора - Лжедмитрия II - пошли худо, Филарет перебрался в Москву к Семибоярщине (одним из этих семи, как бы сейчас сказали, коллаборационистов, сотрудничавших с поляками, был его брат боярин Иван Никитич). В 1610 году Филарет отправился к королю Сигизмунду III договариваться о том, чтобы королевич Владислав сел на московский престол. Но король сам захотел стать царем московитов. Филарета задержали в Польше...
     И вот теперь его жена и сын направляются в Макарьев монастырь, дабы помолиться об освобождении отца. Дело происходит между декабрем
     1612-го и мартом 1613 года - еще до избрания Михаила царем. Польский отряд появляется тем временем в Домнино, но, к счастью для Романовых, они уже в пути.
     Поляки собираются перехватить их на пути к монастырю. Что происходило далее, хорошо известно из школьного учебника: Иван Сусанин водит врагов вокруг болота, спасая своих господ. О подвиге крестьянина стало известно только после возвращения Филарета из плена, когда Михаил Романов отправился в родные места благодарить преподобного Макария за вызволение отца...
     УБЕРЕЖЕННЫЙ от польских сабель, Михаил Федорович в 1613 году стал царем. Династия продержалась (по мужской линии) чуть больше ста лет. Поскольку Петр I убил своего сына Алексея, русский престол заняла женщина «невнятного происхождения» - Марта Скавронская (Екатерина I). Петра II Алексеевича (последнего Романова, внука Петра I от линии казненного царевича Алексея Петровича. - Ред.) рано пристрастили к алкоголю и развлечениям. В 1730 году, не достигнув 15-летнего возраста, он скончался от переохлаждения. Дальше на трон садились женщины рода Романовых и их дети от немцев.
     Когда у Карла-Петра-Ульриха Голштейн-Готторпского (Петра III) и Софии-Фредерики-Августы Ангальт-Цербстской (Екатерины II) родился сын (будущий Павел I), говорить о русской династии Романовых можно было лишь условно. У последнего представителя этой династии на троне Николая II была уже лишь 1/128 часть русской крови.
     * * *
     Впрочем, русской крови у последних Романовых было, возможно, и побольше, принимая во внимание нравы принцессы Софии-Фредерики-Августы Ангальт-Цербстской. Хотя это и не меняет существа дела.
     Справочно. Еще до восшествия на трон, при императрице Елизавете Петровне, у принцессы Ангальт-Цербстской было немало поклонников в Санкт-Петербурге. И это было объяснимо. Наследник и его супруга терпеть друг друга не могли. Он мечтал стать королем Швеции и был уже объявлен наследником шведского престола. Но по требованию русской императрицы Елизаветы Петровны принца доставили в Санкт-Петербург и как единственного потомка Петра I (по линии дочери Анны Петровны) объявили наследником российского престола.
     Став из Карла-Петра-Ульриха Петром Федоровичем, гольштейнский принц завел любовниц. Екатерина Алексеевна платила ему той же монетой. Она, как свидетельствовали ее современники, имела трех постоянных любовников - графов Сергея Салтыкова, Станислава Понятовского и Чернышева. Затем фаворитом бывшей немецкой принцессы стал офицер лейб-гвардии Григорий Орлов. Современники утверждали, что она частенько «развлекалась» и с другими мужественными на вид гвардейскими офицерами. Такие были тогда нравы в европейских столицах.
     Когда в сентябре 1754 года Екатерина родила сына, которого назвали Павлом, при дворе пошли разговоры, что настоящим отцом будущего императора является граф Салтыков. Сам Петр Федорович тогда горько усмехался:
     - Бог знает, откуда моя жена берет свою беременность. Я не слишком-то знаю, мой ли это ребенок и должен ли я принять его на свой счет...
     Российский политолог Сергей Кургинян пишет по поводу «русскости» Романовых: «Кто такой Николай II? Почему он русский? Его мать - датская принцесса Дагмара. Его отец - сын принцессы Гессен-Дармштадской и Александра II, который был сыном принцессы Прусской Шарлотты и Николая I, который был сыном принцессы Софии-Доротеи-Августы-Луизы, дочери принца Фридриха Евгения Вюртембергского, и внуком Екатерины II, чья нерусскость всем очевидна...»
     Впрочем, надо отметить, что личность Николая II значительно сложнее, чем ее принято представлять с советских времен. Последнего российского императора, представляется, нельзя считать «ничтожеством» и безвольным правителем, как его рисуют многие публицисты и историки. На судьбе государя трагическим образом сказался целый комплекс причин, причем как объективных (социально-экономических и геополитических), так и субъективных. В плане человеческих качеств Николай Александрович был далеко не худшим царем из Дома Романовых.
     * * *
     Современный санкт-петербургский исследователь Борис Романов, опираясь на некоторые архивные материалы, считает, что, «возможно, Николай II был единственным в истории императором, который знал свою судьбу и знал год своей гибели (и гибели всей своей семьи). Несколько раз он пытался переломить судьбу, и особенно решительным образом в марте 1905 года, но не смог. Вся вторая половина его царствования (после марта 1905 года) прошла под невидимым более никому (кроме Александры Федоровны) знаком этих роковых пророчеств. Именно этим мистическим знанием, а не «слабостью» объясняются многие факты его царствования и жизни царской семьи».
     Что известно о предсказаниях судьбы последнего российского императора? Борис Романов изложил их в работе «Император, который знал свою судьбу» и книге «Роковые предсказания России». Вкратце они таковы.
     
Год 1891-й. Теракуто

     Еще будучи наследником престола, Николай II отправился в кругосветное путешествие. В Японии он по воле случая встретился близ Киото с буддистским отшельником и предсказателем Теракуто. В воспоминаниях маркиза Ито, сопровождавшего Николая в качестве переводчика, сохранилась запись пророчеств отшельника. Цесаревичу была предсказана опасность для жизни: «Опасность витает над твоей главой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча, и трость засияет блеском».
     Действительно, вскоре на Нико
     лая было совершено покушение японским фанатиком. Когда он проезжал на рикше по улицам японского городка, стоявший в оцеплении полицейский неожиданно выхватил саблю и нанес удар, который пришелся вскользь по голове. Находившийся рядом греческий принц Георг (по матери - правнук Николая I) вместе с рикшами сумел обезоружить фанатика. Георг якобы отбил своей тростью второй удар сабли. По распоряжению Александра III эта трость была украшена алмазами.
     Вторая часть пророчества Теракуто звучала более зловеще: «...Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою... Все будут против тебя... Ты принесешь жертву за весь свой народ как искупитель за его безрассудства...» Несомненно, эти слова остались в памяти молодого наследника российского престола.
     
Год 1896-й. Кайро

     Вскоре после коронации Николай с супругой отправился с официальными визитами в Европу. В сентябре он гостил в Великобритании у бабушки жены - королевы Виктории. В Англии произошла первая встреча Николая II с астрологом и хиромантом Луисом Хамоном. Еще до визита Николая принц Уэльский (будущий британский король) встретился с Кайро и попросил его составить прогнозы по дате рождения для некоторых европейских монархов (их имена астрологу не назывались).
     На листе с данными рождения Николая было написано: «Кто бы ни был этот человек, дата его рождения, числа и другие данные показывают, что в течение своей жизни он часто будет иметь дело с опасностью ужасов войны и кровопролития; что он сделает все от него зависящее, чтобы предотвратить это, но его Судьба настолько глубоко связана с такими вещами, что его имя будет скреплено с двумя самыми кровавыми и проклятыми войнами, которые были когда-либо известны, и что в конце 2-й войны он потеряет все, что он любил больше всего; его семья будет вырезана, и сам он будет насильственно убит».
     Принц Уэльский, принимая во внимание содержание предсказания, посоветовал Николаю встретиться с Кайро лично. В сентябре 1896 года, будучи проездом в Оксфорде, Николай имел неофициальный разговор с Кайро в его офисе, чтобы понять, чем вызвано столь мрачное предсказание. Подробности беседы остались неизвестными.
     
Год 1901-й. Авель

     Все российские императоры после Павла I знали, что в Гатчинском дворце его вдова (Мария Федоровна, она же Доротея Вюртембергская) оставила ларец с письмом монаха Авеля, запечатанным личной печатью Павла. На конверте им было собственноручно начертано: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». Эта дата наступила в марте 1901 года. Поскольку хозяйка Гатчинского дворца, вдовствующая императрица Мария Федоровна (в девичестве Дагмара Датская, супруга умершего Александра III) в марте находилась у себя на родине в Дании, то Николай II ознакомился с этим письмом несколько позднее - после возвращения матери в Гатчину. Исследователи предполагают, что это случилось в апреле.
     Письмо прочитал царь и его супруга Алиса Гессенская (Александра Федоровна). Содержание письма остается загадкой. Неизвестно также, где оно хранится сегодня. Согласно свидетельствам, царственная чета вернулась из Гатчины очень мрачная. В 1902 году Николай II без объяснений дал распоряжение Цензурному комитету запретить упоминать имя Авеля в печати.
     (Продолжение следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex