на главную страницу

12 Мая 2010 года

Ситуация

Среда

РУССКАЯ ЛОШАДЬ ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ

Тамара САПЕГИНА, «Красная звезда».



Чем большее место занимает в жизни общества технический прогресс, тем сильнее тянет человека к природе. Лошадь - это животное, у которого с человеком связь особая. Жизнь не устает подтверждать это.

     
Истоки русского коннозаводства

     До наших дней в России сохранились всего две старинные заводские породы лошадей - это орловская рысистая и донская.
     Орловский рысак был выведен в короткий промежуток времени на основе почти исключительно завозных лошадей упряжного типа. Создал породу граф А.Г. Орлов-Чесменский, который после победы в битве при Чесме купил в Турции великолепного арабского жеребца Сметанку. Используя его, применяя различные методы скрещивания, графу удалось сотворить настоящий шедевр - нарядную, крупную лошадь, которая могла быстро перемещаться ровной рысью.
     В дальнейшем орловский рысак стал незаменимой транспортной лошадью на большей территории России.
     В настоящее время число конезаводов сократилось с 36 до 9, а количество конематок – с 2.558 до 465. Последний государственный Пермский конный завод находится в состоянии банкротства, а ведь это родина знаменитого жеребца Ковбоя, чей рекорд (1мин. 57,2 сек. на 1.600 метров) не могут повторить представители ведущих призовых пород мира. Даже в царской России, когда возникла угроза потери родины орловского рысака - Хреновского конного завода, он высочайшим указом был взят в казну и после этого успешно работал еще более 200 лет.
     Донская порода по своей самобытности и значимости стоит в одном ряду с орловским рысаком, хотя и менее известна. В дончаке хорошо заметна восточная кровь персидских, турецких, карабахских лошадей, которых казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти.
     История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XIV веку, когда в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 года) московский князь Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Этих воинов на легких резвых лошадях называли «кайсаками», т.е. наездниками, а позднее это слово трансформировалось в «казаки». Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками - такова была беспокойная жизнь казаков, и повсюду сопровождал казака добрый конь.
     Первым коннозаводчиком на Дону стал герой войны 1812 года, атаман Всевеликого Войска Донского, генерал-адъютант, граф М.И. Платов. Свой конный завод он основал в 1770 году за левым берегом Дона в задонских степях. Вслед за ним организовали конезаводы еще несколько крупных казачьих генералов, среди них - известный казачий род Иловайских.
     Войны, которые Россия вела в начале XIX века, требовали большого числа лошадей. В 1801 г. в походе на Индию приняли участие 22,5 тыс. казаков на 44 тыс. лошадей. На всероссийскую арену казачьи войска, особенно донские, вышли во время войны с Наполеоном, когда 60-тысячное донское войско приняло участие в Отечественной войне 1812 года. На своих лошадях казаки провоевали всю войну, прошли по Европе, участвовали в торжественном вступлении российских войск в Париж и на них же вернулись в родные донские степи. Такое не удавалось ни одной коннице в мире! В полной мере раскрылся в 1812 г. и военный талант Платова. Во время Бородинского сражения казачьи полки и легкая кавалерия под началом Платова ударили в тыл французским войскам, захватив при этом главный обоз наполеоновской армии. Пока Наполеон находился в Москве, Платов пополнил свое войско еще на 22.000 казаков. Эта сила и преследовала отступающую наполеоновскую армию от Малоярославца до Ковно. Наполеон признавался, что именно казаки уничтожили всю его конницу и артиллерию.
     В XIX веке донское частное коннозаводство из учреждения, специально предназначенного для удовлетворения, потребностей казачьего населения, стало превращаться в главного поставщика лошадей для регулярной кавалерии.
     
Конница Буденного на защите государства

     Первая мировая война, революция, коллективизация нанесли непоправимый урон российскому коннозаводству. На фронтах империалистической войны погибло около 4,5 млн. лошадей. Вскоре после революции все племенные лошади были объявлены общенародным достоянием. После Гражданской войны на землях бывшего задонского коннозаводства были организованы военные конные заводы, в чьи задачи входило выращивание преимущественно военно-ремонтной лошади под седло.
     В 1930-х годах во главе с командармом С.М. Буденным началась работа по организации конных заводов. На основе донской и чистокровной верховой была выведена новая порода - буденновская. Ее выведение можно назвать уникальным явлением, ведь она стала продуктом скрещивания двух самоценных пород. Лошади буденновской породы при своей неприхотливости и отменном здоровье прекрасно акклиматизировались в любых районах, за исключением Крайнего Севера, и являются сегодня одной из ведущих спортивных пород нашей страны.
     Но в истории донской породы было немало трагических событий. Имена многих коннозаводчиков царских времен, которые внесли неоценимый вклад в развитие породы, к сожалению, почти не сохранились. Однако и после смутных лет революции, Гражданской и Великой Отечественной войн история породы не прервалась, чем она обязана исключительно специалистам и энтузиастам своего дела...
     К началу 1941 года работа военных конных заводов была полностью отлажена. Для конницы это была последняя война, но она сыграла в ней важную роль. Помимо кавалерийских корпусов, лошадь была нужна в разведке, на живой тяге была легкая артиллерия, что видно по кадрам военной кинохроники. Военные конные заводы, эвакуированные за Волгу, в течение войны поставляли лошадей для армии. История показала, как своевременно это было сделано и как пригодились лошади на фронтах Великой Отечественной войны.
     Кавалерия принимала самое активное участие в боях под Москвой, Сталинградом, на Кавказе, в Белоруссии и в Западной Европе. Конница участвовала в наступательных операциях, глубоко проникала в тыл врага, преследовала отходящие силы противника.
     Несмотря на чрезвычайно сложную обстановку на фронте, 7 ноября 1941 года в Москве был проведен парад. В нем принимала участие и 11-я им. Морозова кавалерийская дивизия, которая сразу с парада отправилась на фронт. Кроме того, в боях за Москву отличились кавалеристы генералов Л.М. Доватора и П.А. Белова.
     К маю 1943 года армия насчитывала 26 кавалерийских дивизий, около 239 тысяч человек и 227 тысяч лошадей. По сравнению с 1941-1942 гг. численность конницы сократилась примерно в два раза, но значительно выросла насыщенность ее боевой техникой и вооружением.
     Справка. За подвиги в боях с врагом около 100 тысяч кавалеристов награждены орденами и медалями, 262 из них присвоено звание Героя Советского Союза, более 30 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
     Своеобразной точкой в истории конницы в нашей стране был Парад Победы на Красной площади в Москве в 1945 году. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, принимавший парад, и Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, командовавший парадом, были верхом на лошадях. Это было последнее поколение военачальников такого ранга, прошедших кавалерийскую подготовку. Оба маршала были прекрасными всадниками. Надо особо отметить, что маршалы для Парада Победы оседлали последних представителей стрелецкой породы (Жуков с адъютантом) и орлово-растопчинской породы (Рокоссовский с адъютантом). К великому сожалению, эти прекрасные породы лошадей ныне не существуют. Неужели такая же учесть постигнет донскую и орловскую породы лошадей?!
     Конечно, война, на фронтах которой погибло около 8 млн. лошадей, нанесла колоссальный ущерб российскому коннозаводству. Кроме того, в 1953 году кавалерия как род войск была упразднена, вследствие чего численность племенных лошадей в конных заводах сократилась. В 1954 году часть заводов была ликвидирована, часть преобразована в зерновые и животноводческие совхозы. Для коневодства настали тяжелые времена...
     
Российское коневодство в XXI веке

     Российское коневодство - одна из тех областей, в которой за многие годы мы достигли немалых успехов и которую сейчас неуклонно разрушаем. Речь идет как раз об отечественных породах, в том числе и донской, которая, как бы это пафосно ни звучало, неразрывно связана с историей государства Российского.
     Эти лошади поистине являются настоящим золотом России, ее национальным достоянием. Ни одна порода (лишь за исключением чистокровной верховой) не оказала такого влияния на развитие верхового коневодства страны, как донская.
     Если буденновская порода прочно занимает свое законное место в конном спорте, то донская только набирает популярность. Нарядная, необычайно красивая, крепкая лошадь золотистой масти, недорогая в производстве и содержании, она прекрасно подходит для массового конного спорта, туризма, проката, она незаменима в Погранвойсках, конной милиции, т.е. там, где требуется выносливость, ведь абсолютным рекордом дончака является суточный пробег под седлом 311,6 км!
     Сегодня на конезаводах страны осталось всего 108 конематок донской породы, а если учитывать частных владельцев-энтузиастов, то не более 200, а это значит, что если сегодня не обратить серьезного внимания на эту породу, то участь донской лошади предрешена.
     В настоящее время основное племенное ядро донской породы лошадей сконцентрировано в конных заводах им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области. Есть донское поголовье и на племенных фермах Астраханской и Челябинской областей, в Калмыкии, а также в Московской области, где трудится удивительный человек, энтузиаст, душой болеющий за лошадей, Павел Олегович Мощалков, о котором в качестве наглядного примера непременно хочется рассказать...
     
Правда жизни

     Сегодня, когда идет сокращение племенного поголовья ведущих конных заводов, российское коневодство держится в основном на энтузиастах, подвижниках, неравнодушных к конному делу людях, таких как Павел Мощалков. Он основал свое коневодческое хозяйство в 2003 году. И сегодня оно одно из ведущих в Московской области по сохранению и восстановлению донской, буденновской и орловской рысистой пород.
     Всю жизнь этот человек суровой профессии, шахтный строитель, мечтал заниматься лошадьми. Он любил их с детства - с тех пор, как дед, Павел Иванович, казак Енисейского казачьего войска, а во время Великой Отечественной войны - командир 415-й стрелковой дивизии, в три года впервые посадил его на коня. Мечта сбылась после выхода на пенсию. И хотя разведение лошадей сейчас - дело неприбыльное, Мощалков не может допустить и мысли об исчезновении этих пород. Ему приятно видеть, как в его хозяйстве появляются на свет солнечного цвета жеребята, как радуют глаз ухоженные орловцы, дончаки и среди них - Грач, чемпион конной выставки «Золотая лошадь-2007»... Приятно смотреть, как радуются маленькому пони местные ребятишки, как с удовольствием занимаются в детско-юношеской конно-спортивной секции, которую открыл для них Павел Олегович.
     Казалось бы, такая работа с лошадьми достойна лишь уважения. Но, оказывается, не все готовы принять и понять энтузиаста. Год назад ночью в хозяйстве Павла Мощалкова подожгли весь конный комплекс...
     «Вы не можете представить, что я чувствовал, стоя перед пожарищем. Ком в горле такой, что вздохнуть невозможно, я только одно себе говорил: «Господи, главное - живы все. Главное - живы». Спасти людей и лошадей удалось во многом благодаря начкону Светлане Бурмистровой и тренеру Евгению Борисову. «Честно говоря, боялся я, что люди после пожара уедут. Работы - непочатый край, перспективы откладываются на неопределенный срок. Но они не стали искать себе места комфортнее. Я не могу передать, как благодарен этим людям!»
     Павел Олегович рассказывает: «Масштаб бедствия даже осознать было вначале трудно: сгорело 1.800 кв. м площадей. Не осталось в буквальном смысле ничего: начало апреля, снег, а по ночам морозы, а лошади с жеребятами остались на улице. Сгорела вся амуниция, корма... Но, к счастью, подоспела помощь от других конников и руководителей окрестных хозяйств».
     Да, можно справиться с любой бедой, если вокруг небезразличные люди, готовые прийти на помощь. За прошедшее лето Павел Олегович заново отстроил все конюшни и разработал новый проект строительства конного комплекса, он уверен, что будет у него и просторный комплекс с площадками для работы и манежем, большими травяными левадами, тренировочной дорожкой для рысаков. Будет конный завод. И будут новые чемпионы, рожденные в его хозяйстве. Потому что и раньше его лошади неоднократно становились чемпионами и призерами выставок, в том числе таких известных, как «Золотая лошадь», «Иппосфера», «Золото России».
     Сегодняшние проблемы не заслоняют для Павла Олеговича завтрашнюю перспективу. И потому через два месяца после пожара он организовал совместно с донским отделом ВНИИК у себя в хозяйстве конференцию любителей и заводчиков донской породы, на которую съехались те, кому небезразлична судьба этих замечательных лошадей. Ведь Павел Мощалков, хозяйство которого – единственное в Центральной России, где разводят донских лошадей (дончаков), отлично понимает, что объединение людей, которые занимаются породами донских и буденновских лошадей, - задача первостепенной важности.
     
Спасти и сохранить

     В настоящее время все племенное поголовье на территории России охвачено централизованным племенным учетом ВНИИКа, которому в этом году исполняется 80 лет. Все племенные лошади регистрируются в компьютерном центре ВНИИ коневодства. Здесь работают энтузиасты и профессионалы своего дела, которые знают и любят лошадей и готовы без устали трудиться на их благо. Во ВНИИ коневодства действует лаборатория по иммуногенетике, где идет контроль происхождения появившегося на свет жеребенка. Благодаря институту в коневодстве, несмотря на трудные времена, были сохранены племенной учет и регистрация племенных лошадей. Ведутся государственные племенные книги. Но и над этим кропотливым и необходимым для коневодства делом нависла угроза, т.к. учет у ВНИИКа хотят отобрать! Интересно, в угоду каким коммерческим структурам? Сегодня, получив племенной паспорт от ВНИИКа за эфемерную цену, каждый владелец полностью уверен, что он обладает племенной лошадью, т.к. это удостоверено специалистами, отвечающими за такой вывод. Если же свершится неправое дело и учет у
     ВНИИКа все же отберут, то не будет никаких гарантий в чистоте происхождения той или иной лошади, будут необоснованно взвинчены цены на племенные паспорта и далеко не каждый владелец, а тем более конезавод, в состоянии будет оплатить этот «непонятный» паспорт. Тогда уж окончательно будет нанесен тяжелейший удар по отечественному коневодству.
     Но, увы, и этого для нашего коневодства мало. Сегодня, когда произошел резкий спад численности донских лошадей, уникальная порода из распространенной превращается в редкую. И если государство не возьмет под свою защиту донскую лошадь, то всего через несколько лет мы просто потеряем ее. То же самое можно сказать и о других русских породах - орловском рысаке, терской, владимирской. Имеем ли мы право допустить это и не оставить потомкам шанса любоваться лошадьми, рожденными на русской земле?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex