на главную страницу

14 Мая 2010 года

События. Комментарии

Пятница

Трудный путь к безъядерному миру

Александр Фролов, «Красная звезда».



После подписания пакета российско-американских документов по сокращению стратегических наступательных вооружений дальнейшее уменьшение ядерных арсеналов государств мира, носителей ядерного и иного оружия массового уничтожения, решение проблем его нераспространения наполняются новым смыслом. Этот процесс благодаря российско-американским инициативам, похоже, обретает второе дыхание при всем понимании его сложности и противоречивости. Как он пойдет дальше и какие узлы придется развязывать на пути к безъядерному миру, на эти и другие вопросы «Красной звезды» отвечает один из самых компетентных людей в этой сфере - заместитель министра иностранных дел России Сергей РЯБКОВ.


     - Сергей Алексеевич, читатели нашей газеты имеют не простой, а практический интерес к проблемам ядерной безопасности, нераспространения ядерного оружия, поскольку процесс придания Вооруженным Силам страны нового облика должен идти в контексте формирования системы международной безопасности. В этой связи за последнее время произошло два примечательных события. Первое - это саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне, который американская сторона изначально назвала беспрецедентным, и в работе которого принял участие Президент России Дмитрий Медведев. И второе мероприятие - нью-йорская конференция по нераспространению ядерного оружия. Насколько продуктивными были эти форумы и в чем, на ваш взгляд, их отличие от предыдущих мероприятий такого рода?
     - Прежде всего я хотел бы поблагодарить за возможность обратиться к читателям вашей газеты. Я совершенно не склонен рассматривать эту аудиторию только как людей в погонах, мы знаем, что уважаемый печатный орган Министерства обороны пользуется большой популярностью и спросом среди всех тех, кто интересуется коренными вопросами безопасности и международных отношений. Так что желаю вам дальнейшего укрепления этих позиций.
     А теперь по конкретному вопросу, который вы затронули. Вашингтонский саммит действительно прошел в неординарном ключе - с точки зрения состава участников. Такого широкого круга высокопоставленных представителей ранее не получалось собрать на форуме, посвященном важной, но достаточно сфокусированной и конкретно очерченной теме. Результаты неплохие. Были приняты два документа - Общая декларация и Рабочий план. Характер выступлений представителей различных стран показывает, что члены мирового сообщества настроены совместно работать над решением задач в сфере ядерной безопасности, в том числе физической, и противодействия угрозе ядерного терроризма, которая по общей оценке существует, и ее нельзя недооценивать. Многие говорили о том, что фиксируются попытки террористических структур получить доступ к ядерным материалам и чувствительным технологиям. Все это заботит и нас. Мы будем этим заниматься.
     Что касается нью-йоркской обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), то пока завершился только ее «сегмент высокого уровня». То есть конференция продолжается. Она перешла в более дробный формат работы делегаций: эксперты в соответствующих рабочих органах конференции готовят итоговые документы. Завершение конференции запланировано на 28 мая. Мы по первой неделе работы этого форума чувствуем, что дискуссия идет политизированно, заметны расхождения в позициях многих участников. И при общей констатации важности самого ДНЯО и его укрепления подходы к тому, как это сделать, совпадают далеко не всегда. Но мы будем прилагать усилия к тому, чтобы в конце концов выйти на общеприемлемый результат.
     - Я позволю себе опять вернуться к саммиту. Главной его целью, как было заявлено, является обеспечение сохранности ядерных материалов и недопущение попадания их в руки террористов. С другой стороны, две страны, откуда, как считают Соединенные Штаты, исходит такая угроза, - Северная Корея и Иран - оказались вообще не приглашенными к участию в этом саммите. В то же время на нью-йоркской конференции официальный Тегеран делает заявления о готовности продолжать свои ядерные проекты, а МАГАТЭ не может признать исключительно мирный характер его ядерной программы. Широкий отклик получила и словесная перепалка между госсекретарем США Хиллари Клинтон и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, которая произошла на конференции в Нью-Йорке и которую СМИ окрестили ядерной дуэлью. Как вы оцениваете эту ситуацию?
     - Вопрос о том, кого приглашать на вашингтонский саммит, решался его организаторами. Мы, например, считали, и это ни для кого не секрет, что пригласить на это мероприятие необходимо было и белорусскую сторону, чего сделано не было.
     То есть определенная политическая мотивация в подборе тех, кому были направлены приглашения, у Вашингтона, безусловно, присутствовала, что в общем-то, на наш взгляд, не способствовало приданию этому форуму действительно всеобъемлющего, широкого охвата.
     По нью-йоркской конференции, должен заметить, администрация США действовала в соответствии со своими обязательствами. Страна - организатор мероприятия должна обеспечивать беспрепятственный доступ для всех стран - участниц ДНЯО к работе, проводимой в формате обзорной конференции. Это было сделано, визы членам иранской делегации были выданы, и соответственно президент Ахмадинежад выступил на конференции. Затем, как вы правильно заметили, последовала определенная реакция со стороны США и некоторых других стран, что в общем-то сформировало общий фон дискуссий в первый день. У нас есть твердая убежденность в том, что чем больше будет возможностей для диалога и обмена мнениями, тем больше будет шансов, что мы не заведем ситуацию в тупик и не окажемся перед каким-то кризисом или жестким противостоянием.
     По Северной Корее никогда в принципе не было расхождений среди участников шестистороннего процесса относительно того, что единственно возможный путь вперед - это путь переговоров. И в отношении Ирана в рамках так называемого двухтрекового подхода первая составляющая как раз предусматривает диалог и обсуждение путей политического решения имеющихся проблем. Мы очень хотели бы рассчитывать, что полной перефокусировки внимания на, скажем, санкционную составляющую в работе по иранскому ядерному досье не произойдет. Иными словами, мы должны постоянно поддерживать процесс диалога и стимулировать поиск тех решений, которые устроят всех. Россия занимается этим очень настойчиво в контакте со всеми партнерами, и отсутствие результатов нас не обескураживает.
     Если не заниматься подобной работой, то тогда вообще шансов на какое-то разумное решение проблемы может не остаться. Это что касается иранской ядерной программы. Северокорейская тематика отрабатывается нами в том же духе. Но в последнем случае меньше споров среди участников шестистороннего процесса относительно того, какой путь оптимально избрать для дальнейшей работы.
     - После подписания российско-американского соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений можно, наверное, ожидать дальнейших действий России и США в этом направлении, а также в вопросах нераспространения ядерного оружия. Остаются ли у нас на данный момент с Соединенными Штатами принципиальные разногласия или же мы смогли разрешить большую часть из них?
     - Я бы не стал говорить о том, что мы решили большую часть проблем. Взять хотя бы один вопрос - очень крупный и существенный - как быть с задачей поддержания стратегической стабильности при понижающихся потолках в сфере стратегических наступательных вооружений. Россия исходит из того, что сокращения пойдут при условии отсутствия количественного и качественного наращивания американцами их потенциала в сфере противоракетной обороны. Если в сфере ПРО будут происходить изменения, означающие количественное или качественное наращивание, и возникнут иные обстоятельства в сфере безопасности для России, то тогда нам придется заново оценивать ситуацию и, возможно, принимать какие-то другие решения. Другими словами, у нас сохраняются расхождения с США в базовых оценках того, какие последствия для международной безопасности и для наших отношений может иметь реализация известного «фазированного адаптивного» подхода новой администрации США к развитию систем ПРО.
     Достаточно сложный диалог ведется и по тематике нераспространения оружия массового уничтожения, хотя именно здесь я хотел бы привлечь внимание к серьезным достижениям в плане нахождения общей позиционной платформы между Москвой и Вашингтоном на обзорной конференции по ДНЯО. Анатолий Антонов - Чрезвычайный и полномочный посол и глава нашей делегации - от имени ядерной «пятерки» представил 5 мая согласованный в этом формате позиционный документ по всем вопросам содержания договора, включающим и ядерное разоружение, и нераспространение, и мирное использование атомной энергии. Российско-американское взаимодействие при согласовании этого документа сыграло важную роль.
     Мы смогли также сформировать общую с США позицию по вопросам создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки. Тема создания такой зоны именно на Ближнем Востоке оказывает существенное влияние на всю работу обзорной конференции, и без таких общих усилий российской и американской стороны ситуация на этой конференции, видимо, была бы хуже. Надеемся, что подобные скоординированные действия Москвы и Вашингтона помогут продвинуться к позитивным результатам и в целом повысят шансы на успех конференции.
     - Похоже, вопросы нераспространения становятся делом всего мирового сообщества. А можно ли говорить о каких-либо сдвигах, которые происходят в понимании важности процесса у других государств, в том числе обладающих ядерным оружием?
     - Если говорить строго о тематике нераспространения, то мы пока не видим готовности государств, официально не признанных ядерными, но имеющих соответствующий потенциал, присоединиться к ДНЯО. Речь идет об Индии, Пакистане и, конечно, Израиле. Это вызывает сожаление, поскольку для нас задача придания ДНЯО универсального характера остается в силе. И мы должны неустанно работать над тем, чтобы режим ядерного нераспространения и режим договора получили бы новое подкрепление и стали бы бесспорными константами современной международной жизни. Этого пока нет. Хотя ДНЯО на протяжении своего 40-летнего срока действия сослужил нам всем очень хорошую службу. Ведь количество стран, которые реально располагают ядерным оружейным потенциалом, на сегодня гораздо меньше тех прогнозных оценок, которые высказывались на заре этого процесса и до заключения договора. За одно это можно сказать спасибо нашим предшественникам, проявившим огромную дальновидность при разработке его текста, тем политикам, которые принимали непростые решения, и тем, кто на протяжении нескольких десятилетий обеспечивал сохранение и укрепление ДНЯО.
     Ядерные державы по смыслу ДНЯО - это ядерная «пятерка» - хорошо сотрудничают по целому ряду вопросов, относящихся и к мирному использованию атомной энергии, и к задачам в сфере укрепления режима нераспространения. Принятие в прошлом году резолюции Совета Безопасности ООН 1887 в ходе соответствующего заседания на высшем уровне стало новым свидетельством лидерства ядерной «пятерки» в этих вопросах. Мы считаем, что по мере того как Россия и США принимают на себя взаимные договорные обязательства по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений, все более актуальным становится вопрос о подключении других ядерных держав к данному процессу. Это очень непростая тема, а специфика ядерных доктрин каждой из входящих в «пятерку» стран значительна. Поэтому искусственно форсировать процесс невозможно, но он все больше встает в плоскость реальных политических обсуждений, что показывает и продолжающаяся обзорная конференция по ДНЯО.
     Кроме того, есть неотложные задачи, такие как, например, обеспечение вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Моратории на проведение ядерных испытаний - это не замена юридическим обязательствам в данной сфере. Поэтому мы активно призываем США принять необходимые решения в пользу ратификации данного договора, что оказало бы позитивное воздействие на настроения других государств, которые пока не продвигаются в нужном направлении. Начало переговоров о Договоре о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей оружия - серьезный стоящий перед нами вопрос. Конференция по разоружению, среди прочего, должна этим заняться, ее работу необходимо разблокировать.
     - При проведении саммита в Вашингтоне его организаторы заявили, что он представляет собой отправную точку в борьбе с угрозой ядерного терроризма. Что вы можете сказать относительно намечаемых мер по взаимодействию государств в плане уменьшения угрозы попадания ядерных средств в руки террористов.
     - Как вы знаете, у нас есть целый ряд документов, включая международно-правовые, которые касаются этой сферы. По российской инициативе была разработана и принята Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма. Накоплен большой опыт сотрудничества с США и другими странами по недопущению попадания ядерных материалов и чувствительных технологий к террористам. Совершенствуются соответствующие экспортно-контрольные режимы. Совет Безопасности ООН принял несколько резолюций, где тематика ядерного терроризма рассматривается под разными углами зрения. Мы вместе с США выдвинули Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и работаем над приданием ей глобального характера. У нас есть реализуемая совместно с США и рядом стран программа по вывозу высокообогащенного урана с исследовательских реакторов советской разработки, что тоже, конечно, преследует цель снижения рисков попадания материалов оружейного качества к террористам. По многим направлениям идет это взаимодействие, и защита соответствующих объектов находится в постоянном поле зрения наших структур. И это тоже предмет сотрудничества с США. То есть сделано немало, но успокаиваться нельзя, нужны, видимо, дополнительные консолидирующие усилия в международном плане для того, чтобы задача была решена действительно надежно. То, что мы имеем в документах вашингтонского саммита на этот счет, представляет собой реалистичную программу работы, не предполагающую кардинальных изменений в сложившейся практике, в формах сотрудничества, но дополнительно их развивающую и наполняющую обновленным содержанием.
     Российско-американское взаимодействие и в этой сфере играет лидирующую роль с точки зрения мобилизации всего международного сообщества на решение этих задач.
     - В свое время немало обвинений высказывалось в адрес России в том плане, что у нас не все благополучно с хранением ядерных средств. В то же самое время в США было также немало инцидентов, включая потерю бомб, полеты с незарегистрированными ядерными ракетами и т. д. Призывая другие страны более внимательно относиться к сохранности ядерных арсеналов, какие обязательства США готовы взять на себя?
     - У нас с американцами диалог по этим вопросам имеет давнюю историю. Я категорически отвергаю постановку вопроса в том ключе, что Россия как-то «не дорабатывает» в этой сфере. У нас абсолютно надежно обеспечена сохранность, защита и безопасность специзделий и ядерных материалов. Я говорю об этом не по той причине, что мне положено так говорить, я говорю это на основании знания реальной ситуации. Кстати, здесь немало было сделано при содействии США, за что мы им благодарны. На протяжении ряда лет реализовывались соответствующие совместные программы, они и сейчас продолжаются, хотя и стали несколько меньшими по охвату, чем раньше, потому что все имеет свой срок действия. Но никогда - даже в «лихие» 90-е - мы не могли принять постановку вопроса в том ключе, что Россия является источником рисков в сфере распространения этих материалов и технологий.
     Что касается тех сюжетов, о которых вы говорили применительно к США, то действительно, такого рода эпизоды имели место. Я думаю, что обязательства, принятые США, в т. ч. в рамках упомянутой Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма и в русле выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, говорят сами за себя. То есть этими вопросами администрация США занимается. Достаточно открыть обновленную ядерную доктрину США, которая была обнародована 6 апреля текущего года, за два дня до подписания в Праге Договора о СНВ, и прочитать, что там написано в отношении ядерного комплекса, определенных усилий, которые будут предприниматься по национальным лабораториям, например, по Окриджской лаборатории. Там есть очень интересные вещи. Много чего сказано и по кадрам, по специалистам этого сектора. Мы это все учитываем в своей работе и, конечно, расцениваем подход американских коллег к данной теме как достаточно ответственный.
     - Спасибо вам за интервью.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex