на главную страницу

18 Мая 2010 года

Армия и общество

Вторник

А МЫ ЖИВЕМ ТЕПЕРЬ ПО-НОВОМУ

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».



Сигнал тревоги прозвучал как всегда неожиданно, придав ускорение пульсу даже опытных военнослужащих. Что это - учение или боевой выход? Здесь, в Чечне, и то и другое не редкость. Значит, нужно спешить: даже несколько потерянных минут могут обойтись дорого... И только выйдя на технике из пункта постоянной дислокации, личный состав мотострелкового батальона понял: командование вновь решило проверить их боеготовность...

     
Время пошло...

     - По выходе из постоянного пункта дислокации и прибытии в район формирования колонн наши военнослужащие демонстрируют в соединении лучшие показатели, - отмечает начальник штаба батальона майор Антон Маглёна.
     Сегодня, когда мобильность и оперативность называются наиважнейшими факторами боеготовности, подобные навыки весьма полезны. Впрочем, базирующиеся на Северном Кавказе военнослужащие давно уже усвоили: в боевой обстановке промедление смерти подобно. Вот и стараются не за страх, а за совесть.
     Личный состав батальона регулярно привлекается к проведению инженерной разведки дорог, сопровождению колонн, дежурству на выездных заставах, выполнению других непростых задач.
     Старания бригадным командованием оцениваются. Среди особо отличившихся - старшина Евгений Михайлинов, сержант Юрий Кайтмазов, младший сержант Дима Маргиев, рядовой Валерий Сахань, старшина Ариф Эферов (последнему, кстати, в отсутствии штатного командира доводилось даже командовать ротой).
     - Занятиям в нашем батальоне уделяется самое серьезное внимание. Подразделения поднимаются по тревоге еженедельно. Наряду с плановыми проверками устраиваются и внеплановые, - рассказывает один из опытнейших ротных старший лейтенант Семен Рихтерман.
     За плечами у офицера, сразу же после окончания военно-учебного заведения прибывшего в Чечню, уже изрядный боевой опыт: участие в ряде спецопераций, ранение и контузия, государственная награда. Заходит разговор и о новом облике их батальона. Семен сразу же конкретизирует: «Изменения были нужны. К примеру, в штате появился противотанковый взвод, на вооружении которого мощные ПТУРы. Это сразу же придало мощи нашей роте. Да и живучесть БТРов в боестолкновении заметно повысилась...» Или, скажем, уже набившие оскомину средства связи. Еще в первую чеченскую кампанию командиры всех уровней буквально молили: дайте нам портативные радиостанции - оснащение боевиков опережает наше на несколько десятилетий. Теперь же новые средства связи - привычный атрибут экипировки. Причем не только офицеров, но и сержантов. Удобство и эффективность их уже неоднократно проверены в деле.
     
Случайных людей здесь нет

     Сегодня в Чечне служат лишь военнослужащие по контракту. В батальоне подполковника Олега Сенькова средний контрактный стаж - 5–6 лет. И все же знания и навыки необходимо постоянно совершенствовать. Если в пору проведения контртеррористической операции ратное мастерство оттачивалось непосредственно в бою, то сейчас пристальное внимание уделяется процессу боевой подготовки. Условия для этого имеются. Причем для проведения занятий и учений не нужно ехать за тридевять земель: полигон в станице Калиновская, где с некоторых пор дислоцируется часть подразделений ханкалинской мотострелковой бригады, позволяет отрабатывать практически все нормативы учебно-боевой деятельности, в том числе проводить с танкистами стрельбы с использованием вкладных стволов. Что касается пехоты, то здесь и вовсе полный карт-бланш. Боевые стрельбы отделений и взводов, тактические учения рот и, наконец, батальонные тактические учения проходят именно здесь. Комбат подполковник Олег Сеньков - ветеран боевых действий (в его послужном списке несколько лет службы в самом горниле СКВО и ряд боевых наград: орден Мужества, медали Суворова и Жукова). Поэтому он отлично понимает, насколько важно хорошо отстреляться в ходе подобных учений. Причем не столько для высоких оценок, сколько для сплачивания своего воинского коллектива, который, когда необходимо, должен молниеносно и сокрушительно обрушиться на голову врага.
     Кстати, коли мы заговорили о сплачивании коллектива, нужно вспомнить не только участие гвардейцев в спецоперациях и серьезных полигонных практикумах, но и, каким бы странным это ни показалось, процесс материального стимулирования личного состава батальона. Ни в прошлом году, ни в нынешнем в числе премированных по 400-му приказу министра обороны случайных людей не было. В список попали только те, кто действительно достоин поощрения.
     - На общем собрании батальона обсуждался каждый военнослужащий: достоин поощрения или нет и почему. А еще - сколько кто получит. Все было честно и справедливо. Как сейчас принято говорить, - прозрачно, - прокомментировал начальник штаба майор Маглёна.
     К слову, если потом кто и обижался, то только на себя. Уже в начале года батальонное командование отметило, что и дисциплинированность, и желание отличиться, и ответственность заметно выросли. Даже обойденные вниманием в минувшем году военнослужащие теперь «рвут жилы», стараясь доказать, что прошлогодняя неудача - нелепая случайность.
     
Боевой опыт меняет менталитет

     В августе 2008-го военнослужащие этого батальона принимали активное участие в операции по принуждению Грузии к миру. Теперь полученный в Южной Осетии опыт командование батальона старается использовать в процессе боевой подготовки. Среди тех, кому есть что рассказать и показать, техник роты сержант Руслан Шарапов и заместитель командира взвода сержант Физрудин Абдулаев.
     Впрочем, операция по принуждению Грузии к миру и боевые будни в Чечне - вещи, мало похожие. Военнослужащие батальона признаются, что в Осетии все было масштабнее и... проще. Что же касается Чеченской Республики, то даже нынешнее внешнее спокойствие не позволяет ни на минуту расслабиться.
     - Желторотики пусть набираются опыта на «большой земле», сюда и впредь должны приходить лишь профессионалы, - уверен начальник штаба батальона майор Маглёна. - Это, кстати, относится и к офицерам: нельзя сразу после выпускного бала отправлять сюда лейтенантов...
     Он знал, о чем говорил. Например, взводный лейтенант Николай Кожушкин через 3 дня после принятия должности в августе 2008 года убыл со своим подразделением в Южную Осетию. Участие в тех событиях сделало из неопытного курсанта хорошего командира. Но это, скорее, исключение. Бывает, что лейтенанты уже через несколько недель пребывания в первичной должности опускают руки. Им очень трудно быстро адаптироваться в непростой обстановке, завоевать уважение подчиненных, как правило, более старших и опытных, стать сильными командирами. В армии ведь самый эффективный метод обучения - следование принципу «делай, как я». А для этого нужно многое знать и уметь. Не лучше ли лейтенантам год-другой послужить в менее экстремальной обстановке, а уж потом в Чечню, Дагестан или Ингушетию? А вот курсантам было бы правильно чаще бывать в войсках, для чего ввести войсковые стажировки уже с 3-го курса... Вот такие мысли приходят, когда общаешься с военнослужащими самого «воюющего» батальона.
     Да, существенно изменились наши армейские подразделения, оберегающие покой в этом непростом регионе. Как уже отмечалось, они стали заметно мобильнее, оперативнее, самостоятельнее. Но гораздо важнее, что изменилась и их качественная составляющая. Контрактники стремятся в совершенстве овладеть своими военными специальностями, осваивают смежные профессии, умножают мастерство и навыки, повышают свое профессиональное образование: среди них немало людей с высшим и средним специальным образованием, четверо учатся в различных высших учебных заведениях. Меняется и их менталитет. Поэтому все чаще в разговорах военнослужащих можно услышать рассуждения о том, что если армия начала жить по-новому, то каждому военнослужащему нужно идти в ногу со временем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex