на главную страницу

19 Мая 2010 года

Наши приоритеты

Среда

От «Дуная» до «Воронежа»

Беседовала Анна ПОТЕХИНА,«Красная звезда».
  Фото Юрия ИВАНОВА и из архива НИИДАР.



4 мая Научно-исследовательскому институту дальней радиосвязи исполнилось 50 лет. «Красная звезда» уже упоминала об этом предприятии, когда рассказывала о постановке на опытное боевое дежурство РЛС «Воронеж-ДМ» в Краснодарском крае год назад. Сегодня Сергей Дмитриевич САПРЫКИН, генеральный директор – генеральный конструктор НИИДАР, рассказывает, в каких еще проектах участвует предприятие в юбилейный год.

     Но разговор наш начался с необычной для военной газеты темы.
     - Сергей Дмитриевич, в апреле-мае внимание отечественных и зарубежных СМИ было приковано к исландскому вулкану, который парализовал европейскую систему авиаперевозок. Вы, как генеральный конструктор самых современных радиолокационных станций, которые видят космические объекты на расстоянии в тысячи километров, уверены, что вулканический пепел не нарушил «остроту зрения» ваших локаторов?
     - Любое пылевое облако ослабляет электромагнитную волну. Физический эффект воздействия, конечно, существует, но в нашем диапазоне он мал и несущественен при наших мощностях. Кстати, наши радиолокаторы могли бы определять границы пылевого облака и его развитие, но мы этим пока не занимаемся: перед нами стоят более серьезные задачи.
     - Предшественником вашего предприятия были авторемонтные мастерские, созданные в 1916 году, впоследствии преобразованные в завод по производству и ремонту автомобильной и танковой техники. А какие радиолокационные средства для вашего предприятия стали, так сказать, системообразующими?
     - Направление деятельности предприятия изменилось на рубеже 1960-х годов, что было связано с необходимостью создания принципиально новых информационно-разведывательных средств для организации борьбы с баллистическими ракетами, появившимися на оснащении ВС США, а также контроля за полетами первых искусственных спутников Земли. Для этих целей требовались принципиально иные информационно-разведывательные средства с характеристиками, на один-два порядка превышающими возможности существовавших РЛС.
     В ноябре 1958 года полигонный образец РЛС дальнего обнаружения «Дунай-2» впервые обеспечил автоматическое обнаружение и сопровождение реальной баллистической ракеты и выдал целеуказания по ней радиолокаторам точного наведения противоракет экспериментальной системы ПРО.
     При непосредственном участии РЛС «Дунай-2» 4 марта 1961 года экспериментальной системой ПРО впервые в мировой практике был осуществлен перехват баллистической ракеты. Реализованные в РЛС прогрессивные конструктивные и технические решения получили свое дальнейшее развитие в созданных в 1960—1970-х годах РЛС дальнего обнаружения «Дунай-3М» и «Дунай-3У» системы ПРО г. Москвы. Последняя из них, проработав в боевом режиме более 30 лет, до сих пор остается одним из наиболее эффективных информационных средств ракетно-космической обороны. Проводимая в настоящее время модернизация этой станции предусматривает обновление аппаратурно-программного комплекса и частичную замену специального технического оборудования, что обеспечит ее продолжительное функционирование с более высокими характеристиками при существенном снижении расходов на эксплуатацию.
     Со второй половины 70-х годов прошлого столетия основные усилия НИИДАР были сосредоточены на разработке и производстве перспективных радиолокационных станций и комплексов для систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Одной из главных задач коллектива в этот период являлось создание РЛС СПРН нового поколения, получившей название «Волга». Впервые в стране она проектировалась в твердотельном исполнении, с широким применением цифровой микроэлектроники. Важной особенностью реализации этого проекта был также отказ от строительства дорогостоящего полигонного образца РЛС, на котором проверялись бы принятые технические и конструктивные решения и вносились соответствующие корректировки. В декабре 2001-го были завершены государственные испытания этой РЛС. В 2003 году она была принята на вооружение Космических войск с задачей обеспечения контроля за возможными ударами баллистических ракет с западного направления.
     - Накопленный в НИИДАР опыт и результаты исследований стали основой для создания радиолокационных станций нового поколения?
     - Именно так. Речь идет о создании РЛС высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ», в которых предусмотрены полномасштабное использование современной элементной базы и цифровых методов обработки сигнальной информации, перестройка производственных мощностей на выпуск законченных в функциональном отношении составных частей и узлов РЛС, а также внедрение прогрессивной технологии строительно-монтажных работ при вводе в строй крупных объектов РКО.
     За счет такого подхода примерно на порядок сокращается объем аппаратурного и инженерного комплексов объекта при минимальном объеме строительства, существенно снижаются эксплуатационные расходы и численность обслуживающего персонала, а также обеспечивается возможность гибкого наращивания состава и характеристик вооружения. В зависимости от требований заказчика РЛС может быть развернута в различных вариантах построения – от малопотенциальной до высокопотенциальной.
     - Прошел год, как РЛС высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» несет опытное боевое дежурство в Армавире? Как вы оцениваете результаты?
     - Я, как главный конструктор, доволен работой аппаратуры и достигнутыми результатами, которые показала радиолокационная станция в течение года. Все характеристики, которые были заложены при проектировании, реализовались.
     Во время опытного боевого дежурства были отказы аппаратуры, выявлялись некоторые нестыковки, которые нельзя было прогнозировать на стадии проектирования и разработки. Это обычный процесс: опытное боевое дежурство как раз и предусмотрено для того, чтобы устранить все замечания еще на стадии отладки программно-аппаратурного комплекса и испытаний, чтобы избежать их во время несения боевого дежурства. Ведь аппаратура попала на новую РЛС прямо из цехов. Испытать ее в деле можно только в аппаратурном комплексе, когда реализуются максимальные рабочие характеристики. Когда мы передадим наше изделие в воинскую часть на боевое дежурство, там уже отказы аппаратуры будут сведены к минимуму, который мы заложили при ее проектировании.
     В процессе совместной эксплуатации станции нашими специалистами и офицерами Космических войск достигнуты даже лучшие показатели, чем те, на которые рассчитывали в процессе разработки. Уже сегодня очевидно, что «Воронеж-ДМ» в отличие от радиолокационных станций предыдущего поколения способен работать по большему количеству малоразмерных космических объектов. За время осуществления опытного боевого дежурства сектор, на который смотрит армавирская РЛС, вел себя спокойно: с территории Турции, Северной Африки, Италии, из акватории Средиземного моря пусков МБР не обнаружено.
     Самое главное, что эта станция подтвердила, что она способна эффективно заменить имевшиеся на территории Украины (в Мукачево и Севастополе) РЛС старого поколения. Более того, наша РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» обнаруживает спутники, которые другие РЛС не видят.
     В последующем на ее базе предусматривается развертывание основной группировки наземного эшелона СПРН на территории России с целью замены устаревших средств и закрытия неконтролируемых и слабо контролируемых направлений.
     - Как ваше предприятие участвует в создании систем контроля космического пространства?
     - Развитие космических систем и средств, ожидаемый рост количества запускаемых малоразмерных разведывательных и других космических аппаратов военного назначения, в том числе боевых аппаратов, способных маневрировать и наносить удары из ближнего космоса, требуют адекватного наращивания возможностей по их обнаружению и распознаванию информационными средствами контроля космического пространства (ККП). Еще в 1974 году была поставлена задача создания специализированных средств системы ККП – многофункциональных комплексов распознавания космических объектов «Крона», ставших важной вехой в научно-производственной деятельности НИИДАР.
     Несмотря на снижение уровня финансирования работ в 1990-годы, создание первого комплекса распознавания космических объектов в районе н.п. Зеленчукская было успешно завершено. В 1999 году он принят на вооружение. В настоящее время завершаются работы по строительству второго комплекса распознавания космических объектов, отличающегося от головного образца только составом средств. В НИИДАР начата проработка возможностей информационных средств нового поколения, обеспечивающих реализацию режима радиовидения по малоразмерным космическим объектам и элементам баллистических целей с использованием наносекундных технологий.
     - Расскажите о возможностях многофункциональных РЛС, которые могут работать в интересах других видов и родов войск.
     - Речь идет об многофункциональных РЛС, которые могут обнаруживать не только космические аппараты, но и другие, в том числе аэродинамические, цели. Поэтому мы сотрудничаем с ВВС и ВМФ. Для них мы изготавливаем РЛС загоризонтного обнаружения. В этой области вооружений наше предприятие – одно из мировых лидеров и единственное в Российской Федерации, способное выпускать загоризонтные РЛС всех модификаций. Работы по технологии и технике загоризонтной локации на предприятии были развернуты в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В тот период в г. Николаеве была создана экспериментальная РЛС загоризонтного обнаружения «Дуга». С ее помощью в течение ряда лет проводились исследовательские и экспериментальные работы по обнаружению ракет и аэродинамических целей, которые подтвердили возможность реализации боевой РЛС в диапазоне коротких радиоволн.
     В 1980-х годах проведенные эксперименты с использованием ЗГ РЛС «Дуга» показали ее высокую эффективность по обнаружению и сопровождению воздушных целей на удалении до 3.000 – 3.500 км.
     В 1992 году был создан многофункциональный загоризонтный комплекс «Волна». Эта разработка реально продемонстрировала неоспоримые преимущества загоризонтных радиолокаторов перед классическими РЛС обнаружения аэродинамических и надводных объектов по контролю больших пространственных областей и другим показателям, а также обусловила их востребованность в качестве высокоэффективного средства наблюдения. В настоящее время НИИДАР обеспечивает выпуск всего спектра информационных средств загоризонтной локации. Основные из них – ЗГ РЛС пространственной волны и поверхностной волны, характеристики которых находятся на уровне лучших зарубежных образцов.
     ЗГ РЛС пространственной волны обладает способностью обнаруживать объекты на удалении до 3.000 км с высотой полета от поверхности Земли до 100 км, в том числе гиперзвуковые цели. ЗГ РЛС поверхностной волны могут обнаруживать воздушные и надводные объекты на дальности 500—400 км в азимутальном секторе 110—120 градусов. При этом модификации РЛС поверхностной волны способны эффективно вести мониторинг состояния морских акваторий, включая обнаружение и прогнозирование развития цунами, штормов, тайфунов, картографирование морских течений и ледовой обстановки.
     Логическим результатом исследований и экспериментов по загоризонтной тематике стало создание РЛС нового типа, работающих в длинноволновой части УКВ-диапазона, или так называемых резонансных РЛС. Они отличаются большой дальностью действия по малоразмерным и слабоконтрастным воздушным объектам, в том числе перспективным гиперзвуковым летательным аппаратам. Одновременное применение загоризонтных и резонансных РЛС позволяет при минимальных затратах обеспечить своевременное вскрытие подготовки, определения начала и масштабов ударов средств воздушно-космического нападения противника и информационную поддержку своих войск и сил.
     На основе внедрения и использования перспективных технологий принимаются меры по расширению спектра производимой радиотехнической продукции и повышению ее качества. Среди них необходимо выделить перспективную РЛС для решения задач РКО, распределенные радиолокационные комплексы и системы в разных диапазонах волн, радары дистанционного зондирования Земли и высокоскоростные коммуникационные платформы передачи информации для малых космических аппаратов и беспилотных летательных аппаратов.
     В настоящее время НИИДАР располагает современными технологиями разработки и производства РЛС и РЛК дальнего и сверхдальнего обнаружения целей в космическом и воздушном пространстве. Они по праву должны стать основой наземного эшелона информационной системы ВКО и других систем наблюдения за ракетной, космической, воздушной и надводной обстановкой.
     - А как вы прокомментируете решение о создании технопарка на территории вашего предприятия?
     - По нашей инициативе на территории НИИДАР будет создан технопарк, который ориентирован на создание профильной для нас наукоемкой продукции. Это радилокационная техника, создание радиоэлектронных узлов и радиоэлектронных устройств. Пока что технопарк находится в стадии проектирования. Мы рассчитываем, что будет развиваться и собственная базовая тематика нашего института, но мы также надеемся привлечь профильные вузы, которые разместили бы на нашей территории свои кафедры. Мы вместе с ними воспитывали бы новое поколение радиоэлектронщиков и радиолокаторщиков. Это одна из задач технопарка – создание высокотехнологичной и наукоемкой структуры для развития радиолокации в России.
     Один из основных инициаторов и инвесторов этого проекта – наш акционер Концерн «Радиотехнические и информационные системы».
     - Это, наверное, не единственное участие вашего предприятия в гражданском секторе экономики?
     - Действительно, в технопарке мы будем развивать как военную составляющую нашего предприятия, так и гражданскую тематику. Например, НИИДАР является разработчиком и создателем передатчиков для телевидения и радиовещания. Примерно 40 процентов передатчиков УКВ ЧМ-вещания в стране – ниидаровского производства. Мы рассчитываем на то, что наше предприятие займет серьезную позицию на российском рынке в изготовлении и внедрении аппаратуры для цифрового телевидения. У нас существует собственная разработка цифрового передатчика для телевидения. Наши производственные возможности и отработанные на военной продукции технологии вместе с кооперацией предприятий, которые входят в наш концерн, могут покрыть порядка четверти потребности рынка передатчиков для цифрового телевидения Российской Федерации.
     Еще одно направление гражданской тематики – мы разрабатываем радиолокаторы для информационного обеспечения надводной обстановки в акваториях портов и прибрежной зоне: локаторы, которые предназначены не только для контроля за судоходством, но и для обнаружения метеообразований (смерчи, тайфуны, цунами, грозы...), которые могут возникать над морской поверхностью.
     Недавно у нас был разработан радиолокационный датчик для контроля уровня водной поверхности. Это малогабаритное автономное изделие, которое непрерывно в реальном времени дает данные об изменении уровня вод моря, реки или водохранилища. Это необходимо, например, для прогнозирования паводковой активности. Если разместить систему таких датчиков на территории бассейна реки, то можно избежать опасности для жизни людей, серьезного ущерба для экономики государства в целом во время паводков и наводнений, составлять прогноз для сельскохозяйственных или строительных работ. Самое главное, что качество и надежность этого оборудования будут на уровне той продукции, которую мы сегодня выпускаем для Министерства обороны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex