на главную страницу

19 Мая 2010 года

Армия и общество

Среда

Миссия Фрэнсиса Пауэрса

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



1 мая 1960 года в небе около г. Свердловска (ныне Екатеринбург) был сбит американский высотный самолет-разведчик U-2. Его пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс.
  О U-2 и его миссии до того дня знал весьма узкий круг западных специалистов и политиков. Большинство из них считали U-2 достижением американской авиационной техники, неуязвимым для всех мировых систем ПВО благодаря уникальным высотным характеристикам.
  Применив зенитный ракетный комплекс С-75, разработанный в КБ-1, ныне «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина» (ГСКБ «Алмаз-Антей»), наши военные доказали возможность опустить на землю любого непрошенного гостя.
  События, произошедшие 50 лет назад, оказали большое влияние на ход послевоенной истории и по-прежнему привлекают внимание общественности.

     
Нешпионская встреча

     Сын сбитого под Свердловском летчика Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший (Francis Gary Powers, Jr.) основал в США Музей «холодной войны». Он историк, большую часть своей жизни посвятил изучению периода «холодной войны» и ранее дважды бывал в нашей стране. В этом году он планировал приехать в Россию 1 мая и в очередной раз посетить места, связанные с отцом. Жизнь внесла коррективы и заставила приехать на день раньше.
     Благодаря этому 30 апреля в Москве прошло уникальное мероприятие, посвященное 50-летию первомайского инцидента с самолетом U-2. Пауэрс-младший посетил музей ГСКБ «Алмаз-Антей», где его экскурсоводами стали легендарные отечественные специалисты, участвовавшие в создании ЗРК С-75: ведущий инженер Василий Долгих, старший инженер Евгений Никифоров.
     Рассказы специалистов, ответы на вопросы были настолько обстоятельными, что зарубежный гость немного разволновался, изучая экспозицию, и поинтересовался ее статусом. Ему объяснили, что это музей предприятия, а предоставляемая ему информация и все экспонаты в настоящее время не содержат государственной тайны.
     Один из основных разработчиков С-75 заместитель начальника лаборатории, заместитель главного конструктора, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор Карл Альперович подробно изложил гостю историю создания у нас в стране ракетного щита ПВО.
     Состоявшаяся встреча имеет важное значение для дальнейшего укрепления отношений между США и Россией. Необходимо окончательно выполоть сорняки, посеянные речью Уинстона Черчилля (Winston Spencer-Churchill) в Фултоне 5 марта 1946 года.
     В ходе встречи Ф.Г. Пауэрс-младший заявил: «Каждая страна имеет потенциального врага и противника, которого приобретет в будущем. Кто является нашими союзниками сегодня, возможно, не будут таковыми завтра. Я надеюсь, что хорошие рабочие отношения, которые сейчас имеются между США и Россией, будут развиваться так, что мы сможем избежать любых военных конфликтов в будущем».
     По оценке гостя, отношение американцев к нашей стране изменилось. Оно теперь не концентрируется на развитии систем для защиты страны от России. Граждане США больше беспокоятся о защите от терроризма, террористов и их операций, которые осуществляются не напрямую, а через какие-то страны.
     «Мой отец пострадал от «холодной войны» и той паранойи, которая царила в Соединенных Штатах в то время, – сказал Пауэрс-младший. – Понимая, почему это произошло, я осознаю: требуется время, чтобы историческая правда стала доступной, и мы все смогли правильно интерпретировать события».
     В 2000 году представители ВВС США и ЦРУ устроили совместную конференцию. На ней они наконец-то рассказали о том, как в действительности все происходило. Через 40 лет после международного инцидента с самолетом-разведчиком U-2.
     
Незваные гости

     Начиная с 1998 года Соединенные Штаты рассекретили ряд документов о разведывательных полетах U-2. Созданные ранее мифы и домыслы рассыпались как карточный домик. Первой рухнула версия о том, что U-2 создавался для NASA.
     Начав «холодную войну» и планируя нападение «День «Д», американские «ястребы» помнили, чего стоила гитлеровской Германии ошибка разведки в оценке возможностей оборонно-промышленного комплекса СССР. Запад, навязав миру гонку вооружений, боялся, что противник догонит и превзойдет его в создании новых систем вооружения. От разведслужб требовали сведений о том, как увеличивается военная мощь СССР, где находятся основные авиационные и ракетные базы, и о многом другом. Требовались простые ответы на сложные вопросы, но довольно часто для экипажей самолетов США и их союзников незаконное вторжение в воздушное пространство Советского Союза заканчивалось плачевно.
     С целью оперативного получения стратегических разведданных авиаконструкторы США предложили создать высотный самолет-разведчик. По мнению заокеанских экспертов, советские радары не обнаружат самолет на высотах более 18.000 метров и скорости полета около 700 км/ч. По оценкам американской разведки, даже если противник узнает о разведполетах, ему потребуется несколько лет для создания нового перехватчика. Практически U-2 олицетворял собой первую попытку создания самолета-невидимки.
     Однако президент США Дуайт Эйзенхауэр опасался, что проведение операции Aquatone может завершиться провалом и приведет к обострению международной обстановки. Забегая вперед, отметим, что именно так все и случилось, но глава Белого дома, имевший возможность пресечь в зародыше идею разведывательных полетов, предпочел путь конфронтации. Для начала он решил провести разведрейды над Восточной Европой.
     ЦРУ для первого разведполета разработало «задание 2003». Маршрут, проложенный над территорией ГДР, Чехословакии и Польши, был четко спланирован и в большей части пролегал вне радиолокационных зон ПВО, известных западным разведкам.
     Утром 20 июня 1956 года пилот ЦРУ Карл Оверстрит (Carl Overstreet) выполнил из ФРГ первый разведывательный рейд на U-2 с авиабазы Висбаден (Wiesbaden). Количество использованной фотопленки в прямом смысле слова исчислялось километрами. Фотоаппаратами, имеющими фокусное расстоянием объективов 60 см (24 дюйма), были получены снимки с весьма ценной информацией.
     2 июля один U-2, выполняя «задание 2009», пролетел по маршруту над Чехословакией, Венгрией и Болгарией, а другой по «заданию 2010» – над ГДР, Венгрией и Румынией. Из-за неисправности фотоаппаратуры изображения пригодными для дешифровки не получились.
     Уже после благополучного выполнения первого боевого вылета U-2 президент Соединенных Штатов дал разрешение на проведение десятидневной операции Aquatone над Советским Союзом.
     4 июля 1956 года в 6 утра Херви Стокман (Hervey Stockman) взлетел с авиабазы Висбаден. По «заданию 2013» маршрут пролегал к главной цели – верфи в Ленинграде, где по данным американской разведки находился центр советской программы по строительству подводных лодок. Во время этого более чем 8-часового полета выполнялась и разведка стратегических военных объектов на Балтике. Особый интерес вызывали аэродромы, на которых могли базироваться стратегические бомбардировщики М-4, именуемые на Западе Bison.
     На следующий день по «заданию 2014» Кармайн Вито (Carmine Vito) выполнил разведрейд на Москву. Столица нашей Родины и ее окрестности интересовали американскую разведку как один из научно-промышленных центров.
     Из-за метеоусловий следующие два задания выполнили уже 9 июля. Пятый полет – 10 июля. Именно в тот день советское правительство вручило американскому послу ноту протеста по поводу нарушений воздушного пространства самолетами США.
     Американская разведка выполнила фотосъемку площадью около 650.000 квадратных километров, детальное фотографирование – около 24.000, исследовала с воздуха 60 городов. Используемая аппаратура для регистрации радио- и радиолокационного излучения на U-2 показала, что радары фиксировали полет разведчиков. При выполнении полетов выявлено и сфотографировано более 130 аэродромов. ПВО СССР, как оказалось, была намного сильнее, чем предполагалось. Авиация, поднимаемая на перехваты, не достигала высот U-2, но была обнаружена сильная стационарная зенитно-ракетная оборона Москвы.
     Эйзенхауэр приказал прекратить разведрейды U-2, а на официальном уровне заявил, что самолеты-разведчики не выполняли указанные в ноте полеты.
     
Противоядие от лазутчиков

     Кстати, после пролета над Москвой U-2 топливо для ракет перестали хранить на складах и ЗРК С-25 «Беркут» поставили на постоянное боевое дежурство. На это время пришелся второй этап создания зенитно-ракетного щита нашей страны. Полеты шпионов ускорили работы под руководством главного конструктора А. Расплетина по созданию перевозимого ЗРК С-75. Решено было в первую очередь внедрить в производство упрощенный вариант СА-75 «Двина». Военных С-75 не устраивал в полной мере, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
     После венгерского кризиса Эйзенхауэр разрешил ЦРУ возобновить короткосрочные операции U-2 над территорией нашей страны. Начиная с 5 августа 1957 года в ходе операции Soft Touch было выполнено 9 полетов в глубь Советского Союза. Целями стали объекты в районе Капустина Яра, космодрома Байконур и Томской области.
     Приблизительно в то же время Никита Хрущев принял окончательное решение о начале серийного производства основных компонентов ЗРК до окончания их госиспытаний. В декабре С-75 приняли на вооружение, а промышленность изготовила 30 зенитных ракетных комплексов 621 из числа заказанных ракет. Тогда же создавался истребитель-перехватчик Су-9, но, как показали дальнейшие события, и для него U-2 оказался недосягаемым.
     Началось создание зенитной ракетной ПВО стратегических объектов страны. При этом продолжались работы по усовершенствованию созданного комплекса, его ракет, а также по остальным более совершенным вариантам ЗРК С-75. Принятый на вооружение в мае 1959 года, он тоже выпускался крупной серией. Первые комплексы С-75 развернули на западной границе у Бреста. В 1960 году в состав ПВО входило уже 80 полков С-75 различных модификаций.
     Первое боевое применение «семьдесятпятки» состоялось в октябре 1959 года в Китае. Тогда залпом из трех ракет на высоте более 20.000 метров был сбит тайваньский самолет-разведчик RB-57D. В качестве консультанта на КП ВВС и ПВО в помещении генерального штаба Народно-освободительной армии Китая присутствовал полковник Виктор Слюсар, ставший впоследствии генерал-майором.
     Через месяц под Волгоградом на высоте около 28 км сбили американский разведывательный аэростат. Информация о состоявшихся дебютах комплекса хранилась в строжайшей тайне.
     
Праздничный аккорд

     В 1958 году после разведполетов над территорией Камчатки и Дальнего Востока США получили очередную ноту протеста и прекратили полеты. Однако, как говорится, аппетит приходит во время еды. Решено было провести еще несколько операций. С июля 1956 года по апрель 1960 года экипажи U-2 выполнили 23 рейда в глубь территории нашей страны. Кстати, в этих разведывательных полетах принимали участие и военные летчики Великобритании.
     9 апреля 1960 года в рамках американской операции Overflight был осуществлен разведрейд, целями которого были Семипалатинский ядерный полигон, авиабаза стратегических бомбардировщиков Ту-95, полигон зенитных ракетных войск близ Сары-Шагана, космодром Байконур. После этого разведполета на неофициальном уровне американская администрация получила предупреждение, что в дальнейшем U-2 будут сбиваться.
     Эйзенхауэр в очередной раз взвешивал все за и против. В указанное время готовился саммит «большой четверки» (Великобритания, СССР, США, Франция) в Париже. Планировалось обсудить статус Берлина, положение в мире в целом и наметить планы по разоружению. С одной стороны, имелась возможность улучшить международные отношения.
     А с другой? США имели информацию, что система ПВО Советского Союза существенно усилилась. Однако советская сторона не применяла зенитные ракетные комплексы даже при нескольких проходах разведчиков над целью. Американская разведка считала: причина кроется в том, что высота полета U-2 находится вне зоны поражения С-75, и поэтому предпринимаются безуспешные попытки перехватов с использованием истребителей.
     Искушение получить еще одну порцию разведывательной информации взяло верх, Эйзенхауэр разрешил очередной боевой вылет U-2.
     1 мая 1960 года по «заданию 4154» с авиабазы в Пешаваре взлетел U-2. Его пилотировал сотрудник ЦРУ, капитан американских ВВС Фрэнсис Гэри Пауэрс. Для него, одного из наиболее подготовленных летчиков, это был
     28-й полет. Его предстояло выполнить по маршруту Пешавар – Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск и произвести посадку на авиабазе Будё в Норвегии.
     В 5 часов 36 минут по московскому времени самолет-нарушитель вошел в воздушное пространство советского государства юго-восточнее Кировабада (Пянджа) Таджикской ССР. На начальном этапе маршрут пролегал вне зон действия зенитных ракетных комплексов, и вскоре разведчик, именуемый системой ПВО как «цель 8630», приблизился к Свердловску.
     Здесь с аэродрома Кольцово на перехват был поднят Су-9, который перегонял с завода в воинскую часть капитан Игорь Ментюков. Перехватчик не имел вооружения, и летчик получил приказ таранить нарушителя. Однако в процессе наведения он не обнаружил цель. Практически вместе с ним с того же аэродрома в воздух подняли дежурную пару самолетов-перехватчиков МиГ-19. Их пилотировали капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов.
     В это время из Москвы пришел приказ-разрешение на применение зенитных ракетных комплексов. Как гласит официальная версия советской стороны, в 8 часов 53 минуты 2-й дивизион 57-й зенитной ракетной бригады ЗРК С-75, которым тогда командовал исполнявший обязанности командира зенитного ракетного дивизиона майор Михаил Воронов, выполнил пуск ракеты. Она поразила U-2 на высоте 70.000 футов (21.336 метров). «Неожиданно я услышал глухой взрыв и увидел оранжевое сияние, – рассказывал позже Пауэрс. – Самолет вдруг накренился, и, как мне кажется, у него отломились крылья и хвостовое оперение. Возможно, прямого попадания в самолет не было, а взрыв произошел где-то вблизи самолета, и взрывная волна или осколки ударили в самолет».
     Однако из-за отсутствия опыта боевого применения комплекса по самолетам противника ракетчики приняли обломки падавшего разведчика за постановку помех, и в дальнейшем U-2 был еще раз обстрелян трехракетным залпом.
     Обстановка на командных пунктах сложилась нервная, взвинченная. Расчеты зенитных ракетных комплексов не давали подтверждения о гарантированном уничтожении цели. С КП авиации ПВО к командованию ракетчиков не поступила информация о поднятии истребителей на перехват. В результате через некоторое время после поражения U-2 очередным залпом из трех ракет была обстреляна пара МиГ-19. Ведущий пары – капитан Айвазян выполнил противоракетный маневр путем пикирования под нижнюю границу зоны поражения ЗРК. Самолет ведомого сбили. Старший лейтенант Сергей Сафронов, выполнявший боевую задачу, погиб.
     Американская сторона, поняв, что потеряла U-2, озвучила официальную версию о научно-исследовательском полете, потере сознания летчиком и высказала предположение, что непилотируемый самолет мог нарушить воздушное пространство СССР.
     Полеты U-2, начавшиеся над нашей страной в день независимости США, пришли к финалу – первое уничтожение в праздничный для Советского государства день. Однако советская сторона хранила молчание, и только 6 мая Никита Хрущев объявил о перехвате нарушителя.
     Американская сторона надеялась, что Пауэрс привел в действие систему ликвидации самолета, а возможно, погиб, используя имевшийся у него яд. Поэтому США продолжали настаивать на своей версии, уверенные, что доказательства разведывательной миссии U-2 отсутствуют.
     Еще через несколько дней Н.С. Хрущев сообщил, что летчик задержан, а сохранившаяся аппаратура сбитого самолета убедительно свидетельствует о его разведывательной миссии. Все эти вещественные доказательства демонстрировались на выставке в Парке имени Горького.
     16 мая в Париже в Елисейском дворце открывался саммит «большой четверки». После открытия конференции Н. Хрущев попросил слова и сделал заявление, в котором потребовал от Д. Эйзенхауэра принести публичные извинения за инцидент с самолетом U-2 и прекратить разведывательные полеты над советской территорией. Эйзенхауэр вместе со своей делегацией покинул встречу. Вместо разрядки напряженности начался очередной виток «холодной войны».
     Позже состоялся судебный процесс и 19 августа 1960 года пилот разведывательного самолета U-2 Пауэрс был приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме. 11 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.
     В США на закрытых слушаниях комиссии американского конгресса были изучены все обстоятельства того полета. Выяснилось, что Пауэрс действовал строго в рамках полученных указаний, приказов и не разгласил государственной тайны.
     В заключение остается сказать, что сегодня расклад сил в мире существенно изменился. Однако для развития добрососедских отношений между государствами сегодня не менее важно отказаться от политики двойных стандартов и честно искать пути для взаимоприемлемых решений.
     На снимке: В.И. Долгих, Е. И. Никифоров, Фрэнсис Гэри Пауэрс-мл., К.С. Альперович (слева направо).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex