Из досье «Красной звезды». Специализация КБ «Мотор» - разработка и изготовление наземного технологического оборудования ракетно-космических комплексов. За почти пятидесятилетнюю историю работы в ракетно-космической отрасли здесь создали около 1.000 различных типов уникального оборудования: среди них шахтные пусковые установки, большегрузные транспортно-перегрузочные и транспортно-установочные агрегаты, транспортно-стыковочные изотермические машины и многое другое, без чего ракеты не могли бы взлететь. С участием КБ «Мотор» и ОКБ «Вымпел» получили путевку в жизнь ракетно-космические системы «Энергия-Буран», «Союз-Аполлон», средства обслуживания лунной ракеты-носителя Н-1, ракет-носителей «Протон» и «Союз»...
Сегодня КБ «Мотор» - современное, стабильно работающее предприятие с весомым творческим и научно-конструкторским потенциалом. Оно обладает собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, способно осуществить полный цикл работ от постановки задач на конструирование до изготовления и сдачи в эксплуатацию образцов военно-космической техники.
- В каких проектах сегодня участвует КБ «Мотор»?
- Если коротко, то КБ «Мотор» сегодня головное предприятие по разработке и изготовлению наземных агрегатов и систем, предназначенных для транспортировки, испытаний и пуска ракетно-космических систем - от челомеевских разработок до современных комплексов «Тополь-М» и «Булава». Наземное оборудование комплекса «Булава» создано нами практически полностью. Наши предприятия спроектировали и изготовили весь комплекс наземного технологического оборудования для проекта «Союз» в Куру». То есть мы делаем практически все оборудование ракетных комплексов - как для находящихся на вооружении РВСН, так и перспективных. Наши агрегаты обеспечивают перемещение ракеты от завода до технической, стартовой позиции, ее загрузку в ракетную шахту.
Из досье «Красной звезды». Кананыхин Игорь Сергеевич родился 10 мая 1959 г. в Москве, окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1981 г.) и в 2010 году экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по программе «Экономика и управление предприятием». Кандидат социологических наук. С 1976 по 1996 год служил в Вооруженных Силах, с 1996 по 2001-й работал на руководящих должностях в коммерческих организациях. 2001-2002 гг. - генеральный директор ОАО «Энергоавиакосмос», 2002-2007 гг. - генеральный директор ФГУП «НПФ Космотранс», с 2007 г. - генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП «КБ «Мотор», с 2009 г. - первый заместитель генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» - директор филиала «КБ «Мотор».
Мы участвуем в космических программах, разрабатываем и изготавливаем агрегаты наземного оборудования ракет-носителей.
Недавно нашими возможностями заинтересовался ВМФ - пригласили изготовить транспортное оборудование. Не без гордости скажу: 85 процентов всего наземного комплекса МБР «Булава» разработаны и изготовлены в КБ «Мотор»: транспортная система, которая доставляет ракету от МИКа до корабля, стенд вертикальной загрузки, спецавтомобиль, оборудование для сборки приборов сделаны нами.
Мы вправе гордиться и тем, что в свое время утилизация ракет с подводной лодки «Курск» также была поручена нашим специалистам, - они создали машину для извлечения и транспортировали с лодки на Новую Землю все 27 ракет, оставшихся на борту ракетоносца...
Сегодня КБ «Мотор» - головное предприятие по изготовлению технического комплекса новейшего российского космодрома Восточный. И, хотя перед нами поставлены не совсем традиционные задачи, мы уверены в своих силах: абсолютно новый технический комплекс и транспортно-погрузочное оборудование будут разработаны и изготовлены в срок. Крупногабаритные узлы и агрегаты должны транспортироваться по воздуху, а установщик ракет будет на колесном, а не железнодорожном ходу. Рабочие места ракеты-носителя, космического аппарата, разгонного блока, заправки и дозаправки тоже будут нетрадиционными.
Наше предприятие также участвует в создании наземного технологического оборудования для подготовки к запуску ракеты «Ангара». На сегодняшний день практически 100 процентов этого оборудования уже изготовлено.
- Участвует ли ваше предприятие в международных проектах?
- КБ «Мотор» разработало и изготовило весь комплект технологического оборудования для проекта «Союз» в Куру». А это ни много ни мало 47 контейнеров, уже отправленных морем во Французскую Гвиану. Кстати, мы одни из немногих качественно и в срок все отправили. Сегодня там работает наша бригада, которая участвует в автономных испытаниях оборудования. Это наш первый проект, реализуемый непосредственно на территории другого государства, хотя раньше мы, безусловно, участвовали в обеспечении всех запусков иностранных космических аппаратов с российских космодромов.
- В чем конкурентные преимущества продукции КБ «Мотор» на отечественном и на зарубежном рынке?
- Во-первых, мы реально оцениваем свои возможности по срокам и цене изготовления изделий, поэтому на конкурсах, объявляемых федеральными органами исполнительной власти, имеем возможность снизить цену на 10-15 процентов. Во-вторых, выполняем свои обязательства чуть раньше срока. В-третьих, мы контролируем работу наших агрегатов на местах, проводим авторский надзор. На всю продукцию у нас 15-летний гарантийный срок. На каждом полигоне присутствуют технические экспедиции, которые обслуживают оборудование непосредственно на месте. В случае необходимости ремонтно-восстановительные работы проводятся немедленно. То есть и мы, и заказчики спокойны за качество нашей продукции. И это один из главных факторов, позволяющих нам выдерживать жесткую конкуренцию в борьбе за госзаказы.
- Извините, Игорь Сергеевич, а каким образом и на каком оборудовании вы решаете эти задачи?
- В состав предприятия входят конструкторское бюро и завод. Предыдущий генеральный директор почему-то считал, что завод является «довеском» к КБ, причем малозначимым. На предприятии действовал принцип: «Все, что можно, закажем на стороне». Последнее оборудование было закуплено в 1989 году. Соответственно к 2007 году половина станков вышла из строя, а износ остальных составлял 70-80 процентов. При этом на предприятии имелось уникальное оборудование, остановленное из-за совершенно незначительных неисправностей.
Мы изменили финансовую политику. Перестали относиться к заводу как к пасынку. Отремонтировали имевшиеся станки. Закупили передовое оборудование, в том числе высокопроизводительные станки с числовым программным управлением, установку автоматической газоплазменной резки металла. Создали несколько новых цехов, таких как гальванический, электромеханический, компрессорный. На базе цеха со станками ЧПУ создали центр инновационных технологий, где сегодня самостоятельно готовим квалифицированный современный персонал. Хочется отметить, что 90 процентов операторов станков с ЧПУ имеют высшее образование и не только работают операторами, но и создают программы с использованием 3D-технологий. Замечу, что один оператор ЧПУ, работающий с использованием 3D-технологий, способен заменить 5-6 токарей или фрезеровщиков 6-го разряда. Молодежь, а всем операторам у нас меньше 30 лет, получила возможность заработать творческим трудом...
Фактически за два с половиной года завод был создан заново. Сегодня у нас самая высокая средняя зарплата в отрасли - 41 тысяча в месяц в прошлом году. Заводчане реально почувствовали, что способны решать любые задачи. Но, скажу честно, найти профессионалов оказалось трудно. Нам провели мониторинг практически по всей стране. И не все из приглашенных рабочих удержались. Но те, кто остался, не жалеют: токарь шестого разряда у нас получает от 400-600 тысяч рублей в год (у Форда в среднем 25-30 тыс. долларов в год, что реально ненамного больше). Все эти достижения в области кадровой политики стали возможны благодаря тому, что на предприятии действует втуз. Ежегодно мы оплачиваем учебу на вечернем факультете МАДИ 20-30 студентам, которые в дневное время работают на заводе и в КБ. Практически все они впоследствии остаются у нас работать.
Сейчас пакет заказов КБ «Мотор» неумолимо растет. Так, если в 2006 году выпущено продукции на 307 млн. руб., в 2007 году - на 444 млн. руб., в 2008-м - на 801, в 2009-м - на 950 миллионов, то в 2010 мы планируем сдать продукции на 1,95 миллиарда рублей, из них на 1,3 миллиарда собственных работ. Таким образом, с 2006 года объем собственных работ предприятия вырос с 223 миллионов рублей до 1 миллиарда 300 миллионов, то есть в шесть раз.
- Какими перспективными научными разработками занимается КБ «Мотор»? И есть ли у вас собственные ноу-хау?
- Да. За счет собственных средств мы ведем НИР «Трансмиссия-2009». Это оборудование для большегрузных машин, которые будут применяться в НИОКРе по космодрому Восточный. Данная система позволяет создавать автопоезда длиной 32 и 53 метра и грузоподъемностью от 100 до 200 тонн. У этих машин пять бортовых осей, все они являются ведущими и управляемыми. Цена вопроса - 50 миллионов рублей. В целом же только за два последних года нами получено около полутора десятков патентов на изобретения. Да, кстати, совместно с несколькими научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями мы участвуем и в разработке системы управления для беспилотного летательного аппарата.
- Каким образом?
- Когда беспилотный ударный самолет будет разработан, возникнут те же задачи, что и ранее, будь то ракета или космический аппарат: его нужно транспортировать, доставить, заправить, установить... Мы уже сейчас готовы взять на себя проектирование и изготовление всего наземного оборудования, необходимого для будущего ударного беспилотника. При этом наша задача - обеспечить этот аппарат надежным «мобильным аэродромом».
- Каким образом вы участвуете в гражданском секторе экономики?
- Наше предприятие участвовало в создании московской монорельсовой дороги. Создавало для нее стрелочные переводы и трансбордер (разворотное устройство для поездов) разработало рабочий орган асфальтоукладчика, тукосмесительную установку, поливочные агрегаты...
- Возвращаясь к началу нашего разговора, так что же дало объединение КБ «Мотор» с КБ «Вымпел»?
- Если взглянуть на историю ракетно-космической отрасли, то в ней постоянно шли объединительные процессы, так что мы идем проторенным и уже оправданным историческим путем. При этом реально основное объединение наших коллективов произошло несколько раньше, когда стало окончательно ясно, что только сильные интегрированные структуры могут решать масштабные задачи. Тогда в 2009 году восемь предприятий, создающих и эксплуатирующих наземную космическую инфраструктуру, были объединены в одну структуру - ФГУП «ЦЭНКИ» под руководством генерального директора Александра Сергеевича Фадеева. На первом же совещании руководителей подразделений генеральный директор поставил четкую задачу: проектирование и изготовление элементов наземной космической инфраструктуры и наземной космической техники должно осуществляться исключительно внутри собственной интегрированной структуры. Такой жесткий подход четко соответствует техническим амбициям нашего государства и в свою очередь диктует свои правила и методы реализации проектов. КБ «Вымпел» - разработчик шахтных пусковых установок, и объединение с КБ «Мотор» расширяет спектр и повышает качество выполняемых на данном направлении работ. С объединением мы удвоили свой инженерно-конструкторский потенциал, но если смотреть в целом, то, скорее, приумножили, чем просто сложили возможности двух авторитетных коллективов.