на главную страницу

26 Мая 2010 года

Армия и общество

Среда

Породненные с космосом

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото автора.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского доктор физико-математических наук полковник Станислав СУВОРОВ.

     - Станислав Станиславович, давайте начнем нашу беседу с небольшого экскурса в историю вашей академии...
     - Академия имени Можайского – старейшее учебное заведение Министерства обороны, основанное по указу Петра I 16 января 1712 года. В соответствии с этим указом была создана Инженерная школа, которую в 1719 году перевели в Санкт-Петербург и в 1724 году построили для нее специальное здание. С 1724 года на месте, занимаемом ныне учебными корпусами академии Можайского, и проводилось обучение военных.
     Менялись названия. Первоначально это была Инженерная школа. В 1800 году был создан второй Кадетский корпус, который просуществовал под таким названием до
     1917 года. Затем была авиационная военно-теоретическая и военно-техническая школа. В 1941 году указом Совнаркома была создана академия в нынешнем формате. В 1955 году академии присвоили имя Александра Федоровича Можайского, морского офицера, изобретателя первого в мире самолета.
     В различные годы в академии преподавали знаменитые ученые. Достаточно упомянуть таких, как Михаил Васильевич Ломоносов и Дмитрий Иванович Менделеев. В академии учился Кутузов, а также другие великие полководцы. И в настоящее время академия продолжает вести подготовку офицеров по широчайшему спектру инженерных специальностей...
     - Один из наших слушателей спрашивает: участвуют ли ваши курсанты в различных олимпиадах?
     - Участие в олимпиадах – одна из важнейших форм образовательной деятельности, которую ведет академия. И, на мой взгляд, чрезвычайно важная форма, обеспечивающая мотивацию обучения у курсантов. Потому что состязательность – неотъемлемое качество молодых людей. Мы участвуем в олимпиадах, проводимых на различных уровнях. Это и общероссийские студенческие олимпиады, и олимпиады Вооруженных Сил, и региональные олимпиады. Академия традиционно занимает как в командном зачете, так и в личном первенстве призовые места на многих из них.
     Так, в апреле этого года состоялась общероссийская олимпиада по прикладной механике под эгидой Министерства образования, и команда академии заняла на ней первое место. прошлогодняя олимпиада по теоретической механике завершилась с таким же результатом. Можно упомянуть и региональную олимпиаду по иностранному языку среди военных вузов Санкт-Петербурга. Академия и в личном первенстве, и в командном зачете заняла первое место. Это позволяет курсантам чувствовать себя полноправными членами образовательного пространства нашей страны.
     - Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Почему связали свою судьбу с Вооруженными Силами? Где служили?
     - У меня с юности перед глазами был пример старшего брата, который окончил академию Дзержинского в 1979 году. В 1980 году из-за того, что набор курсантов в академию Дзержинского не производился, я поступил в аналогичное военно-учебное заведение по его совету – в академию имени Можайского, которую окончил в 1985 году. После этого проходил службу на космодроме Байконур. В дальнейшем окончил адъюнктуру и прошел все должности преподавательского состава. С прошлого года занимаю пост начальника академии.
     - Давайте поговорим на темы сугубо образовательные. У каждого учебного заведения, тем более с такой историей, должна быть какая-то уникальная образовательная концепция. У вас есть понимание того, какой она должна быть в академии имени Можайского? Это же настолько ответственно – руководить учебным заведением, которому 300 лет.
     - Если говорить об академии Можайского и ее образовательной концепции, то ее, на мой взгляд, можно сформулировать такой фразой: «Человека нельзя научить, он может научиться». И всегда в академии Можайского очень большое внимание уделялось обеспечению возможности обучающихся получить знания у педагогов, которые, по их мнению, владеют своим предметом в совершенстве. То есть некоторая педагогическая демократия всегда была отличительной чертой академии Можайского и, надеюсь, остается таковой. Задача, которая всегда стояла перед руководящим составом академии и сейчас стоит, - это обеспечить курсанту возможность получить знания у самых квалифицированных преподавателей. Поэтому огромное внимание в академии уделяется подготовке научно-педагогических кадров.
     Второй фактор в обеспечении этой свободы познавательной деятельности – возможность участия курсантов в научной работе в рамках военно-научных обществ, их сеть в академии благодаря большому количеству специальностей, по которым ведется образовательная деятельность, чрезвычайно широка. Широкий спектр кружков военно-научного общества, а также то, что направления научной работы курсантов теснейшим образом связаны друг с другом, комплексно обеспечивают возможность развития творческого потенциала курсантов.
     - А как вы совмещаете педагогическую демократию, о которой говорите, и казарменный уклад быта?
     - Академия - вуз Министерства обороны. И привитие курсантам навыков организации и претворения в жизнь элементов повседневной деятельности войск также остается заботой преподавательского и руководящего состава. Поэтому элементы обычного армейского уклада в академии, конечно, всегда присутствовали, и мы им уделяем пристальное внимание.
     Что же касается развития такой практики, то я полагаю, что последние решения, которые приняты Министерством обороны по обеспечению большей степени самостоятельности обучающихся в военных вузах, как раз имеют цель трансформировать обучение курсантов в том направлении, которое для академии Можайского не является таким уж новым. И могу сказать, что подчиненный мне коллектив эти директивные указания Министерства обороны воспринял с пониманием...
     В настоящее время я считаю это актуальным. Во всех военных вузах стараются применять такие формы образовательной деятельности, чтобы обеспечить курсантам возможность более активно и целеустремленно постигать знания. Обучение в вузе – уникальная возможность, которая дается один раз в жизни молодому человеку от 17 и в среднем до 22 лет.
     - Сейчас многое делается в том числе на законодательном уровне, для стимулирования научно-учебной деятельности. В частности, один из последних законов позволяет создавать научно-производственные предприятия на базе высших учебных заведений, которые ведут собственные научно-исследовательские разработки, занимаются НИОКР...
     - Прежде всего отмечу: научная работа – один из основных видов деятельности высшего учебного заведения, и учебное заведение Министерства обороны РФ тут не исключение. Целью здесь является следующее. В профессионально-техническом училище обучение проводится по учебникам, которые написаны в техникуме. В техникуме по тем, которые подготовлены в вузе. Особенность высшего профессионального образования в том, что там, где проводится образовательная деятельность, там и должны создаваться учебники. И эти учебники, учитывая наукоемкость тех специальностей, по которым мы учим, должны соответствовать современному уровню развития науки, техники. Поэтому преподаватели обязаны интенсивно работать в науке для того, чтобы не преподавать то, чему их самих учили 20 лет назад. Чтобы курсанты могли получить знания, которые отражают современный уровень развития Вооруженных Сил, науки, техники в целом. Для этого применяются самые различные формы.
     В академии имеется военный научно-исследовательский институт. Он в соответствии с постановлением правительства, введшим в действие типовые положения о высшем военно-учебном заведении, создан в прошлом году на базе научно-исследовательских лабораторий, которые были распределены по факультетам академии. Там преподаватели имеют возможность совместно с научными сотрудниками вести научный поиск. Кроме того, у нас каждому преподавателю предоставлена возможность вести научную работу в объеме около 10 процентов от часов рабочего времени, выделенных ему на год.
     Закон, который принят в августе прошлого года и о котором, видимо, вы ведете речь, касается всех высших учебных заведений. В настоящее время ведется проработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию этого закона в том числе и в Вооруженных Силах.
     - Вы, кажется, даже свой спутник имеете?
     - Имеем.
     - И как его используете?
     - Академия с 1996 года, когда были выполнены первые научно-исследовательские работы, по праву считается основоположником школы малых космических аппаратов, которую сформировал и возглавил на тот момент заместитель начальника академии по учебной и научной работе генерал-майор Фатеев. На базе космического аппарата «Светоч» были выведены 4 малых космических аппарата, которые составляли орбитальную группировку. В настоящее время эксперименты на двух из этих аппаратов уже закончились и они выведены из состава орбитальной группировки. Учебная орбитальная группировка, которой обладает в настоящее время академия, представляет собой два космических аппарата. Они полноценно задействованы в учебном процессе.
     На этих космических аппаратах имеется и целевая аппаратура, на которой курсанты в рамках работы в военно-научном обществе, о котором я говорил, проводят исследования. Также у курсантов имеется возможность получить навыки и знания по повседневному управлению этими космическими аппаратами. Телеметрическая информация, получаемая со спутников, обрабатывается курсантами в ходе учебных занятий...
     - То есть курсант пользуется информацией, которая поступает непосредственно со спутника?
     - Да. Планируются сеансы связи. Учебная лаборатория на кафедре одного из факультетов, а также научно-исследовательский отдел в научно-исследовательском институте занимаются планированием сеансов связи. Учебный отдел проводит координацию учебных занятий с научной работой. И в последующем курсанты на лабораторных, практических занятиях приобретают эти навыки и более глубоко постигают теорию.
     - А много ли в стране и в мире вузов, имеющих собственные спутники, с помощью которых можно проводить научно-учебную работу?
     - В нашей стране сегодня таких вузов нет. В последние годы были произведены запуски малых космических аппаратов по соглашениям, в частности с Московским государственным университетом. Но орбитальная группировка, используемая нами, в мире одна.
     - Слушатели продолжают задавать вопросы. Вот, например, такой: «Назовите, если можно, темы своих диссертаций»...
     - Темы обеих моих диссертаций были посвящены анализу и прогнозированию геофизических условий применения космической техники в верхней атмосфере земли.
     - Еще вопрос: «Чем отличается академия советского периода от современной?» Действительно, ведь молодежь изменилась... Многое стало иным... Как вы сами сравниваете то время, когда вы учились, преподавали, с тем, что сейчас происходит в академии?
     - Интересный вопрос. Хочу сказать, что мнение о том, будто молодежь сильно изменилась, на мой взгляд, не всегда состоятельно. Молодежь у нас была и остается прекрасной. И говорить о том, что сейчас необходимо вводить какие-то специфические элементы в образовательную деятельность, обусловленные какими-то отличиями в здоровье молодежи, из-за ее психических и психофизиологических особенностей, на мой взгляд, просто неразумно. Скорее можно говорить о том, что сейчас возможности по реализации образовательной деятельности гораздо более широкие. Это связано и с информатизацией общества. По сути, мы переживаем информационную революцию. И соответственно меняется и учебно-материальная база.
     Если во времена Советского Союза было очень много элементов учебно-материальной базы, представлявших собой макеты изделий, то сейчас большое внимание уделяется электронным тренажерам, электронным учебникам и получению информации из Интернета. Но это, на мой взгляд, балансируется руководящими документами и деятельностью профессорско-преподавательского состава. В целом база сбалансирована. Это первое отличие, и оно связано с учебно-материальной базой.
     Второе отличие состоит в обеспечении широкого доступа к информации на сайтах электронных библиотек и в возможности получения оперативной информации из научных журналов, газет, в том числе зарубежных. Нам не надо теперь ждать выхода и пересылки по почте отечественных журналов – раньше это занимало 2 недели...
     - Но сейчас за научные журналы, даже в электронном виде, нужно платить. Ваш бюджет позволяет заказывать журналы, связанные с вашей тематикой?
     - Да. Зачастую, просматривая Интернет, читая публикации в прессе, сталкиваешься с некоторым скепсисом по отношению к системе военного образования. Я как человек, который связал жизнь с высшей военной школой и занимал руководящие должности в течение последних 10 лет, могу отметить, что в последние годы объем финансирования образовательной деятельности, то есть объем финансирования по статье учебные расходы, значительно возрос. И мы имеем все возможности и по получению научной периодики, и по обеспечению работы курсантов в Интернете.
     - А как публикуются ваши ученые? Имеют ли возможность выхода на глобальные интеллектуальные рынки? Или все-таки вопрос секретности накладывает на это свой отпечаток?
     - Ученых в академии – а под учеными я подразумеваю не только тех, кто имеет ученые степени, ученые звания, и тех, кто работает над диссертациями, – сейчас около 1,5 тысячи. И, конечно, такое количество квалифицированных людей, работающих практически над всеми проблемами, которые в ракетно-космической области в настоящее время существуют, безусловно, вырабатывает идеи, методические наработки, заслуживающие внимания чрезвычайно широкой аудитории. В настоящее время в Министерстве обороны принимаются меры по созданию учебно-методического и научного фонда, к которому могли бы иметь доступ преподаватели всех учебных заведений. И мы активно участвуем в этой работе. Это позволит объединить вузы военного ведомства в единый учебно-научный комплекс, который будет распространять наиболее качественные разработки на все вузы Министерства обороны.
     Конечно, наши преподаватели, научные сотрудники публикуются и в академических журналах, издают монографии, учебники, которые пользуются большим спросом.
     - Еще один важный вопрос. Всех ли ваших выпускников ждут Вооруженные Силы, Космические войска в частности? Не будете ли в этом году выдавать свободные дипломы?
     – Академия имени Можайского всегда была сильна тем, что следила за судьбой своих выпускников, эта работа была всегда налажена на кафедрах. Отдел кадров, руководящий состав академии отслеживал, как сейчас принято говорить, карьерные траектории выпускников. И отмечу, что у их подавляющего большинства военная карьера складывается успешно.
     Наша академия никогда не выдавала свободные дипломы, и этот год не станет исключением. Все выпускники будут распределены в войска. Сейчас как раз ведется соответствующая работа. Военная карьера у тех, кто хочет служить, еще раз это подчеркну, складывается успешно.
     - Нас спрашивают о переподготовке офицеров, завершающих военную службу, в стенах вашей академии...
     - Вопрос очень важный. Отвечая на него, хотел бы сказать, что начиная с прошлого года система переподготовки военнослужащих, в том числе и по гражданским специальностям, значительно расширена. Объявлены два приказа министра обороны – 95-й, который определяет порядок направления на переподготовку военнослужащих, там все расписано чрезвычайно детально. Этот приказ имеется в каждой воинской части, и с ним легко ознакомиться. А 94-й приказ министра обороны установил перечень специальностей подготовки. Академия ведет переподготовку по 15 гражданским специальностям. Она явилась пионером этой формы обучения. Академия первой набрала в марте прошлого года группу по переподготовке по специальности «защита информации в компьютерных сетях». В июне будет произведен уже третий выпуск офицеров, прошедших переподготовку по одной из гражданских специальностей. Общее количество офицеров, которые прошли переподготовку, на сегодня составляет около 500 человек. Переобучение проводим в разных формах, в том числе выездными группами...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex