на главную страницу

26 Мая 2010 года

Армия и общество

Среда

На крыльях судьбы

Генерал-лейтенант Виктор БЫЧКОВ.
  Полковник Александр ПЕРВОВ.
  Фото из архива академии.



В августе 1988 года маршал авиации Николай Скоморохов сдал дела по руководству Военно-воздушной академией имени Ю.А. Гагарина новому начальнику и уволился из Вооруженных Сил. Однако и сегодня, спустя 22 года, многое в академии и в военном городке Монино напоминает о нем... В мае воздушному асу Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза, доктору военных наук, профессору, заслуженному военному летчику СССР маршалу авиации Николаю Михайловичу Скоморохову исполнилось бы 90 лет.

     СЛУЖБУ в Вооруженных Силах Николай Скоморохов начал за год до начала Великой Отечественной войны. Боевое крещение получил в декабре 1942-го под Туапсе. Здесь же открыл свой боевой счет, а уже через полгода на его счету было шесть сбитых самолетов противника. Залогом успеха, как он сам позже признавался, стало изучение опыта старших товарищей, упорный труд по овладению техникой и тактикой ведения воздушного боя, дисциплинированность и величайшая жажда летать и побеждать. «Прибыл я на фронт, – вспоминал он, – многого не умея, что необходимо летчику-истребителю. Лишь после того, как совершил около 200 боевых вылетов, сбил более 10 вражеских самолетов, почувствовал себя в полной силе. Но на это ушло около года».
     За годы Великой Отечественной войны Николай Скоморохов прошел путь от летчика-истребителя до командира истребительной авиационной эскадрильи, воевавшей над полями сражений 3-го Украинского фронта. Всего в ходе войны Николай Михайлович совершил 605 боевых вылетов, провел около 150 воздушных боев, сбив 54 самолета противника, из них 46 – лично и восемь – в группе. Выполнил более 100 вылетов на разведку войск противника. В конце 1944 года в небе над Будапештом в течение двух недель он поверг на землю двух немецких асов: сначала командира, а затем и заместителя командира немецкой «Бриллиантовой эскадры». По эффективности проведенных им воздушных боев Николай Михайлович находится в списке лучших асов Второй мировой войны. В каждом третьем воздушном бою он одерживал победу, сбивая вражеские самолеты.
     За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, капитан Скоморохов неоднократно удостаивался высоких государственных наград, среди которых орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени и Александра Невского. В феврале 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена первая «Золотая Звезда». Из наградного листа: «Представляется к правительственной награде – званию Героя Советского Союза за 25 лично сбитых самолетов противника. Все самолеты подтверждены... В воздушных боях смел и храбр. Отличный стрелок – сбивает самолеты противника с одной-двух очередей...». А уже 18 августа победного 45-го он получил вторую Звезду Героя за 35 лично сбитых самолетов противника и восемь – в групповых воздушных боях, став дважды Героем Советского Союза.
     После Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов последовательно командовал истребительным авиационным полком, дивизией и корпусом. В апреле 1968 года он был назначен командующим 69-й воздушной армией, а ровно через четыре года возглавил 17-ю воздушную армию. Ту самую, где ковался характер бесстрашного воздушного бойца в период Великой Отечественной войны, формировались навыки умелого руководителя, с которой связан его боевой путь от Сталинграда до Вены.
     Находясь на различных командных должностях, Николай Михайлович Скоморохов успешно окончил сначала Военную академию имени М.В. Фрунзе, а затем и Военную академию Генерального штаба. Однако это не мешало ему совмещать служебную деятельность с летной работой. Оставаясь действующим летчиком, Николай Скоморохов летал на современных реактивных самолетах-истребителях. В 1971 году ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР».
     ВОЗГЛАВИВ в 1973 году Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, генерал-полковник авиации Скоморохов с головой окунулся в совершенно незнакомое для себя дело. Имея за плечами огромный боевой опыт и высокий уровень оперативно-тактической подготовки, он быстро овладел и этой сферой деятельности. В должности начальника академии он пробудет 15 лет и проявит себя выдающимся педагогом и наставником. Под его руководством и при непосредственном участии в академии были приняты серьезные меры по совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Начиная с 1974 года в академии регулярно обновлялись учебные программы, внедрялись современные планы, издавались новые учебники и пособия. Такой подход обеспечивал актуальность академических знаний, практическую направленность процесса обучения.
     Генерал-полковник авиации Скоморохов лично принимал активное участие в научной и педагогической работе академии. Он автор более чем 140 научных трудов, которые и сегодня не залеживаются на полках академической библиотеки. Широкий кругозор ученого и высокое профессиональное мастерство обеспечивали Николаю Михайловичу значительную годовую учебную нагрузку. Тематика его лекций, как правило, включала в себя наиболее сложные вопросы из курса оперативного искусства и тактики Военно-воздушных сил, а также истории военного искусства. Многие, тогда еще молодые преподаватели академии впоследствии с благодарностью вспоминали педагогическую школу начальника академии. Под его руководством регулярно проводились исследовательские командно-штабные учения и конференции по актуальным вопросам развития и применения ВВС, обучения и воспитания командных авиационных кадров.
     В его бытность абсолютное большинство преподавателей, научных сотрудников, руководителей учебных и научных подразделений напряженно занимались научной работой. Сам он в феврале 1980 года успешно защитил докторскую диссертацию в Военной академии Генерального штаба, а в 1983 году стал профессором. В 1981 году Николаю Михайловичу Скоморохову было присвоено воинское звание маршала авиации. В академии его стали называть «наш маршал». Многие, кто служил и работал под его руководством, вспоминают Николая Михайловича как строгого и требовательного руководителя. Сам он так говорил о себе: «Я всю жизнь избегаю крутых решений там, где они касаются людей. Ситуации бывали всякие: вынуждали быть жестким, крайне требовательным, но «внутренней сторож» всегда страховал меня там, где легко ошибиться, нанести человеку незаслуженную душевную травму».
     Предметом особой заботы маршала стало развитие учебно-материальной базы академии и благоустройство военного городка Монино. Под его непосредственным руководством были построены и технически оснащены учебно-лабораторный и спортивный комплексы, на кафедрах созданы специализированные классы, в два с лишним раза расширены учебные площади основного учебного корпуса академии. Он внес существенные изменения в план застройки поселка Монино. Были образованы и застроены три новые улицы. Для слушателей факультетов впервые появились семейные общежития со всеми удобствами.
     Сам Николай Михайлович любил заниматься физической подготовкой и того же требовал от подчиненного офицерского состава. Его пробежки или занятия теннисным спортом начинались в шесть утра, но уже к началу рабочего дня он всегда был на месте. Для занятий спортом офицерам и членам их семей в академии были созданы все необходимые условия. Жители военного городка Монино помнят о нем, поскольку многие из них получили тогда возможность для плодотворного физического развития и отдыха.
     УЧАСТНИК Парада Победы 1945 года в Москве, маршал авиации Скоморохов спустя 40 лет, 9 мая 1985 года пронес Знамя Победы по Красной площади. Даже выйдя в отставку, Николай Михайлович не оставлял дело всей своей жизни. Став военным инспектором – советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, он продолжал служить Родине. В начале 1990-х годов он возглавлял Российский Комитет ветеранов войны. При его участии был создан Международный общественный фонд «Победа-45». Маршал авиации Николай Скоморохов стремился воспитывать новые поколения соотечественников на исторической правде, правде о Великой Отечественной войне.
     Для молодого поколения авиаторов им были написаны книги «Боем живет истребитель», «Служение Отчизне», «Тактика в боевых примерах» и целый ряд статей на военную тематику. В 1987 году вышел в свет его первый литературный труд «Резерв высоты», а в 1991 году читатели смогли познакомиться и со вторым – «Предел риска». На примере героев своих произведений он показывает, как в экстремальных условиях раскрываются лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, преданность воинской дружбе и беззаветная любовь к Отчизне. Обращаясь к молодому поколению авиаторов, он рассказывает им о путях и способах постижения военной профессии. Маршал авиации Скоморохов в трудные для Отечества времена выступал и со злободневными публицистическими статьями, направленными на сохранение единства нашего народа. Весьма жестко, но всегда аргументированно он давал отповедь фальсификаторам итогов Великой Отечественной войны.
     
* * *

     16 октября 1994 года Николая Михайловича Скоморохова не стало. Он трагически погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 74 лет. В академии, преобразованной в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», и в военном городке Монино помнят о воздушном асе, выдающемся авиационном военачальнике и видном военном ученом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex