|
Дежурные по автоклубу Владимир МОХОВ и Дмитрий СЕМЕНОВ. |
Правительством России приняты изменения в Правила дорожного движения. Соответствующее постановление подписано премьером Владимиром Путиным 10 мая этого года. Стоит отметить, что это первые за последние четыре года масштабные изменения в ПДД, вносящие коррективы сразу в несколько важных пунктов действующих правил. В адрес «Красной звезды» поступило уже немало запросов от наших читателей, которые просят разъяснить данные нововведения.
Итак, что меняется в правилах? Перемены весьма значительные. К примеру, изменениям подвергнуты правила проезда перекрестков с кольцевым движением. В российских городах этот порядок сегодня регулируется по-разному: где-то действует правило правой руки, где-то главным является круг, то есть преимуществом пользуются выехавшие на него автомобили независимо от стороны въезда. Теперь же приоритет на перекрестках, обозначенных знаком «Круговое движение» в сочетании со знаками «Уступить дорогу» или «Движение без остановки запрещено», отдается автомобилям, находящимся на этом перекрестке. По сути, это следование стандартам Европы, где данный порядок отрегулирован именно таким образом и путаницы не возникает.
Меняются также понятия, связанные с обгоном. Кто из нас, автолюбителей, не спорил до хрипоты с инспектором, объясняя, что был выполнен маневр, связанный с опережением, а не обгон, то есть нарушения ПДД нет. В нынешних изменениях все эти разночтения учтены. Теперь обгон - это опережение транспортного средства, связанное с выездом на встречную полосу. Обратите внимание - на встречную полосу. Опережением же остается движение с большей скоростью, чем у попутного автомобиля, по полосам одного направления. То есть, если дорога многополосная и вы просто переместились по ходу движения на другую полосу, обгоном это считаться не будет. К слову, теперь правилами разрешается предупреждать других участников движения о совершаемом вами обгоне, причем не только сигналом клаксона, но и кратковременным «морганием» фар.
Уточнен также момент, связанный с выездом на встречную полосу при маневрировании - повороте налево и развороте - на дорогах с двусторонним движением и четырьмя (или более) полосами. Поправки также разрешают обгон транспортного средства, двигающегося со скоростью менее 30 км/час, даже там, где этот маневр ранее был запрещен. Вообще глава, посвященная обгону (раздел 11), переписана радикально. Советуем автолюбителям непременно ознакомиться с этой главой ПДД.
Важным моментом, оговоренным новой редакцией правил, должны стать и взаимоотношения водителей и пешеходов. Внимание, автовладельцы: уступать дорогу пешеходам вы теперь должны в том случае, если те переходят проезжую часть либо уже вступили на нее для осуществления перехода. Ссылки инспектора на то, что вы не выполнили данные требования в отношении людей, только раздумывающих о пересечении дороги, теперь недействительны. Однако будьте внимательны: для пропуска пешеходов вы обязаны снизить скорость или вовсе остановиться перед переходом. Размер штрафа за подобное нарушение, как известно, ранее уже был увеличен до весьма приличной суммы.
Определенные обязанности наложены новыми ПДД и на пешеходов. Им, в частности, отныне не разрешается переходить проезжую часть (либо освободить ее, если такой переход уже был начат) при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом.
Новой редакцией ПДД введены и новые расшифровки существовавших ранее понятий. Таких как «Ограниченная видимость», «Препятствие» и ряда других.
«Ограниченная видимость» трактуется теперь как «видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами - неподвижными объектами на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющими продолжить движение по этой полосе». Раньше водители зачастую проводили аналогии с «недостаточной видимостью». А между тем эти определения несут разный смысл. Последний означает видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобных явлений природы, а также в сумерках. Ограниченность же создается за счет параметров дороги, а также объектов, препятствующих обзору. Если водитель не уверен в безопасности маневра и не может судить о ситуации на дороге впереди себя из-за таких помех, видимость считается ограниченной. Стоит помнить, что в случае ДТП соответствие ситуации этим факторам будет иметь ключевое значение при оценке виновности водителя.
Еще больше разночтений ранее было в ситуации с термином «Препятствие». Здесь от правильности оценки ситуации, связанной с объездом препятствия, водителю также могли назначить абсолютно различные наказания. Скажем, если выезд на встречку был сопряжен с объездом препятствия при наличии других путей объезда (например, еще одной полосы движения в том же направлении), то по ст. 12.15.3 КоАП водителю грозил штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей. Если же его нарушение расценивалось как часть обгона, то меры принимались более суровые - лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев.
Теперь четко установлено, что «Препятствие» - это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся в соответствии с требованиями правил, препятствием являться не может. То есть, скажем, объезд автомобилей, попавших в аварию, но обозначенных знаками аварийной остановки, нарушением являться уже не будет. Ранее инспекторы ГИБДД частенько ловили автомобилистов на таком маневре и применяли к этим вынужденным нарушителям значительные санкции.
Поправками в ПДД также отменено действовавшее прежде разрешение инструкторам, обучающим вождению (во время занятий), и водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску (в населенных пунктах), не пристегиваться ремнями безопасности. Теперь пристегнутыми должны быть и сами сотрудники ГИБДД. Глава ведомства генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов уже отдал своим подчиненным указание соблюдать данное требование новой редакции Правил дорожного движения.
Еще одним изменением в ПДД стала обязанность водителей включать на своих движущихся транспортных средствах в светлое время суток фары ближнего света или дневные ходовые огни, если таковые установлены. (С сентября 2010 года эти огни будут предусмотрены новым техническим регламентом, устанавливающим требования к конструкции транспортных средств). Напомним, что ранее в правила уже были внесены поправки, обязывающие передвигаться днем с включенным ближним светом фар, но вне населенных пунктов. Теперь эта норма распространяется на все дороги без исключения. По мнению ГИБДД, машина с включенным ближним светом фар заметнее для пешеходов и других водителей.
- Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях - сильного тумана, ливня, - говорит генерал Кирьянов. - Уверен, что такое нововведение поможет сделать наши дороги безопаснее, а данная мера окажется действенной и благоприятно скажется на ситуации с аварийностью.
Важное уточнение: поправки в ПДД, введенные Постановлением Правительства РФ от 10 мая текущего года, вступают в силу с ноября. Советуем всем нашим читателям за оставшееся до этого срока время запастись новой книжкой правил, где будут указаны соответствующие изменения. На дороге все-таки лучше быть вооруженным точной информацией... С возникающими же у вас вопросами вы всегда можете обратиться в наш «Автоклуб». Удачи!
КСТАТИ.
Число ДТП, а также количество погибших и пострадавших в них людей в России неуклонно сокращается. По информации Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, за январь-апрель 2010 года в стране было зафиксировано около 46 тысяч ДТП, что на 5,8 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом погибли 5.314 человек (меньше почти на 19 процентов) и были ранены почти 57,5 тысячи (уменьшение - на 5,6 процентов).
Снижение аварийности, по мнению Госавтоинспекции, стало следствием комплексного подхода к обеспечению порядка на дорогах, ужесточения наказания за грубые нарушения правил, а также проводимой ГИБДД активной работа, по пропаганде безопасности дорожного движения.
В то же время тревожной остается ситуация с ответственностью водителей, которые грубо, а зачастую и преднамеренно нарушают ПДД. По вине водителей за 4 месяца этого года было зафиксировано более 38 тысяч ДТП, в которых погибли 4,3 тысячи человек и более 50 тысяч пострадали. Чаще всего причинами ДТП становились превышение скорости или несоответствие ее конкретным условиям, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда перекрестков. Игнорируют правила и пешеходы. Наиболее распространенными нарушениями с их стороны, по информации Госавтоинспекции, являются переход дороги в неположенном месте, выход на трассу из-за стоящих транспортных средств и деревьев. Примерно каждое девятое ДТП произошло по вине пешеходов, которые не сумели должным образом оценить ситуацию и спровоцировали ДТП. В результате только в этом году 41 человек погиб, 531 получил ранения.
Всего Госавтоинспекцией ежегодно выявляется порядка 50–55 миллионов нарушений - как среди водителей, так и пешеходов. По мнению Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова, переломить ситуацию удастся только тогда, когда ПДД станут «настольной книгой для каждого участника дорожного движения».
|