|
Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда». |
Конгрессмен-демократ Эдвард Марки и его коллега-республиканец Джефф Фортеберри направили в комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса США проект резолюции, состоящий из короткой фразы: «Конгресс не поддерживает предлагаемое соглашение о сотрудничестве между США и Российской Федерацией». Речь идет о долгосрочном (на 30 лет) рамочном (то есть оговаривающем общие принципы) межправительственном соглашении о взаимодействии в области мирного использования атомной энергии. Его-то и хотят заблокировать.
История такова. Документ в мае 2008 года подписали в Москве генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко и посол США Уильям Бернс. Президент Джордж Буш спустя неделю после подписания направил законодателям текст соглашения с просьбой поддержать его. Однако в сентябре того же года на волне критики действий Москвы в Грузии хозяин Белого дома отозвал документ с Капитолийского холма.
Международные соглашения о сотрудничестве в области «мирного атома» в США именуют «соглашениями 123» - по соответствующему разделу («Сотрудничество с другими странами») американского закона 1954 года об атомной энергии. В конгрессе их утверждение проходит по упрощенной процедуре. Иначе говоря, они автоматически вступают в силу через 90 дней «непрерывной работы сессии» конгресса, если против них не возникает возражений. При желании блокировать документ палата представителей либо сенат должны принять специальную резолюцию.
Совсем недавно Барак Обама заявил на публике, что события в Грузии более не заслуживают того, чтобы их рассматривали в качестве препятствия для продвижения вперед российско-американских связей. То же касается «иранского вопроса», по которому «уровень и масштабы сотрудничества» между Москвой и Вашингтоном таковы, что он не может служить доводом против налаживания взаимодействия в сфере «мирного атома». Руководствуясь этими, в общем-то, для всех очевидными доводами, Обама указал в сопроводительной записке, что выполнение одобренного им соглашения не создаст «неоправданных рисков», а, наоборот, будет способствовать упрочению общей обороны и безопасности.
Казалось бы, все ясно. Но, как видим, не все. И противники формирования качественно новых отношений между двумя державами используют возможности американской законодательной системы для торможения поступательного процесса.
Это, кстати, показала и полуторачасовая встреча Барака Обамы с сенаторами-республиканцами, состоявшаяся во вторник. В ходе нее президент хотел убедить законодателей в необходимости консолидированных позиций по ключевым вопросам национальной безопасности. В том числе касательно ратификации нового российско-американского Договора о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений. Не исключено, отмечает ИТАР-ТАСС, что в увязке с этим вопросом рассматривались и перспективы прохождения через сенат «соглашения 123». Однако разговор был уведен в сторону внутриполитической тематики и, по признанию республиканцев, практически не привел к взаимопониманию.
Остается добавить, что неприятие частью американской элиты поощрительных жестов правительства по части активизации политического диалога и более интенсивных экономических связей с Россией сегодня наглядно отражено в ряде ведущих СМИ. В разных импровизациях муссируется, по сути, один тезис: Россия упрямо наступает, отвоевывая позиции США в стратегически важных регионах.

|