на главную страницу

28 Мая 2010 года

Страна и мир

Пятница

Первый залп.
ПРОвокационный

Владимир КОЗИН, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, кандидат исторических наук.



26 мая в польском городке Моранге в торжественной обстановке прошло официальное открытие американской военной базы, куда несколькими днями ранее прибыла первая батарея системы ПВО/ПРО «Пэтриот» усовершенствованного типа с улучшенной системой наведения «PAC-2 GEM+». Участники мероприятия, а среди них были министр обороны Польши Богдан Клих, начальник генерального штаба Войска Польского генерал Мечислав Ченюх, посол США в Польше Ли Файнстайн, командующий транспортными операциями США в Европе бригадный генерал Марк Беллини, в один голос утверждали, что появление в Польше американских ракет «Пэтриот» является важным шагом в повышении безопасности в Европе и укреплении стратегического характера отношений между Вашингтоном и Варшавой.

     
Удар по хрупкому
     равновесию


     Однако они, как и другие официальные лица США и Польши, оправдывающие начало фактического развертывания Пентагоном ударных систем ПРО на польской земле, в непосредственной близости от территории России, явно кривят душой. Совершенно очевидно, что этот акт резко меняет военно-стратегическую ситуацию не только в Европе, но и в мире в целом, нарушает и без того хрупкое равновесие, сложившееся между СНВ и средствами ПРО России и США. Это явно недружественный, провокационный шаг, направленный против национальных интересов Российской Федерации в целом и ее стратегических ядерных сил в частности.
     Размещение американских «Пэтриотов» на польской территории является началом дестабилизирующего количественного и качественного наращивания противоракетных систем Вашингтоном. Как известно, за «Пэтриотами» РАС-2 на польской земле появится еще более продвинутый вариант - «Пэтриоты» РАС-3. Со временем возрастет количество таких батарей и пусковых установок. А к 2020 году, а может быть, и раньше, в Польше будут установлены и самые современные американские противоракеты, способные поражать межконтинентальные баллистические ракеты на всех участках их полета, в том числе и разгонном.
     И все это, чтобы там ни говорили в США и НАТО, направлено на подрыв стратегического потенциала нашей страны. Размещение американских «Пэтриотов» в Польше по сути делает пустыми многочисленные заверения нынешней американской администрации о необходимости «перезагрузки» американско-российских отношений. Это перечеркивает и неоднократные предложения руководства США и НАТО создать совместную систему ПРО с нашей страной «от Ванкувера до Владивостока».
     Так, 22 апреля генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен опубликовал в «Москоу таймс» статью «Общеевропейская крыша НАТО», в которой предложил, чтобы расширяемая альянсом система ПРО включала не только все без исключения входящие в него страны, но и Россию. По его словам, новая архитектура противоракетной «крыши» должна создаваться, обслуживаться и использоваться совместно. Несколько дней спустя, отвечая 26 апреля на вопрос датской радиовещательной корпорации о возможности поддержки этого предложения руководителя НАТО, Президент России Дмитрий Медведев сказал, что Россия может принять только «серьезное предложение».
     А «серьезное» ли это предложение руководителя НАТО? Почему на Западе до сих пор безосновательно надеются на то, что Россия однажды сможет стать партнером в расширяемой архитектуре ПРО США и ведущего трансатлантического блока на их условиях и на основе их технологических решений, значительная часть которых будет направлена на подрыв ее оборонной мощи? Ведь такое решение Москвы было бы лишено здравого смысла.
     Кроме того, странам НАТО и России никогда не удастся преодолеть завесу секретности, которая будет неизбежно сопровождать использование информационно-разведывательных и ударно-боевых средств ПРО, решающих одновременно тактические и стратегические задачи. Проблема рассекречивания не может быть решена по одной простой причине: Россия не является и не собирается становиться членом трансатлантического союза. Да и сам альянс ни при каких обстоятельствах не примет ее в свои ряды в качестве полноправного члена. Сможет ли в таких условиях блок действительно передавать Москве, не являющейся его участницей, свои самые сокровенные секреты стратегического значения? Никогда и ни при каких обстоятельствах. Ведь известно, что НАТО не всегда делится информацией даже со своими членами.
     Еще одной непреодолимой преградой на пути предлагаемого сотрудничества НАТО и России в создании совместного противоракетного заслона станет проблема «оперативной совместимости» их сенсорных и ракетных компонентов ПРО. Это открыто признается в вышедшем в начале февраля этого года обзорном докладе по ПРО, одобренном министром обороны США Робертом Гейтсом первого февраля этого года, где говорится о невозможности использования американскими радиолокационными станциями раннего предупреждения разведывательных данных, которые будут собираться аналогичными российскими средствами. По какой же причине? Сказано прямо: из-за их несовместимости.
     Сложной задачей станет и проблема сопряжения средств наведения ракет-перехватчиков США и России, если пять видов американских систем ПРО будут развернуты у российских рубежей. О каком сопряжении может идти речь, если эти системы изначально предполагается наводить на цели, расположенные на российской территории?
     Складывается впечатление, что озвучиваемые в некоторых западных столицах идеи запустить объединенную американско-российскую или натовско-российскую структуру ПРО направлены на то, чтобы через так называемое непосредственное участие Москвы в таком проекте расчистить дорогу для реализации планов, направленных на усиление их противоракетного «щита» в глобальном масштабе. Иными словами, чтобы российское руководство само санкционировало создание средств, подрывающих национальную безопасность России. Своими руками. Как в театре абсурда.
     
Впереди –
     космические операции

     Особенность внедряемой Вашингтоном новой программы по «реконфигурации ПРО» будет связана с потенциалом ПРО, а также стратегическими и тактическими ядерными вооружениями Великобритании, Франции и ряда других стран НАТО, где размещены ядерные средства «двойного назначения». В перспективе обновляемая система ПРО будет сцеплена и с американскими ударными космическими вооружениями.
     Выведенный Соединенными Штатами в конце апреля этого года на околоземную орбиту «орбитальный экспериментальный аппарат» - беспилотная космическая платформа многоразового использования, получившая номер «X-37B», - реальный шаг к размещению Пентагоном ударных космических вооружений в космосе. «X-37B» стал первым непилотируемым транспортным космическим аппаратом Соединенных Штатов, выведенным на околоземную орбиту с сугубо военными целями. По признанию руководства космического командования ВВС США, проект будет решать «долговременные цели в космическом пространстве» и станет «новой спутниковой системой». О перспективном военном характере «X-37B» сообщил и заместитель командира 45-го космического крыла космического командования ВВС США полковник Андрэ Ловет, отвечавший за его запуск.
     Среди конкретных задач, поставленных перед новой военно-космической платформой, названы доставка сенсоров и различных подсистем в космос и из космоса на Землю, размещение с ее помощью других космических аппаратов различного назначения. Не исключено, что «Х-37В» будет предназначен для доставки на орбиту ударных космических вооружений, ракет-перехватчиков ПРО и других боевых средств. 24 апреля этого года газета «Крисчен Сайенс Монитор» со ссылкой на неназванных американских экспертов писала, что, по их мнению, запуск «Х-37В» означает «...начало вывода оружия в космическое пространство и прелюдию к созданию потенциала высокоточных средств в глобальном масштабе». Более предметно по поводу функциональных особенностей военного мини-шаттла выразилась профессор факультета исследований в области национальной безопасности Академии ВМС США в Ньюпорте Джоан Джонсон-Фризи, которая охарактеризовала работы по данному аппарату как имеющие сугубо военное предназначение, а его главную функцию - как «отслеживание потенциальных космических объектов и выведение из строя группировок спутников». Американские специалисты, знакомые с данной программой, также говорят о возможности использования нового военного челнока для снятия с орбиты спутников других государств. Грузовой отсек новой военной космической платформы позволяет размещать до нескольких сотен килограммов полезного груза.
     «X-37B» станет одним из звеньев реализации бушевской стратегии «Молниеносного глобального удара», которую полностью поддержала нынешняя администрация Барака Обамы в обновленной 6 апреля этого года ядерной доктрине. Еще одним таким средством призвана стать гиперзвуковая ракета X-51A Waverider, первый полет которой состоялся в эту среду. По замыслам нынешнего военно-политического руководства США, новые виды обычного оружия, размещенные в космосе, обладая гиперзвуковой скоростью, позволят наносить удары по любой точке на поверхности Земли в пределах нескольких десятков минут.
     В связи с этим нельзя также не напомнить, что в феврале 2010 года президент Барак Обама представил новую космическую стратегию США «Космические операции». Комментируя этот документ, заместитель главы Пентагона Уильям Линн сказал, что одним из его ключевых элементов будет создание спутников нового типа для защиты от ведения боевых операций в космосе. А по свидетельству начальника управления высокоскоростных потенциалов ВВС США Дэвида Хамилтона, программа «Х-37В» способна «революционизировать методы деятельности американских ВВС в космическом пространстве путем ведения операций в нем с использованием подобных платформ».
     В общем, все больше становится признаков того, что нынешняя администрация США намерена проводить принципиально новую стратегию: продолжать модернизацию стратегических и тактических ядерных вооружений, прикрывать их плотным противоракетным «щитом», расширяемым с помощью их ближайших союзников в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а параллельно усиливать всю эту структуру ударными вооружениями в космосе.
     
Возможное решение проблемы

     К чему приведет все это в конечном итоге? Сторонники расширенной ПРОизации всего земного шара не отдают себе отчета в том, что если ХХ век вошел в историю человечества как век создания атомного оружия, реального применения двух атомных бомб и гонки ракетно-ядерных вооружений, то ХХI столетие может стать веком «гонки противоракетных вооружений». Если сейчас противоракетные системы имеются у около 20 стран мира, то в первой половине нынешнего века ими будут располагать уже свыше 40 государств. К 2025–2050 годам или даже раньше появятся целые соединения систем ПРО наземного, морского, воздушного, а в перспективе и космического базирования. С другой стороны, это неизбежно подтолкнет многие государства к созданию средств преодоления этих систем с помощью тех же баллистических ракет.
     Количественное и качественное наращивание противоракетных потенциалов может торпедировать недавно подписанный в Праге российско-американский Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Он может стать не только заложником «ратификационных» проблем на Капитолийском холме. Этот сбалансированный и компромиссный договорный акт действительно может быть подорван решением Белого дома от 17 сентября прошлого года, которое определило радикальную «реконфигурацию» американско-натовской системы ПРО тактического и стратегического назначения в Европе. Стоит ли торопиться с ратификацией Пражского договора, если он рано или поздно будет взломан безудержными аппетитами Вашингтона разместить системы ПРО - в первую очередь у рубежей России?
     Эффективный же способ решения проблемы ПРО лежит в принципиально иной плоскости. Угроза потенциального использования баллистических ракет не может быть нейтрализована с помощью наращивания дестабилизирующих противоракетных систем какой-то отдельной группой государств на каком-то отдельном направлении без учета стратегической ситуации в мире в целом или путем взлома ее. Принципиально важно добиться и того, чтобы системы ПРО не инициировали гонку самих противоракетных вооружений и не тормозили и без того нелегкий процесс сокращения СНВ, в котором пока участвуют только две ядерные державы.
     Устранение этой угрозы может быть достигнуто только путем усиления режима контроля за распространением ракет и ракетных технологий, а также посредством подготовки многостороннего договора странами, располагающими потенциалами ПРО, о создании и одновременном ограничении противоракетных систем количественными и качественными параметрами, которые не подрывали бы принцип равенства и одинаковой безопасности.
     В этой связи следует, очевидно, предложить США не развертывать ни ударно-боевые, ни информационно-разведывательные средства ПРО в Восточной и Южной Европе, а руководству НАТО - еще раз проанализировать свое место и роль в противоракетных планах Вашингтона. Дело в том, что повышение количества и качества компонентов ПРО в глобальном измерении при одновременном понижении уровней СНВ - крайне опасная тенденция.
     Испытывая чувство тревоги по этому поводу, многие государства выступают за то, чтобы будущее развертывание систем ПРО ограничивалось бы исключительно национальными территориями.
     Все эти меры расчистили бы путь для ведения крайне необходимых международных переговоров по проблематике ПРО во всех ее аспектах. Такие переговоры с участием стран, располагающих противоракетным потенциалом, наряду с кардинальным решением проблемы неразмещения оружия в космосе и дальнейшим сокращением стратегических и тактических ядерных вооружений с участием всех ядерных стран оказали бы позитивное воздействие на всю международную военно-политическую атмосферу на многие десятилетия вперед.
     Россия не раз заявляла, что не понимает логики и направленности сотрудничества США с Польшей в противоракетной сфере. Жаль, что наши вопросы к американской и польской стороне относительно целей такого сотрудничества остаются без ответа. Аналогичные вопросы есть у нас и к странам, которые объявили о готовности предоставить свою территорию под развертывание новых систем ПРО США вслед за Варшавой.
     Подобная военная деятельность не будет способствовать укреплению европейской и глобальной безопасности, развитию отношений доверия и предсказуемости между странами, располагающими крупными военными потенциалами. Надо создавать не дестабилизирующую систему ПРО от канадского Ванкувера до Владивостока, а широкоформатную реальную систему безопасности для всех - не только от Ванкувера до Владивостока, но и далее - от Владивостока до Ванкувера.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex