на главную страницу

29 Мая 2010 года

Армия и церковь

Суббота

КАК СДЕЛАТЬ ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ

Об этом размышляет офицер запаса протоиерей Сергий Привалов

Беседовала Анастасия ЯКОВЛЕВА.



В последние годы средства массовой информации рисуют картины армейской жизни нередко в черных красках, некоторые родители призывников готовы на все, лишь бы их сын не пошел служить в армию, возникают также общественные группы, предлагающие для этого свою помощь. Для того чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации, мы попросили ответить на наши вопросы заведующего канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Сергия Привалова. За плечами отца Сергия офицерская служба в войсках противоракетной обороны, преподавание в Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, годы служения в священническом сане.


     - Отец Сергий, приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями дедовщины?
     - В том виде, как это обычно описывается в средствах массовой информации, никогда, даже в период своей офицерской службы в войсках противоракетной обороны. Правда, этот род Вооруженных Сил, можно сказать, элитный, и численность офицерского состава там больше. Каких-то неправомерных действий в солдатском коллективе там практически не было. Солдаты исполняли роль помощников офицерского состава на боевых дежурствах, были заняты интеллектуальным и очень ответственным трудом, и офицеры уважали личный состав.
     - Каковы причины появления проблемы неуставных отношений?
     - Проблема дедовщины, как ее интерпретируют средства массовой информации, - это неправомерные действия, заключающиеся в проявлении насилия одного человека над другим. Однако это лишь один из аспектов неуставных отношений, и рассмотрение данной проблемы в комплексе необходимо для понимания причин и предотвращения возможности их возникновения.
     Неуставные взаимоотношения - это отношения между военнослужащими, которые не соответствуют требованиям воинских уставов, где четко определена подчиненность одного человека другому: офицерского состава, контрактников и военнослужащих срочной службы своим командирам и начальникам. Сама по себе подчиненность в соответствии с воинским уставом необходима для эффективного выполнения боевой задачи - без нее вообще невозможны согласованные действия военнослужащих. Если мы рассматриваем воинский коллектив как коллектив единомышленников, который выполняет одну и ту же задачу по совести и по закону, тогда внутри воинского коллектива должны сложиться отношения братской любви, взаимопомощи, чтобы наилучшим образом выполнять те задачи, которые стоят перед армией.
     На самом деле все получается не так радужно, как хотелось бы. Наряду с требованиями воинских уставов существуют и человеческие взаимоотношения внутри воинского коллектива. Люди, которые составляют воинское подразделение, различаются по своему образованию, по житейскому опыту, уровню духовного и нравственного развития. Среди призывников есть и люди, имевшие приводы в милицию, вовлеченные в орбиту влияния различных сект, неформальных объединений по национальному признаку и т.д. Когда такие люди желают занять особое положение, иметь особые привилегии, навязать свое мировоззрение, - выявить их, объяснить им, что можно, а что нельзя в армейских условиях, не всегда сразу удается, поскольку свои намерения они открыто не декларируют.
     Кроме того, из-за разных сроков службы призывников некоторые люди, которые прослужили большее количество месяцев, считают возможным возлагать ту или иную работу, ответственность и какие-то служебные обязанности на солдат, которые пришли немного позже. Такое, конечно, в корне отличается от православного отношения к человеку. Церковь учит, что сильные должны носить немощи слабых. То есть более сильный должен помогать слабому, более стойкий должен нести большую нагрузку, более грамотный должен помогать тем, кто не обладает в полной мере знаниями и навыками армейской службы. Если бы люди относились друг к другу именно так, тогда жизнь в армейском коллективе была бы похожа на жизнь в дружной семье. Даже если иногда и были бы какие-то огрехи внутри такого семейного коллектива, в любом случае там царили бы любовь и мир. Как люди, выполняющие одну задачу, они бы находили компромиссы, позволяющие наиболее благоприятно разрешить ситуацию. Как правило, во многих коллективах это удается, но иногда ситуация выходит из-под контроля командования, которое по долгу службы должно руководить и процессом взаимодействия между подчиненными.
     - Почему это происходит?
     - Прежде всего потому, что обязанности командиров достаточно обширны и сложны, и они не могут проводить в казарменном помещении 24 часа в сутки. В армии приказ командира должен выполняться своевременно и точно. Но выполнен он может быть только тогда, когда все проявляют старание, выдержку, терпение плюс имеют высокие профессиональные знания и навыки. К сожалению, в армии есть люди, не обладающие всем этим комплексом качеств и навыков. На деле получается, что офицеры перекладывают часть своих функций, полномочий на старослужащих, на тех людей, которые обладают неформальным авторитетом и благодаря которым поставленные задачи могут быть выполнены в срок и полностью. Но какими средствами, какими усилиями этого добиваются, - этому не уделяется должного внимания.
     - То есть проблема заключается в том, что командиры возлагает часть своих обязанностей на других?
     - И да, и нет. Во-первых, существует, конечно, проблема личного состава, который приходит с «гражданки». Как правило, эти люди не приспособлены к выполнению даже элементарных задач, которые стоят перед военнослужащими. Люди с ответственным отношением к труду, дисциплинированные, исполнительные, трудолюбивые все меньше встречаются в призывном контингенте. Во-вторых, у командиров достаточно власти и форм воздействия на подчиненного, чтобы задачи выполнялись точно и в срок. Но перекладывание той ответственности, которая лежит на офицерском составе, на плечи военнослужащих-срочников старшего призыва приводит к тому, что последние злоупотребляют своим авторитетом и положением. Хуже всего, когда все это сопровождается издевательствами в прямом смысле слова, и когда никакая воинская задача не выполняется, и люди издеваются друг над другом, чтобы получить какое-то извращенное удовольствие. Придумываются даже какие-то идиотские ритуалы, не имеющие никакого отношения к воинским традициям, которые унижают честь и достоинство человека. Это связано с общей низкой культурой, с распространением во всем обществе жестокости и насилия, пропагандой чего с усердием, достойным лучшего применения, занимаются и телевидение, и кино, и литература. Но главное – это отсутствие духовного воспитания. Люди не понимают, в чем смысл жизни, не понимают, что главное в жизни – это нравственные корни и нравственное отношение к близкому, как к родному человеку. В заповедях Божиих, в заповедях блаженства и вообще в законе Божием говорится о самом главном – возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя. Если человек не выполняет эту главную заповедь, он служит не Богу, а бесам. А бесы всегда находят возможность привести человека в жуткое состояние. Печально от того, что приходится видеть в некоторых коллективах, живущих не по закону совести, а по закону стада и надругательства друг над другом.
     - Что может сделать Церковь для того, чтобы помочь командирам оздоровить обстановку в воинских коллективах?
     В первую очередь священники могут и уже занимаются профилактикой дедовщины. Профилактика – слово достаточно емкое и подразумевает множество конкретных мероприятий. Во-первых, это просвещение людей. Необходимо объяснить, что проявление нелюбви к ближнему приносит вред и страдание не только ближнему, но и человеку, проявляющему такую нелюбовь. Священнослужители должны проводить встречи, индивидуальные беседы с военнослужащими срочной службы. Должна быть связь с родителями, оперативная связь с командирами подразделений, чтобы реакция на экстренные случаи была мгновенной и адекватной. Священнослужитель может понять духовное состояние человека и вовремя подсказать то, на что другие, как правило, не обращают внимания. Беседа по душам, помощь в осознании необходимости исповеди, принятия Святых Христовых Тайн, изменения отношение к миру, к самому себе – вот основные задачи священника.
     - Всегда ли положительно воспринимается деятельность священника в армейских подразделениях?
     - На мой взгляд, если человек не принимает нравственные нормы, то он уже и не человек в полном смысле этого слова. Да, может, и не все воспримут эти нормы, но если делом и словом свидетельствовать о них, то найдется хотя бы один неравнодушный человек, который встанет и не позволит совершиться беззакониям. От действий воинского священника зависит, насколько офицерский состав, младший командный состав будет небезразлично относиться к подобного рода проявлениям. В воинском коллективе не может произойти ничего, что не стало бы достоянием всех. Не может ни один синяк или травма остаться незамеченным командиром отделения, который должен проводить на утреннем осмотре проверку физического состояния своих подчиненных. Внутри воинского коллектива люди хорошо знают друг друга, знают, кто чем дышит. И для того, чтобы предотвратить серьезные происшествия, достаточно пресечь неверные тенденции в воспитательном процессе внутри этого коллектива, поработать с двумя-тремя военнослужащими, которые особо опасны в этом отношении, – изменить им вид прохождения службы, отправить на те работы, которые будут подконтрольны офицерскому составу, всегда замечать проявления их силового давления на других военнослужащих и наказывать за это.
     В настоящее время пока не хватает священников для организации такой работы в необходимом объеме. Ведь нужно, чтобы священник был в каждой воинской части. Необходимо, чтобы в каждой казарме был молитвенный уголок, чтобы каждый солдат в любое время мог беспрепятственно побеседовать со священником. Конечно, ситуация улучшается. Принято решение о направлении священнослужителей в воинские части на штатной основе, кроме этого остаются и внештатные священнослужители, которые также будут помогать офицерскому составу в духовно-нравственном воспитании военнослужащих.
     - Такая инициатива Церкви приветствуется?
     - Как правило, да. В отдельных случаях, крайне редких, бывает сдержанное отношение к вопросам взаимодействия. Но в любой воинской части есть офицер или офицеры, понимающие важность пастырского служения, поэтому по большей части все вопросы решается положительно. Более того, командование заинтересовано в работе священнослужителя, способствующей искоренению преступных действий, связанных с неуставными взаимоотношениями. Главная задача священнослужителя - соединение человека с Богом через Таинства Святой Церкви, через молитву - келейную, соборную, молитву перед боем. Все это будет способствовать значительному изменению жизни внутри воинского коллектива и самого воинского коллектива, который станет православным, христианским, верующим, нравственным, чистым и духовно сильным для выполнения любых задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
     - А не возникнет ли опасность принудительного приобщения к вере?
     - Нет, потому что Церковь учит, что невольник – не богомольник. Принуждение к выполнению молитвенного правила или к душеспасительному деланию – не есть путь Русской Православной церкви. Каждый человек сам выбирает для себя то, что ему ближе. Священнослужители должны лишь предоставить военнослужащим возможность участвовать в богослужении и молитве. Но если один человек в воинском коллективе станет по-настоящему христианином, то вокруг него спасутся и остальные, по словам святого преподобного Серафима Саровского – «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если будет мирный дух, если Дух Святой будет пребывать в сердце человека, то это не позволит и рядом находящимся людям проявлять гнев, раздражение, ненависть, обиду...
     Решение той или иной задачи исключено с помощью бесчинства и преступления. Задача – не самоцель. Если люди видят, что задача перед ними – святая, что они защищают Родину, выполняют воинский долг – в процессе выполнения таких задач они не будут совершать преступления. Как правило, неуставные отношения возникают там, где нет нормальной боевой работы, учебы и где военнослужащие занимаются не тем, чем нужно. И в этом направлении тоже надо бы работать.
     - Но это задача уже офицерского состава?
     - Да, командиры, структуры воспитательной работы предпринимают значительные усилия для улучшения психологического климата, по снижению криминальной обстановки в войсках - это касается и дедовщины. Кстати, уменьшение сроков службы до одного года также, очевидно, будет способствовать решению этой задачи. Ведь практически уже не будет старослужащих солдат, некоторые из которых чувствуют себя лишь на этом основании «хозяевами ситуации».
     - Проявления дедовщины должны быть наказуемы?
     - Непременно. Наказание за нарушение уставных отношений должно быть безусловным с точки зрения его неотвратимости. В настоящее время бывает, что такие случаи пытаются скрыть. Происходит это по двум причинам. Во-первых, из страха наказания, а главное – неадекватности этого наказания случившемуся происшествию. А эта неадекватность тоже весьма вероятна в наше время, прежде всего потому, что для некоторых средств массовой информации одной из главных целей является – складывается такое впечатление – дискредитация нашей армии. Они могут так раздуть любой инцидент, не разобравшись в его причинах, что это способно привести к весьма печальным последствиям для всех людей, хоть как-то связанных с ним.
     Другая причина сокрытия некоторых фактов заключается в том, что молодые люди могут по своей наивности, некоторого даже озорства совершать какие-то действия, не соответствующие уставу, в которых они потом глубоко раскаиваются. Но отправлять за такую малую провинность человека в тюрьму тоже неправильно, хотя формально в некоторых случаях можно. Поэтому командиры, рассматривая такие инциденты с отеческой точки зрения, в некоторых случаях стараются какие-то моменты сгладить, а может быть, и скрыть. Но, конечно, это недопустимо, если речь идет о серьезных провинностях, тем более повлекших за собой повреждение здоровья человека, связанных с издевательством над человеком, и др.
     Однако никакими лишь дисциплинарными взысканиями или даже тюремными наказаниями решить эту проблему полностью все равно не удастся. Главное – это воспитание духа добрососедства, любви внутри коллектива. А начинать нужно с офицерского состава – там, где неравнодушный офицер, где командир любит своих солдат, нет никакой дедовщины. Но офицер, в силу того, что основную часть времени он должен тратить на боевую подготовку солдат, часто просто не имеет возможности уделять много внимания нравственному воспитанию своих подопечных, не всегда может по этой причине вовремя заметить и пресечь неподобающие отношения их друг к другу. Поэтому офицерам надо тоже помогать, и это может весьма эффективно делать священник, если он постоянно находится в воинской части.
     В этом смысле Церковь и государство должны быть вместе в деле защиты нашего Богохранимого Отечества. Отечество у нас Богохранимое - это значит, что мы охраняем и защищаем Святую Русь. Цель нашего воинства – не просто защита трех березок, но именно защита духовных ценностей, в первую очередь православных ценностей. Но только через веру человек может полностью осознать, насколько ценной и уникальной является наша Святая Русь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex