на главную страницу

29 Мая 2010 года

Армия и церковь

Суббота

Празднование побед русского оружия

Е. ЛЕБЕДЕВА.
По материалам сайта «Православие. ру»



Характер празднования на Руси победы над иноземными врагами менялся с течением времени. В допетровское время победа отмечалась торжественным благодарственным богослужением, при Петре I стали устраивать государственные торжества, чуть позднее – воздвигать памятники и воинские мемориалы. Однако на протяжении всех веков неизменным оставалось одно – возведение в честь победы, в благодарность за небесное заступничество памятных храмов.


     Первой победой, в честь которой в Московской Руси воздвигли храм, была победа не военная, а дипломатическая. После восстания в Тверском княжестве в 1327 года против хана Узбека тверской князь укрылся в Пскове. Хан Узбек собрал карательный поход и во главе войска поставил московского князя Ивана Калиту. Однако в канун праздника Иоанна Лествичника противостояние с помощью святителя Феогноста, митрополита Московского, разрешилась мирно, без кровопролития. В благодарность за мирное разрешение конфликта Иван Калита основал в 1329 году церковь во имя Иоанна Лествичника – колокольню Ивана Великого. Традиционную версию историков, что причиной ее строительства стало рождение у Ивана Калиты сына, нареченного Иваном, опровергал еще Иван Забелин: небесным хранителем младенца был святой Иоанн, патриарх Иерусалимский, а не Иоанн Лествичник, а сам Калита отмечал именины в праздник святого Иоанна Предтечи. Тогда же Иван Калита основал рядом с Успенским собором придельный храм Поклонения веригам святого апостола Петра – также в благодарность за эту победу.
     Первая воинская победа Московской Руси была одержана в Куликовской битве. Тогда в Москве появились первые воинские мемориалы: Георгиевская церковь в Коломенском, основанная, по преданию, самим Димитрием Донским, когда он остановился в Коломенском, возвращаясь с победой в Москву, – подле этого храма захоронили погибших воинов; и церковь Всех святых на Кулишках – в память о всех павших на Куликовом поле. (Есть версия, что одноименный деревянный храм стоял на Кулишках еще с 1367 года, и воинство Димитрия Донского, отправляясь на битву, отслужило около него молебен.) У своего любимого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Димитрий Донской похоронил сергиевских иноков-воинов Пересвета и Ослабю и учредил Димитриевскую родительскую субботу для церковного поминовения умерших. Мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского основала Рождественский монастырь, поскольку победа была одержана в этот праздник, а после смерти Димитрия Донского его вдова великая княгиня Евдокия основала по обету церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях при своих кремлевских покоях – ныне это древнейший сохранившийся в Москве храм.
     Каждая победа в древней Москве праздновалась в храмах на торжественных богослужениях, с благодарственными молебнами, панихидами по убиенным, крестными ходами и раздачей милостыни нищим. Затем устраивался пир во дворце с приглашенными боярами, воеводами, духовенством.
     Благодарственным памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы, привезенной по приказу великой княгини Евдокии из Владимира на защиту русской столицы. А Крестовоздвиженская обитель основана в память избавления Москвы от нашествия хана Мехмета в 1440 году – она была снесена при советской власти. Обитель эту основал казначей и любимец князя Василия Темного князь Владимир Григорьевич Ховрин, имевший здесь дом. После ухода хана он выстроил на своем дворе каменный храм «во славу Честнаго Креста», потом обращенный в монастырь, от которого сегодня осталось лишь название улицы Воздвиженки.
     В честь следующей крупной победы – над царевичем Мазовшей в июле 1451 года – в Кремле был построен домовый митрополичий храм Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, поскольку царевич после жестокого боя, случившегося на этот праздник, ночью неожиданно бежал от стен Москвы. Есть и предание, что в ту ночь неприятелю показалось, будто к городу на подмогу русским подошло огромное войско, и они бежали прочь. Но в 1459 году «похвалився, на Русь пошли» орды ногайского хана Седи-Ахмета, отца царевича Мазовши. Отпор врагу был дан на далеких рубежах: московское войско не позволило хану переправиться через Оку. В честь этой победы митрополит Иона основал в Успенском соборе придел Похвалы Пресвятой Богородицы.
     Бегство хана Ахмета от реки Угры пришлось на день памяти преподобного Феодора Студита и великомученика Мины – 11 ноября 1480 года. В честь этого события у будущих Никитских ворот построили часовню Феодора Студита, позднее обращенную в церковь, а в древнем храме Зачатия святой Анны, что в Углу, на Москворецкой набережной, освятили престол во имя святого Мины.
     Крупнейшей воинской победой стало взятие Казани, откуда ханы не раз совершали набеги на Московскую Русь. Благодарственным памятником этой победы стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади – символическое воплощение идеи богоизбранного Третьего Рима и архитектурный образ Небесного Иерусалима. В праздник Покрова 1 октября 1552 года начался победоносный штурм Казани. Остальные восемь храмов-приделов, окружающих центральный Покровский шатер, напоминают о старом белокаменном Троицком храме, в котором был погребен святой Василий Блаженный (по преданию, он сам собирал деньги на Покровский храм и перед смертью в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному), и о боях, предшествующих взятию Казани. Они освящены во имя тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 сентября, в день памяти святителя Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани с Арской башней. Штурм города завершился 2 октября, в праздник святых Киприана и Иустины. Придел Входа Господня в Иерусалим основан в честь победного возвращения Ивана Грозного в Москву.
     Возвращение это было триумфальным. Поздней осенью 1552 года вся Москва во главе со святителем Макарием встречала Ивана Грозного и воинство у стен Сретенского монастыря. Царь спешился и пал ниц перед обителью. После благодарственной молитвы он снял доспехи, облачился в царскую одежду и с крестным ходом отправился в Кремль. После богослужения в Успенском соборе последовал трехдневный пир в Грановитой палате. Обращаясь к народу, царь и митрополит говорили о христианском смысле победы над врагом, многие десятилетия терзавшим русскую землю. Царь сказал, что победа была одержана лишь благодаря Божественной помощи, благодарил митрополита, все духовенство и весь народ русский за молитвы, благодарил свое воинство, щедро жалуя победителям собольи шубы, золотые кубки, коней, вотчины. А митрополит Макарий в своем слове сравнил Ивана Грозного с великими христианскими правителями, одержавшими победы над иноземными врагами, – Константином Великим, Александром Невским, Димитрием Донским. На царе, по словам святителя, «превзыде свыше Божия благодать: царствующий град Казаньский со всеми окрестными тебе дарова и змия, гнездящяся там… и нас зле поядающаго, сокруши благодатию своею и силой крестною». Символом победы стало и крещение в Чудовом монастыре последнего казанского хана Утямыша, сына знаменитой казанской царицы Сююмбике, – его нарекли Александром.
     Покровский собор был не единственным памятным храмом той победы. В 1557 году был выстроен в благодарность за победу шатровый Сергиевский храм в Кремле на подворье Троице-Сергиева монастыря для прославления великого подвижника России Преподобного Сергия Радонежского за его молитвенную помощь во время усмирения Казанского ханства и в память посещения Грозным этой обители на пути в Москву. В честь той же победы был основан в Даниловом монастыре и храм во имя святых отцов семи Вселенских Соборов.
     В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, была одержана победа над крымским ханом Казы-Гиреем, подступившим к Москве. Как известно, царь приказал совершить с Донской иконой Божией Матери, почитаемой защитницей от иноплеменных, крестный ход по крепостным стенам Москвы и потом принести этот образ в свою походную Сергиевскую церковь, где молился перед ним всю ночь. В видении ему было открыто, что он одержит победу. На рассвете хан бежал от Москвы. В память о своем ночном молении в походной церкви царь приказал основать на том месте Донской монастырь.

     

     Колокольня Ивана Великого.
     Георгиевская церковь в Коломенском.

     

     



     
Синодальный отдел
     по взаимодействию с вооруженными Силами
     и правоохранительными учреждениями
     По вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей обращайтесь по адресу:
     113093 Москва, ул. Большая Серпуховская, 24.
     Телефон/факс: 236-60-60. E-mail: pobeda@pobeda.ru
     http://pobeda.ru
     

     Мы рады видеть вас.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex