на главную страницу

2 Июня 2010 года

Время и люди

Среда

Его призвание — строитель

Геннадий СИНИЦА, Анатолий АКСЕНОВ.



В декабре минувшего года маршалу инженерных войск Николаю Федоровичу Шестопалову исполнилось бы 90 лет. Светлая память об этом видном военачальнике советских Вооруженных Сил, заместителе министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск (1978—1988гг.), лауреате Государственной премии СССР, заслуженном строителе РСФСР не меркнет. Участник Великой Отечественной войны, Н.Ф. Шестопалов был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами ряда иностранных государств. Скончался он 6 ноября 2006 года.


     ДЕТСТВО Николая Шестопалова было тяжелым. Он родился в многодетной семье железнодорожника-путейца, но в 4 года остался без родителей. Вместе с ним осиротели семь его сестер и брат, старший на три года. Малышей определили в один из московских детских домов. Несмотря на трудное время, воспитатели и учителя окружили их вниманием, заботой, согрели своим теплом.
     11 лет он жил и учился в детдоме, который стал для него родным. А в 1935 году его как одного из наиболее способных воспитанников определили на учебу в рабфак имени Артема (г. Москва), по окончании обучения в котором Николай был зачислен слушателем Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.
     По воспоминаниям Николая Федоровича, в академии, как и в детдоме, его окружали люди, которые хорошо знали и, главное, любили свое дело. Он видел, как они вкладывали душу в слушателей, растили их, обучали, радовались их успехам.
     Ему довелось слушать лекции корифея фортификации - профессора Карбышева. Преподаватели приложили немало усилий, чтобы помочь ему, бывшему детдомовцу, овладеть профессией военного инженера-строителя. В годы учебы и зародилась любовь к делу, которое станет смыслом и основным содержанием всей его дальнейшей жизни.
     В апреле 1941 года Н.Ф. Шестопалов успешно окончил академию и получил диплом инженера-фортификатора. Он был направлен на обустройство государственной границы в районе города Черновцы в качестве начальника строительного участка. На западных рубежах страны тогда возводились укрепрайоны, создавалась широкая система полевых и стационарных аэродромов, прокладывались дороги. Темпы строительства были высокими. Здесь, на западном приграничье, Шестопалов и встретил первый день войны...
     До последнего часа Великой Отечественной он находился в составе действующей армии, участвовал в боевых действиях. Ему довелось заниматься организацией инженерного обеспечения войск при форсировании Днепра, Вислы, Одера, обезвреживать минные и другие заграждения. Участвовал в освобождении Киева, Львова, Кракова, Праги, других городов. Нелегкими фронтовыми дорогами дошел до самого Берлина.
     В наградном листе от 17 мая 1945 года говорится: «Работая в должности помощника начальника штаба инженерных войск армии по разведке и участвуя в Берлинской и Пражской операциях, тов. Шестопалов организовал своевременную разведку препятствий и заграждений противника. При его личном участии на р. Шпрее и канале Тельтов были удачно выбраны пункты наводки понтонных мостов. Кроме того, находясь в оперативной группе начальника инженерных войск армии, выполнял отдельные боевые задания по выводу понтонных и инженерных батальонов в пункты переправ, регулировал переправу частей через реку Шпрее и канал Тельтов.
     Обладая достаточным мужеством, тов. Шестопалов, пренебрегая опасностью, всегда своевременно выполнял поставленные перед ним боевые задания, что в большой мере способствовало успешному решению задач инженерного обеспечения армии».
     «Фронт был для нас не только суровым испытанием, - говорил Николай Федорович, - но и школой быстрого взросления, возмужания, где оттачивались профессиональные знания, навыки, повышалось мастерство. Мы рано приучились брать всю полноту ответственности на себя. Это была суровая школа».
     Офицеру, а потом и генералу, маршалу был хорошо знаком ратный труд солдата-сапера, его повседневный героизм.
     «Нам часто доводилось в ходе боя, под огнем противника налаживать переправы, строить мосты, фортификационные заграждения, - вспоминал Николай Федорович. - На войне важно было не только найти оптимальное техническое решение, не только наилучшим образом претворить его в жизнь, но и выполнить работу точно к назначенному времени. Фронт требовал от человека полной самоотдачи».
     В ПОСЛЕВОЕННЫЕ годы Н.Ф. Шестопалов на протяжении нескольких десятков лет был тесно связан с оборонным, специальным и общевойсковым строительством. Он отдавал себя службе полностью, без остатка, трудился честно, добиваясь нужных результатов, храня нравственные качества - честность, порядочность, верность слову и долгу, которые самой жизнью, судьбой были заложены в характер фронтовиков.
     Военные строители внесли большой вклад в восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Их силами были восстановлены гиганты индустрии, построены миллионы квадратных метров жилья, объектов соцкультбыта.
     В тот период Н.Ф. Шестопалов руководил строительством объектов в Туркмении, Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. В начале 50-х годов, раньше, чем где-либо в стране, на военных стройках стали возводить крупнопанельные жилые дома. Вскоре это достижение стройиндустрии шагнуло в домостроение в масштабах всей страны. К слову, свои позиции в жилищном строительстве военно-строительный комплекс не уступал и в дальнейшем. Военные одними из первых в стране стали строить высотные дома, применили крупноблочные конструкции и сборные металлические леса, освоили поточный метод работ. Очень удачно эти достижения воплотились в прекрасных зданиях, улицах и проспектах многих городов, в том числе Москвы.
     Но все же основным направлением в деятельности капитального строительства Минобороны всегда было создание материально-технической базы Вооруженных Сил, сооружение оборонных объектов, военной инфраструктуры, укрепление обороноспособности страны.
     В частности, огромный вклад военно-строительный комплекс внес в создание ракетно-ядерного щита. В короткие сроки в отдаленных необжитых местах создавались уникальные высокозащищенные фортификационные объекты. Многое приходилось делать впервые, на пустом месте, без опыта. Но выручала атмосфера высокого патриотизма. Да и трудились по-фронтовому.
     Более 7 лет Николай Федорович руководил оборонительным строительством на западном направлении - в Белорусском военном округе, где служил заместителем командующего округа по строительству и расквартированию войск. А с 1969 года он находится на руководящих должностях в центральном аппарате строительно-квартирных органов Министерства обороны СССР. Н.Ф. Шестопалов руководил главными и центральными управлениями и проектными организациями Минобороны, которые проектировали и возводили важнейшие специальные оборонные объекты.
     Эти уникальные комплексы строились в полном соответствии с требованиями научно-технического прогресса. В то время была развернута широкомасштабная модернизация позиционных районов базирования боевых ракетных комплексов (БРК) стратегического назначения. По сути, требовалось заново создавать уникальные сооружения, которые могли бы обеспечить устойчивость и живучесть специальных объектов. Сложность заключалась в том, что надо было в разных регионах страны одновременно выполнить огромные масштабы строительно-монтажных работ в предельно сжатые сроки и при этом обеспечить высокое качество строительства, монтажа и наладки.
     Аппарат заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск настойчиво изыскивал самые рациональные способы решения поставленных задач. Конечно прежде всего были взяты на вооружение ранее накопленный опыт в специальном строительстве, наиболее результативные рекомендации военно-строительной науки. Было налажено тесное сотрудничество ведущих военных инженеров-строителей с коллективами проектировщиков и разработчиков пусковых установок.
     Это упростило монтаж изделий на стройплощадке, снизило трудоемкость процесса, сократило сроки работы. Была отработана оптимальная технология строительства сооружений БРК, которая потом стала базовой для единой обязательной технологии строительства объектов в различных регионах страны. Решалась задача и по повышению защиты ракетно-ядерного оружия от внешних воздействий. Военно-строительная наука находилась в тесной связке со строительной практикой. Это помогало находить более экономичные пути решения задач.
     В течение десяти лет (1978—1988 гг.) Н.Ф. Шестопалов занимал пост заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск и вместе со своим аппаратом руководил деятельностью военно-строительного комплекса Минобороны. В те годы этот комплекс представлял собой уже довольно сложную систему строительно-монтажных, специализированных и квартирно-эксплуатационных управлений, научно-исследовательских и проектных организаций, предприятий строительной промышленности, учебных заведений. В структуру ВСК входили 4 строительных главка, 100 строительных управлений военных округов и флотов, управлений инженерных работ и им равных, 700 управлений начальника работ, более 1.000 военно-строительных отрядов. Общее число военных строителей достигало
     699 тысяч человек. Всего же на военных стройках в те годы было задействовано около 1 млн. человек, а на интересы обороны страны работало более 50 министерств и ведомств.
     На годы, когда заместителем министра обороны по строительству и расквартированию войск был маршал Н.Ф. Шестопалов, пришелся и основной объем строительно-монтажных работ по созданию уникальных объектов наземной инфраструктуры комплекса ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Несмотря на огромный объем строительства по военному ведомству в целом, ход строительства по программе «Бурана» маршал держал под своим личным контролем, регулярно выезжая на Байконур.
     За ходом тех работ ревниво следили американцы. Они допускали, что мы можем создать «челнок», но сомневались, что нам удастся соорудить комплекс обеспечения. А когда «Буран» совершил полет и посадку в автоматическом режиме, за океаном случился настоящий фурор. В США еще долго удивлялись, как СССР со своим скромным бюджетом смог выполнить такой громадный объем работ в столь короткий срок.
     А ведь мы строили без всяких инвестиций из-за рубежа. Все сложнейшее оборудование - отечественного производства. Это свидетельствует о мощном экономическом и высоком научном потенциалах страны. И, конечно же, важнейшую роль сыграл человеческий фактор.
     В тот период руководители и организаторы строительно-производственного процесса смело брали на себя ответственность, принимали важные решения, определявшие темпы и сроки строительства, судьбу стройки. Кстати, стоимость наземного комплекса МКС «Буран» оказалась в 4—5 раз ниже затрат на выполнение аналогичных работ.
     МНОГИЕ руководители военных строительных управлений, которым довелось служить в то время и общаться по делам службы с маршалом Шестопаловым, свидетельствуют о его широкой инженерной эрудиции как в вопросах военного строительства, так и в области новейших образцов ракетного вооружения, космической техники, систем и средств СПРН, ПРО, ВВС, ПВО, ВМФ.
     Заслуженный строитель РСФСР полковник в отставке Г.М. Питалев вспоминает: «Мне довелось участвовать в строительстве ряда важных специальных объектов, выполнять многие ответственные задания Н.Ф. Шестопалова, и меня всегда удивляла его личная компетентность. Николай Федорович обладал широким диапазоном знаний во всех сферах деятельности: экономической, технологической, научной, общественной и социально-политической. При общении с Николаем Федоровичем чувствовалась его внутренняя культура и выдержка, тонкий психологический и индивидуальный подход к подчиненным. Все это служило интересам дела, решению тех задач, которые выдвигало время. Для нас он был примером офицерского достоинства и чести, высочайшего профессионализма и целеустремленности. У него мы учились, как нужно ответственно относиться к любому порученному делу и доводить его до конца».
     «На всех совещаниях, - свидетельствует другой сослуживец маршала - заслуженный строитель РСФСР генерал-майор в отставке В.Н. Плиско, - Николай Федорович детально вникал в суть обсуждаемых проблем, подвергал их глубокому изучению, критическому анализу. Решение принималось только после этого. Совещания он проводил спокойно, ровно, без разносов, не унижая человеческого достоинства подчиненных, но в то же время не терпел неуверенных, поверхностных докладов, попыток приукрасить состояние дел на стройке. Николай Федорович пользовался уважением не только как инженер, патриарх военного строительства, но и как учитель, отец-командир, постоянно заботящийся о своих подчиненных, о быте, решении квартирных вопросов, о продвижении достойных по службе».
     Сколь бы кардинально ни менялись задачи, решаемые в процессе военного и оборонного строительства, опыт таких профессионалов, каким был маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов, не утратит своей актуальности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex