на главную страницу

2 Июня 2010 года

Армия и общество

Среда

Байконур не стареет

Накануне 55-летнего юбилея космодрома Байконур на вопросы «Красной звезды» ответил директор Космического центра «Южный» Сергей Павлович СМИРНОВ

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Фотографии из журнала «Новости космонавтики».



16 декабря 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Указ «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в форме присоединения КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Реорганизация осуществляется в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем.
На Байконуре во исполнение указа президента был создан Космический центр «Южный», который является филиалом ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). Директором КЦ «Южный» назначен С.П. Смирнов.


     - Сергей Павлович, 7 мая президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев ратифицировал соглашение с Россией о совместной эксплуатации космодрома Байконур. Как будет строиться сотрудничество по эффективному использованию технической и социальной инфраструктуры космодрома?
     - За годы аренды космодрома у нас уже наработан немалый совместный опыт сотрудничества по эксплуатации Байконура. Ежегодно проходят заседания подкомиссии по комплексу «Байконур» российско-казахстанской межправительственной комиссии. Разработано и подписано около полусотни соглашений, которые регулируют отдельные стороны сотрудничества. С ратификацией Казахстаном этого соглашения мы рассчитываем, что сотрудничество станет более динамичным и доверительным.
     - 115 млн. долларов - стоимость аренды космодрома Байконур, еще несколько млн. долларов ежегодно используются российской стороной для эксплуатации инфраструктуры космодрома Байконур? Не слишком ли высока стоимость его содержания?
     - Аренда и эксплуатация Байконура обходятся недешево. Российская сторона считает, что стоимость аренды немалая, казахстанская - что это немного за такой уникальный объект. Размер аренды возник не из воздуха. Когда готовился договор аренды, было сломано немало копий, прежде чем вышли на окончательную цифру.
     Немалую часть средств, которые уходят на аренду и эксплуатацию, Байконур отрабатывает. С наших стартовых площадок уходит в космос треть всех ракет, стартующих в мире. Мы и сейчас несем основную нагрузку по обеспечению эксплуатации Международной космической станции, проводя по десятку пусков в год, а со следующего года, с прекращением полетов шаттлов, ответственность вырастет еще больше.
     В прошлом году с Байконура стартовало 24 космические ракеты. За первые пять месяцев этого года с нашего космодрома проведено 9 пусков, а все остальные космодромы мира за это время выполнили 13 пусков.
     Пуская ракеты, космодром дает работу десяткам тысяч специалистов, работающих на предприятиях Роскосмоса и в других отраслях по всей стране, в том числе и жителям Казахстана.
     С учетом всех этих факторов цифры стоимости аренды и эксплуатации Байконура уже не кажутся столь громадными. Космос вообще очень дорогая вещь, и позволить себе иметь космодром могут лишь немногие страны.
     - Что представляет собой сегодня инфраструктура космодрома?
     - На протяжении полувека Байконур сохраняет лидерство в космической отрасли. Он является крупнейшим космодромом мира. Общая площадь его главных и вспомогательных объектов составляет около семи тысяч квадратных километров.
     На Байконуре два стартовых комплекса для пусков ракет-носителей тяжелого класса семейства «Протон», стартовый комплекс для ракеты среднего класса «Зенит», два стартовых комплекса для пусков ракет семейства «Союз», шахтные пусковые установки для пусков ракет «Днепр» и «Стрела», в том числе и по конверсионным программам.
     Для подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов эксплуатируется семь монтажно-испытательных корпусов. Работают две заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами, проходят комплексные испытания еще одной. Измерительный комплекс космодрома представлен пятью измерительными пунктами и современным информационно-вычислительным центром. Кислородно-азотный завод способен производить до 300 тонн криогенных продуктов в сутки. Космодром обслуживают два аэродрома - Крайний и Юбилейный. Современная система связи, около полутысячи километров железных дорог, более тысячи шоссейных, более шести тысяч километров линий электропередач обеспечивают работу всех площадок космодрома и доступ к ним. Чтобы понять, что такое космодром, на нем надо побывать. Это грандиозный комплекс, в который вложен труд сотен тысяч специалистов. Нашу ракетную технику создавали гениальные люди, и Байконур - живая память их гениальности.
     - Какие существуют программы по техническому развитию космодрома Байконур?
     - Космодром - это живой организм, он развивается непрерывно. За последние десять лет Роскосмосом выполнен громадный объем работ по модернизации парка ракет-носителей. Соответственно шла модернизация и объектов, которые их обслуживают. И если новые ракеты «Протон-М», «Союз-2» и «Зенит-3М» внешне не очень изменились, так как большая часть изменений касается их «начинки», то на космодроме в пультовых сооружениях в монтажных корпусах и на стартовых комплексах изменения бросаются в глаза - место больших аналоговых систем заняли компьютеры. Это выводит работу тех, кто готовит ракеты и космические аппараты к пуску, на абсолютно другой уровень. Помимо этого, идет экономия электроэнергии, меньше требуется специалистов, немаловажно и то, что новые системы применяются сразу на нескольких ракетах и разгонных блоках, а это существенно сократило номенклатуру изделий для промышленности.
     Нам предстоит в этом году ввести в эксплуатацию очень серьезный объект - заправочную станцию на 91-й площадке космодрома. Я рассчитываю, что до конца года начнутся летные испытания нового разгонного блока «Фрегат-СБ» со сбрасываемыми баками. В последние несколько лет очень много сделано для развития связи космодрома. В прошлом году началась реконструкция аэродрома Крайний, здесь работы как минимум на несколько лет. Так что на ближайшие лет десять задел создан.
     - В СМИ появились сообщения о том, что планируется сокращение расходов на эксплуатацию космодрома Байконур за счет уменьшения численности персонала и числа арендуемых объектов. Прокомментируйте эту информацию.
     - Сокращение расходов на эксплуатацию космодрома идет постоянно с того момента, как начался переход космодрома в ведение Роскосмоса. Создание космического центра «Южный», являющегося филиалом ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), стало еще одним серьезным шагом в этом направлении. Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы исключить дублирующие звенья в управленческом аппарате, более эффективно организовать труд испытателей, внедрить компьютерную технику и передовые технологии на космодроме.
     Возьмем хотя бы такой пример - еще несколько лет назад объекты связи космодрома обслуживали сотни специалистов. Применение новой, эффективной аппаратуры, многофункциональных станций, оптоволоконных систем позволило не только вывести связь космодрома на современный уровень, но и в несколько раз сократить численность связистов космодрома. Кстати, большинство ныне работающих связистов - это молодежь, буквально три-пять лет назад окончившая вузы или техникумы. Им зачастую проще даются компьютерные технологии, чем умудренным жизненным опытом ветеранам, выросшим на аналоговых системах.
     - В декабре 2008 года Байконур «снял погоны». Состоялась реорганизация военной оставляющей космодрома. Как сегодня обеспечиваются запуски космических аппаратов в интересах Министерства обороны?
     - Для пусков применяются те же ракеты, что и для гражданских космических аппаратов, спутники делают на тех же заводах, к пуску их готовят бригады с заводов и наши специалисты. Космические войска формируют инструкторскую группу, которая «ведет» пусковую кампанию. Когда спутник выходит на орбиту, военный измерительный комплекс принимает его на управление. Военные программы имеют приоритетное значение, но планирование пусковых кампаний всегда ведется заблаговременно, и я не припомню случая, чтобы подготовка военных спутников помешала каким-то другим работам.
     Главное отличие в подготовке и пуске спутников для Минобороны - более жесткие меры режима и безопасности. Но это требования заказчика, мы привыкли к тому, что заказчик всегда прав.
     - Как обеспечивается международное сотрудничество на космодроме?
     - Сейчас основная нагрузка по доставке грузов на международную станцию ложится на Россию. На каждом корабле «Союз-ТМА» в космос летят иностранцы, в каждом грузовом корабле «Прогресс» до трети грузов - американские. Если учесть, что пусков по пилотируемой программе проводится до десяти в год, то становится понятно, что иностранцы на Байконуре живут постоянно. Они работают на подготовке спутников, стартующих на «Протонах», «Зенитах» и конверсионных «Днепрах».
     Иностранцам наш космодром нравится. Наши чистовые камеры в монтажных корпусах модернизированы и сертифицированы под их требования, гостиницы соответствуют европейскому уровню, в городе немало мест, где можно отдохнуть или провести время с пользой для культурного развития. На предприятиях, работающих с иностранцами, много специалистов, владеющих английским языком.
     Все это маленькие штрихи, дополняющие конкурентоспособность наших ракет, но когда решается вопрос о том, какому космодрому отдать контракт на запуск, эти штрихи тоже учитываются.
     - Какие перспективы по разрешению проблемы запусков «Протонов» по трассам, не вошедшим в договор аренды? Есть ли взаимопонимание с Казкосмосом в этом вопросе?
     - Для нас долгое время одним из болезненных вопросов в отношениях с Казахстаном была проблема пусков «Протонов» по трассам, не оговоренным в договоре аренды. При таких пусках ступени ракеты и другие отделяемые части, отработав, приземляются вне районов падения.
     Для нас эти пуски были важны, так как «Протоны» запускали очень тяжелые коммерческие спутники, весом около шести тонн, ракета шла на пределе своих возможностей, и, чтобы провести пуск, приходилось менять азимут пуска. Но на каждый такой пуск необходимо было получать дополнительное разрешение со стороны казахстанских структур, и зачастую получение разрешительных документов затягивалось, иногда даже приходилось переносить пуски.
     Роскосмос и Центр имени М.В. Хруничева много работали над этой проблемой. Результат этой работы мы увидели 21 марта 2010 года, когда «Протон-М» вывел на орбиту спутник «Экостар-14» весом в 6.380 килограммов. Районы падения для ступеней ракеты при пуске были штатными.
     Поэтому можно сказать, что проблема трасс полета «Протона» российской стороной в значительной степени решена и необходимость обращения к Казахстану за дополнительными разрешениями по проведению пусков по необорудованным трассам может возникнуть лишь при пусках спутников весом около шести с половиной тонн.
     - 2011 год - год 50-летия полета Ю.А. Гагарина. Как сегодня складывается судьба «гагаринского» старта?
     - Наверное, в нашей стране не так много мест, которые были бы настолько известны во всем мире. Одно из них - знаменитая первая площадка космодрома, стартовый комплекс, откуда в космос полетел Юрий Гагарин. Одного этого события хватило бы, чтобы этот стартовый комплекс навсегда вошел в историю человеческой цивилизации. С этой же пусковой установки стартовали первые спутники, первые межпланетные станции «Луна», «Венера» и «Марс», почти все отечественные космонавты.
     У этого стартового комплекса очень счастливая судьба. Он эксплуатируется больше полувека. Сейчас с него проводятся пуски пилотируемых кораблей «Союз-ТМА» с космонавтами, грузовых кораблей «Прогресс», некоторых спутников. Всего с первой площадки проведено более 460 космических пусков ракет семейства Р-7А.
     В перспективе намечается переоборудование этого старта под ракету-носитель «Союз-2». Думаю, знаменитый «гагаринский» старт еще немало послужит на космонавтику и мы через несколько лет проведем с него 500-й пуск.
     - Как Байконур будет отмечать свой юбилей и ваши пожелания ветеранам, которые сегодня живут по всей стране...
     - На космодроме зачастую получается так, что выходные и праздники мы проводим на работе. Сейчас на космодроме идут несколько пусковых кампаний. 2 июня, в день юбилея, на 200-й площадке будет идти подготовка к заправке.
     26 мая на Байконур был доставлен еще один «Протон-М», ему предстоит стартовать в июле с «Экостаром-15». Ракета сейчас собирается.
     Напряженно идет подготовка к пилотируемому пуску, мы уже ждем космонавтов, на 16 июня с «гагаринского» старта назначен пуск. Еще один пуск по пилотируемой программе - корабля «Прогресс М-06М» - запланирован через месяц, и подготовка также уже идет. Интенсивно готовится пуск немецкого спутника «ТанДЕМ-Икс» и ракеты «Днепр».
     Это очень показательно, что Байконур так напряженно работает в дни своего юбилея, это свидетельствует о его востребованности.
     Праздничные мероприятия, конечно, будут. Но они пройдут скромно и по-рабочему.
     Я хочу заверить ветеранов Байконура, создававших наш космодром, что он находится в надежных руках. Мы бережем это уникальное творение. Он как драгоценная эстафетная палочка, которую мы получили от первопроходцев космодрома и которую должны со временем бережно передать испытателям, только начинающим работать на стартовых комплексах и в монтажных корпусах.
     Мы сделаем все для того, чтобы Байконур дальше жил и работал. Нынешнее поколение байконурцев старается быть достойным славы ветеранов космодрома, проложивших человечеству дорогу в космос.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex