В Самарском гарнизоне недавно стартовал долгожданный процесс заселения новостройки по улице Ново-Вокзальной, 161В. Дом, как выяснилось, был построен местной строительной компанией «Град» еще в 2007 году. Но только сейчас семьи военнослужащих смогли стать законными новоселами и получить договора социального найма на выделенные им квартиры.
Эпопея с вводом этой многоэтажки тянулась без малого три года. Лишь недавно удалось завершить бумажную тяжбу между региональным управлением заказчика капитального строительства ПУрВО и городскими властями Самары, а также местной теплогенерирующей компанией и согласовать условия подключения построенных домов к инженерным сетям.
Сооружение на этой площадке 14-этажного жилого дома и еще двух высоток, построенных по аналогичному проекту, как уже было сказано, завершилось в 2007 году. Годом позже было построено два похожих дома, только в другом районе Самары - на улице Егорова. Здесь также выросли современные новостройки, но уже по 18 этажей каждая. Однако ожидаемое новоселье вовремя не состоялось. Дело встало из-за затянувшихся согласований по инженерным сетям, услугам, предоставляемым городом.
Заказчиком домов по Ново-Вокзальной выступало Управление контрактного строительства и инвестиций Минобороны (УКСИ Минобороны), ныне уже канувшее в Лету. Застройщиком, как уже было сказано, стала местная компания «Град». Однако, как оказалось, предыдущий застройщик участка, где «Град» начал свое строительство, не выполнил еще и прежних технических условий, выданных предприятием тепловых сетей (ПТС) Самары. Долг по наследству перешел к следующим строителям. Однако дополнительных средств на это предусмотрено не было, и в итоге новые дома, построенные «Градом», остались без подключения к коммуникациям.
В августе 2008 года УКСИ заключило с самарским ПТС новый договор. На этот раз конкретно на подключение возведенных жилых домов к городским тепловым сетям. Но для ввода в эксплуатацию построенных зданий их строители должны были по заказу ПТС реконструировать центральный тепловой пункт, установить насосы большей мощности, подогреватели, а также переложить трубы большего диаметра к жилым домам, построенным в этом городке ранее. Короче, объемы работ далеко не символические.
Одновременно выросли и представленные ПТС сметные расчеты. С 6,9 млн. рублей, заявленных в октябре 2008 года, сумма техусловий за 3 месяца увеличилась до 10,5 млн., а затем и до 13,8 млн.
Согласия между строителями и коммунальщиками достигнуто не было. К тому же в августе 2009 года одна из сторон переговоров приказала долго жить (УКСИ было ликвидировано). Средства на выполнение техусловий так и не поступили.
Одновременно был ликвидирован и заказчик домов по улице Егорова - 37-й отдел капитального строительства ПУрВО. Стройки встали. Перспектива заселения очередников покрылась туманом...
К счастью, спустя время дело сдвинулось с мертвой точки. Усилия по выходу из кризиса все же были предприняты. Но инициатива последовала не от местных коммунальщиков, изменивших свои драконовские требования в виде представленных техусловий. Ситуацией вплотную и более конкретно занялось вновь созданное в ПУрВО региональное управления заказчика капитального строительства (РУЗКС), которое смогло найти в этом деле компромисс.
На данный момент, как рассказал «Красной звезде» начальник названного управления Александр Лямкин, все проблемные вопросы по домам решаются. С самарским ПТС вроде бы удалось заключить новый договор. Позиция сторон согласована. И хотя тепловые сети все же придется реконструировать за свой счет, теперь решено, что выполненные в интересах коммунальщиков работы позволят ввести на этой площадке еще как минимум четыре многоквартирных жилых дома для военнослужащих гарнизона.
Осуществлено и подключение тех самых домов на Ново-Вокзальной, остававшихся без коммуникаций и потому «зависших» на этапе сдачи. Правда, пока только по временной схеме. Но если следовать срокам исполнения договорных обязательств (сентябрь 2010 года), то заселение отодвинулось бы еще как минимум на год. Не до жиру, тут дать бы людям крышу над головой хотя бы с необходимым набором услуг...
А вот проблемы с подключением к инженерным сетям города жилых домов по улице Егорова пришлось решать с участием судебных органов. Здесь городскими тепловыми сетями также были выдвинуты технические условия, но их исполнение предполагается осуществить без привлечения дополнительных средств. Дело в том, что по домам на улице Егорова в результате обмеров был выявлен перерасход средств на 40 млн. рублей, допущенный застройщиком.
- Решено обязать генподрядчика (1245-е управление начальника работ) подключить оба высотных здания к городским сетям за счет своих средств, - отметил в этой связи Александр Лямкин, имея в виду выявленный в 1245-м УНР перерасход, который и пойдет на выполнение работ.
Правда, названное УНР в свою очередь подало иск в арбитражный суд Екатеринбурга и вместо выплаты 40 млн. рублей перерасхода рассчитывает получить 27 миллионов, якобы ранее недополученных им от заказчика. РУЗКС в апелляционном порядке пытается оспорить это судебное решение. Судебные тяжбы затянулись. В данный момент, как сообщил начальник планового отдела РУЗКС Михаил Прус, определение строительной компании, которая займется подключением домов по улице Егорова, вынесено на открытый аукцион. Согласно титулу оба здания должны быть сданы Кряжской КЭЧ в ноябре 2010 года. Необходимые средства для оплаты работ выделены.
Не будет преувеличением сказать, что из-за таких вот проволочек, из-за создаваемых на местах рукотворных препон самарский регион ПУрВО и числится в этом военном округе аутсайдером по получению жилья. В других гарнизонах - Екатеринбурге, Саратове, Челябинске - этот вопрос решается более-менее эффективно. В Самаре же, по данным местной КЭЧ района, в очередях нуждающихся в квадратных метрах числятся свыше тысячи военнослужащих. Среди очередников есть даже те, кто ждет улучшения жилищных условий с 1993 года. И вот при наличии таких растянутых на годы очередей 5 новеньких многоэтажек несколько лет вынужденно оставались в гарнизоне незаселенными!
По мнению тех, с кем в ходе подготовки этого материала довелось пообщаться корреспонденту «Красной звезды», у задержек со сдачей построенных домов есть несколько причин. Первая из них - это утрата четкого взаимодействия в связке «заказчик - застройщик», произошедшая при ликвидации УКСИ и окружного ОКСа. Представители заказчиков, а после и их преемников не смогли удержать нити управления ситуацией, допустили волокиту. Отсюда и затяжка по времени...
Но немаловажную роль сыграло и то, что в этой истории в очередной раз проявилась незаинтересованность местных властей в оказании содействия армии в решении такой важной общегосударственной задачи, как социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Ведь наверняка знали в коридорах местной администрации о складывающейся ситуации, могли со своей стороны оказать хоть какое-то содействие в проведении переговоров с городскими коммунальными предприятиями. Но не стали... Единственной местной структурой, которая обратила внимание на ситуацию, стал самарский областной комитет ветеранов войн и военной службы. Его председатель генерал-лейтенант в отставке Анатолий Шаповалов направил не одно письмо в различные инстанции с просьбой разобраться в проблеме, а также подключил к процессу чиновников областного правительства и депутатов Госдумы.
Тем временем власти муниципального образования, на территории которого вызрели проблемы с военным долгостроем, от участия в их решении ненавязчиво дистанцировались. На первом плане оказались договора, деньги, сметы. А вот люди, бездомные защитники Отечества - как минимум на втором...
Вместо послесловия
К сообщениям о, мягко говоря, недружественном отношении чиновников и бизнесменов к проблемам военных можно было бы уже привыкнуть. Но Самара в этом плане «отметилась» почему-то больше других регионов. В минувшем году «Красная звезда» рассказывала о ситуации, связанной с отказом местной администрации юридически подтверждать ввод в эксплуатацию двух жилых домов, построенных для военнослужащих местного гарнизона. Дома эти были уже построены и даже заселены, когда местные власти неожиданно отказались оформлять их прием. Причина - якобы несогласованность строительства с городскими планами застройки. Оказывается, дома получились на 3 этажа выше, чем было изображено на местном генпплане. Плане, который дорабатывается и корректируется в городе чуть ли не ежегодно. При этом не вписавшиеся в самарский облик новостройки появились на окраинном пустыре, на территории, где кроме военных никто почти ничего не строит, на землях Министерства обороны...
Не обошлось и без традиционного предъявления «технических условий». Вообще, подобные требования со стороны местных предприятий, словно удавки, душат многие проекты по строительству для военных. Ни о каком консолидированном участии, о понимании важности общегосударственных задач здесь и речи нет. Как пример можно вспомнить требования, выдвинутые муниципальным предприятием «Самараводоканал» по тем самым домам, построенным на пустыре. За возможность присоединения этих новостроек к своим действующим сетям это коммунальное предприятие потребовало от военных ни много ни мало - построить ему два дополнительных водовода общей протяженностью свыше 6 километров! При этом обе магистрали к вводимым домам имели лишь косвенное отношение, так как по проекту располагались от них на значительном удалении. Свое требование чиновники от местной коммуналки обосновали необходимостью создания в городе некоей «резервной» линии. При этом то обстоятельство, что от этих магистралей, которые предлагалось построить на средства госбюджета, впоследствии запитывались бы сторонние потребители, в том числе частные и коммерческие, во внимание не принималось.
В свою очередь другая городская инстанция - департамент городского хозяйства и экологии - за выдачу разрешения на ввод новостроек «повелела» разработать проект и построить водоотвод поверхностных стоков (дождевой коллектор) с подводкой к общегородскому очистному сооружению. Правда, самого очистного сооружения еще не существовало, поэтому сброс предписывалось организовать... в один из местных водоемов - в нарушение всех действующих природоохранных законов! Согласование неминуемых проблем с надзорными инстанциями городские власти при этом также оставляли в компетенции военных.
Без выполнения всех этих требований новостройки в эксплуатацию не принимались. Заветная подпись городского столоначальника на акте приемки не появлялась. А в результате жильцы военных домов оставались без возможности получения прав регистрации, без лифтов и тому подобного...
Такой подход кроме как антигосударственным не назовешь. В этой связи показателен обратный пример, связанный с ведущимся сейчас строительством «военного» микрорайона «Снеговая Падь» в пригороде Владивостока. Здесь местные власти во взаимодействии с федеральным правительством полностью взяли на себя сооружение объектов инфраструктуры, освободив от этой несвойственной функции Министерство обороны. В частности, губернатор региона Сергей Дарькин уже поручил проработать вопрос об обеспечении микрорайона теплом за счет новой котельной на жидком газе. Готовность поставить оборудование для такой котельной - причем абсолютно бесплатно - уже выразили местные инвесторы.
Примеры конструктивного, дружественного взаимодействия с Вооруженными Силами в решении вопросов, связанных с социальной составляющей, есть и в других регионах России. Наиболее показателен здесь опыт Москвы. Даже в кризисные времена столичные власти не свернули проектов, связанных со строительными программами в интересах военнослужащих. Выделяется земля, привлекаются подрядчики, выполняются работы по созданию инфраструктуры. И речь не только о жилье и объектах соцкультбыта, но и об инженерных сетях, о транспортных магистралях, которыми смогут затем пользоваться новые жители - люди в погонах.
В Самаре же получается так, что, вместо того чтобы сосредоточиться на строительстве жилья, военные должны озаботиться сооружением объектов городской инфраструктуры. Средства, которые государство выделяет на строительство остро необходимых квадратных метров для людей в погонах, оттягиваются на другие цели. И потом, что это за правила бизнеса? Получается, что военным предлагается соорудить за государственный счет для местных коммунальных предприятий (ведущих свою деятельность на коммерческой основе) целый спектр объектов и сооружений, затем передать их и наблюдать, как кто-то будет извлекать прибыль, эксплуатируя эти объекты. Тогда как по всем законам бизнеса должно быть обратное - это инвестор сначала вкладывается в объекты будущего получения прибыли (зачастую с первоначальным убытком для себя), а уж потом ведет речь о доходе. В Самаре же, видимо, в ходу какие-то свои «нормы»: получить имущество бесплатно, а затем использовать полученное добро по своему усмотрению. Возможно, где-то такие правила и срабатывают. В случае же с военными это не только несправедливо, но и не по-государственному.