На днях американский аналитический центр «Стратфор» (Strategic Forecasting Inc.) распространил материал своего руководителя Джорджа Фридмана «Германия после ЕС и российский сценарий». В США немало частных исследовательских структур. Отличительная особенность этого центра в том, что в его рядах трудятся в основном бывшие сотрудники американских спецслужб, знающие по прежней работе настроения «наверху». Поэтому «ход мысли» Джорджа Фридмана заслуживает повышенного внимания. Приведем выдержки из этого материала, касающиеся размышлений о возможности российско-германского союза и американо-польской коалиции как альтернативы ему.
Возвращение к немецкому вопросу
Мы возвращаемся к вопросу, определявшему Европу с 1871 года, а именно к статусу Германии в Европе. Как мы увидели, в ходе текущего кризиса Германия явно является центром экономического притяжения в Европе, и этот кризис показал, что экономические и политические вопросы - одно и то же. Если Германия не согласится, сделать ничего не получится, а если Германия захочет, что-нибудь произойдет. Германия обладает в Европе огромной властью, даже если она и ограничена в основном экономическими делами. Но эта роль блокирующего механизма и одновременно посредника Европы, играемая Германией, со временем превращает страну в центральную проблему континента.
Если Германия принимает ключевые решения в Европе, то Германия определяет политику, которую проводит Европа в целом. Если Европа распадется, то Германия становится единственной европейской страной, способной создавать альтернативные коалиции, которые будут одновременно и влиятельными, и сплоченными. Это означает, что если Европейский союз ослабнет, слово Германии будет решающим в определении будущей судьбы Европы.
Сейчас немцы усердно работают, чтобы переформулировать основополагающие принципы Евросоюза и еврозоны на свой вкус. Но так как это требует, чтобы множество партнеров пожертвовали своим суверенитетом, который они ревностно охраняли в течение всего европейского проекта, и согласились на контроль со стороны Германии, стоит рассмотреть, какие альтернативы Германии существуют в Европейском союзе.
Для этого мы сначала должны понять ограничения, с которыми сталкивается Германия. Проблема Германии не изменилась с момента объединения: она чрезвычайно сильна, но далеко не всемогуща. Сама ее мощь делает ее центром внимания других держав, и вместе эти другие державы могут ослабить Германию и нанести ей ущерб. Таким образом, в настоящем Германия незаменима для принятия решения в рамках Европейского союза, и в будущем она будет единым центром влияния в Европе, но Германия просто не может действовать в одиночку. Германии нужна коалиция, что ставит следующий долгосрочный вопрос: если ЕС ослабнет или даже потерпит неудачу, какой альтернативной коалиции будет добиваться Германия?
Рабочий ответ в данном случае - Франция, так как две страны являются ближайшими соседями, а их экономики в чем-то схожи. Однако исторически это сходство в структуре и местоположении было источником не сотрудничества и любви, а соперничества и трений. В рамках Европейского союза со всем его многообразием Германия и Франция смогли отложить в сторону свои трения, обнаружив общий интерес к управлению Европой к своей взаимной выгоде. Конечно же, это совместное управление помогло привести нас к текущему кризису.
Более того, главное, что нужно Германии от Франции, - это ее рынок, в то время как идеальный партнер мог бы предложить что-то большее. По крайней мере, сама по себе Франция не является основанием экономической стратегии Германии. Исторической альтернативой для Германии всегда была Россия.
Российская опция
Между немецкой и российской экономикой существует огромный потенциал синергии (синергический эффект - возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. - Ред.)Германия импортирует из России крупные объемы нефти и газа, а также другие природные ресурсы. России требуются источники технологии и капитала, чтобы перестать быть простым экспортером сырьевых товаров. В Германии падает численность населения, и ей требуется источник рабочей силы - предпочтительно такой, который не захочет для этого переезжать в Германию...
Германия не хочет новых эмигрантов, но нуждается в доступе к рабочей силе. Россия хочет заводов в стране, чтобы дать работу избыточной рабочей силе, и она хочет доступа к технологиям. Логика российско-германских экономических отношений более очевидна, чем логика отношений между Германией и Грецией или Германией и Испанией. Что же касается Франции, то она может принимать участие или нет (и, между прочим, французы присоединяются к ряду текущих российско-германских проектов).
Поэтому если мы сконцентрируем свое внимание на экономике и предположим, что Европейский союз не может выжить как интегрированная система, и если мы также предположим, что Германия одновременно является движущей силой Европы и не способна действовать вне коалиции, то можно поспорить, что коалиция Германии с Россией является самым логичным результатом упадка ЕС.
Это очень встревожит многие страны. Первой из них станет Польша, застрявшая между Россией и Германией. Вторая - это Соединенные Штаты, так как Вашингтон посчитает российско-германский экономический блок более значительным конкурентом, чем им когда-либо был Европейский союз.
Этому есть две причины. Во-первых, эти отношения будут более слаженными - разработать общую политику между двумя государствами с параллельными интересами гораздо проще и быстрее, чем сделать это между 27 странами. Во-вторых, что важнее, там, где Европейский союз не мог развить военное направление своего сотрудничества из-за внутренних разногласий, появление политического и военного измерения в российско-германских экономических отношениях гораздо проще представить. Оно будет основано на том факте, что и немцы, и русские негодуют и боятся американской силы и напористости и что американцы уже многие годы ищут расположения союзников, расположенных между двумя державами. Германия и Россия будут рассматривать себя в роли противостоящих американскому давлению. <...>
Текущие экономические проблемы могут привести к фундаментальному ослаблению Европейского союза. Германия является экономически мощной державой, но нуждается в партнерах по экономической коалиции, вносящих свой вклад в немецкое благополучие, а не просто пользующихся им. Из этого логически может вытечь российско-германское партнерство. Если это произойдет, американцы и поляки закономерно построят свои собственные отношения. Отношения между Россией и Германией начнутся как экономические и постепенно начнут двигаться к военным.
Отношения между США и Польшей начинаются как военные и с ослаблением Европейского союза двигаются в сторону экономики. Российско-германский блок попытается включить в свою коалицию и других, и точно так же поступит польско-американский блок. Оба будут соперничать в Центральной Европе, а также за Францию...
То, что сегодня кажется в Европе невозможным, через несколько лет не будет столь невероятным. Греция символизирует ослабление Европейского союза, а ракеты «Пэтриот»(имеется в виду их размещение американцами в Польше. - Ред.) представляют ремилитаризацию, как минимум, части Европы - и якобы несвязанные тенденции вполне могут пересечься.
|