на главную страницу

2 Июня 2010 года

Гипотезы

Среда

Наследники Аттилы

Борис ЕВСТИГНЕЕВ.




     Наши современные представления о средневековой Руси основаны во многом на летописи, составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и получившей название «Повесть временных лет». У вдумчивых исследователей немало вопросов к этому документу, но так уж еще в XVIII веке сложилось, что именно «Повесть временных лет» стала основным источником для создания концепции русской истории.
     Наша справка. «Повесть временных лет», называемая также «Первоначальной летописью», - это наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Он, как полагают, был составлен монахом Нестором (около 1114 г.) из Киево-Печерского монастыря, основанного при Ярославе Мудром. Монах, по мнению части историков, интерпретировал события на Руси в угоду стоявшей тогда у власти в Киеве княжеской династии. Изначальная редакция летописи утрачена.
     Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид, и игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года.
     Игумен Лаврентий написал в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть временных лет» («Лаврентьевскую летопись»). Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира (до начала XVIII века). В 1792 г. она была куплена графом Мусиным-Пушкиным, который подарил ее Александру I. Император передал летопись в Публичную библиотеку, где рукопись находится по сей день (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).

     Между тем имеется немало других источников исторического знания о Древней Руси: арабских, византийских, древнебулгарских, скандинавских. Академическая наука не отрицает их наличия, но оставляет как бы без внимания «нестыковки» традиционной, «лаврентьевской», версии истории с нерусскими летописями.
     Среди нерусских источников фигурирует «Джагфар Тарихы» («История Джагфара»). Этот документ стал достоянием исследователей после распада СССР. Его происхождение, оговоримся, туманно. Текст стал известен в
     1990-е годы в переводе на русский язык. Введен в обращение как свод булгарских летописей, датируемый якобы 1680 годом. Оригинальные тексты отсутствуют. Представители академической науки считают данное сочинение подделкой второй половины прошлого века, хотя и признают, что историческая информация в отдельных фрагментах «Джагфар Тарихы» совпадает с фактами, известными из достоверных летописных источников.
     Согласно же альтернативной версии, признающей подлинность «Джагфар Тарихы», летописный свод был создан накануне башкирского восстания 1681-1683 годов по приказанию руководителя «булгарского освободительного движения» сеида Джагфара. В свод, написанный арабским шрифтом, вошло несколько булгарских летописей. Наиболее интересна летопись, составленная в первой половине XIII века эмиром Гази-Бараджем («Гази-Барадж тарихы»), так как в ней содержатся ранее неизвестные сведения об истории государственных образований Восточной Европы VII-X веков, на месте которых позднее сформировались Хазарский каганат, Волжская Булгария, Киевская Русь.
     До 1939 года летописный список, как предполагается, хранился в Петропавловске в Казахстане. Проживавший там Ибрагим Нигматуллин переписал сделанные кем-то переводы летописей на русском язык. Тогда в СССР проводилась кампания по уничтожению книг и рукописей с использованием арабского шрифта и старых национальных алфавитов, и по подозрению в хранении арабских рукописей Нигматуллина арестовали. Какие-то документы при обыске изъяли, но тетради с переводом древних летописей на русский язык уцелели.
     В конце концов они оказались у племянника Нигматуллина - Ф. Нурутдинова, проживавшего в Казани. В начале 1980-х годов тот обратился в Академию наук СССР с просьбой выделить финансовые средства на публикацию рукописей, но получил из Москвы отказ. А вскоре неизвестные похитили у него часть выписок. В 1990-е годы Нурутдинов публикует оставшиеся выписки из тетрадей дяди. Но представители академической науки сочли их мистификацией, ибо изложенная в рукописях версия истории Руси противоречила традиционной концепции Н.М. Карамзина.
     Если считать «Джагфар Тарихы» мистификацией, то надо признать, что ее готовили весьма эрудированные люди, знающие о средневековой истории не только из школьных учебников. Но кто и зачем мог заниматься этим в «застойные» 1970-е годы?.. В любом случае у кого-то был доступ к сохранившимися, возможно, в поволжских мечетях старинным документам. Гипотетически потомки знатных семей волжских булгар могли располагать копиями древних летописей, а для прикрытия их происхождения сконструировать легенду о найденных «тетрадях Нигматуллина».
     Если сделать предположение, что «Джагфар Тарихы» все же не фальшивка, то мы обретаем возможность расширить наши представления о становлении государственности в восточной части Европы, в том числе на берегах Волги. В летописном своде содержится немало интересных подробностей о булгарских царях, русских князьях, «татаро-монгольских ханах», которые, как следует из рукописей, родом из одного и того же древнего, царственного дома. Его представители на каком-то историческом этапе отказались от прежней единой веры предков и приняли различные новые верования: кто ислам, кто иудаизм, кто христианство. Это способствовало обособлению «ветвей» правящей много веков династии и конфликтам между ними.
     По представлениям булгарских летописцев, правящие династии Волжской Булгарии, Дунайской Болгарии, Венгрии, Хазарии и Руси имели общие корни - род Дуло.
     Свод летописей, если они существовали, начал составляться в Волжской Булгарии, видимо, в XIII веке, когда волжские булгары уже исламизировались под влиянием арабского Востока. Поэтому упоминаемые в них географические названия и имена исторических деятелей имеют исковерканную тюрско-арабскую транскрипцию (Владимир стал Булымером, Андрей Тюряем и т.п.). Разночтение имен, заметим, привносят немало путаницы в воссоздание картины прошлого. К примеру, великого князя Литовского Витовта можно обнаружить в истории не только под этим языческим именем, но и под христианскими именами Юрий, т.е. Георгий (у православных), и Александр (у католиков). У Ягайлы было также православное имя Яков и католическое Владислав. Вот попробуй разберись, кого имеет в виду тот или иной летописец...
     
Аттила

     Согласно традиционной версии, Аттила (лат. Attila) - правитель гуннов, предков современных тюркоязычных, угро-финских и славянских народов. Жил с 434 по 453 год. Объединил под своей властью народы от Северного Причерноморья до Рейна. Центр гуннов находился в Паннонии (современные западная Венгрия и восточная Австрия).
     Булгарские летописи начинают рассматривать родословную славянских князей именно с Аттилы, основоположника рода Дуло. Но благодаря другим источникам можно заглянуть в прошлое еще глубже. В конце IV - начале V века нашей эры Вандал, князь Русколани (держава русов, которая находилась на землях вдоль Дона, на Кубани и Ставрополье, а также в Крыму) разбил готов под предводительством Германореха и объединил русов и волжских булгар в единое государство. Его дело продолжил сын Балобер (в «Велесовой книге» его называют Голорев).
     В 412 году Балобер умирает, и его сыновья делят державу между собой. Князь Рус остается править в Русколани, а другой сын - князь Мунзук (Мундзук) - становится правителем Волжской Булгарии.
     Позднее сын Руса князь Кий уводит своих людей на Днепр и основывает город Киев, а сыновья Мунзука - Аттила и Болел (Бледа) предпринимают военный поход на запад.
     В древнебулгарской летописи отмечается, что после смерти Аттилы его сыновья разделили империю между собой. Бел-Кермеку (известен также как Ирнак - «Ир» на древнеславянском языке означал «светлый», «белый») досталась северная половина земель, а Денчичу - южная. Упоминается также внук Аттилы - князь Мунд (Жигмунд, или Зигмунд) и праправнук Тубджак.
     
Светояр

     Сохранились сведения и о событиях в Русколани («земле русов»). Сыновья князя Албури в начале VII века поделили единую Русколань между собой. Младший сын Куврат в 629 году объявил себя правителем Великой Булгарии и отделился от старшего брата - князя Русколани Светояра (в булгарской летописи именуется Шамбатом), который назвал свою часть Русколани Дулобой.
     Великая Булгария просуществовала, по историческим меркам, совсем недолго (629-660 гг.). После смерти Куврата в 660 году начались междоусобные войны его сыновей. Старший сын Бат Боян (Боян Старый) остался «на земле предков», а младший - Аспарух (Атилькэсэ) - ушел со своими людьми на Балканы и образовал Дунайскую Болгарию. Аспарух, как утверждается в летописи, дружил со своим дядей Светояром.
     В VII веке произошла битва между Бат-Бояном и вождем хазар Калгой. С обеих сторон пало около 90 тысяч воинов, из которых 50 тысяч были хазарами, а предводитель хазар Калга был зарублен. Название речки, где произошла битва, - Калка.
     Около 701 года умер Аспарух, и ему наследовал представитель все той же династии Дуло - сын Тервел (Тербеди).
     
Князь Черный

     Правнук Бат-Бояна - Авар правил в Булгарии с 727 по 759 год. Его сыновья: старший - Тат-Утяк (называли также Сарачином), младший - Тат-Угек (он же Берендей или Веремей). Сын Тат-Угека - Тамьян поступает на службу к хазарам и становится у них военачальником. От брака с хазаркой у него рождается сын Ильяс, который тоже служит у хазар воеводой. В летописи сообщается, что он посадил на трон Хазарии Исхака Аксак-Тимера.
     После смерти Авара в Булгарии правил его сын Сарачин (с 759 по 787 год). Его дочь от жены из рода русов-словен, т.е. новгородцев, была выдана за хазарского хакана Аскала и родила сына - Уруса, сменившего на хазарском троне Аксак-Тимера. Имя Урус означало «имеющий связь с русами».
     С 787 года во главе булгарского государства стоит зять Сарачина - князь Черный, сын русколаньского князя Бравлина.
     
Светогор

     Согласно летописи «Гази-Барадж», в Причерноморье в первой половине и середине IX века правил сын князя Черного - Угыр Айдар, что дословно с тюрско-арабского означает «Связаный с Горами, Свет Дающими», или по-русски Светогор. Его мать Дарья была родной сестрой матери хазарского кагана Уруса.
     Светогор известен нам по русским былинам. Булгарские летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека - царя, объединившего разрозненные славянские земли в единое целое - Саклань (Русколань, Киевскую Русь и булгарские княжества).
     Светогор правил всей Сакланью с 815 (или 816) по 855 год. «Саком» именовался один из родов казаков, а «лан» на древнеславянском означает «земля». При вступлении Святогора на трон к нему прибыл царь Дунайской Болгарии Борис I с изъявлением покорности.
     Год 839-й, как свидетельствует «Гази-Барадж», отмечен бесчинствами в степях Тавриды печенегов, союзников хазар. Светогор упоминается в этой летописи прежде всего в связи с его войнами с каганами Хазарии Караком и Урусом (начало IX века - 840 год) и столкновениями с хазарским беком Буртасом (840-855 гг.).
     Наша справка. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников - Булан - перешел в иудаизм. Это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей «языческой» династии стало ухудшаться: походы против соседей проходили неудачно и военной добычи становилось все меньше. В начале IX века потомок Булана - Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов.
     Между Светогором и хазарами началась война. 70-тысячное войско хазар возглавлял бек Буртас, но после долгой битвы 20-тысячное войско Светогора обратило хазар в бегство. Карак собрался казнить своего военачальника, однако не успел. Его самого свергла с престола хазарская знать, озлобленная поражениями в войне. С приближенными и сыновьями он бежал в Семендар. Но место укрытия было выбрано неудачно. И сам каган, и его сыновья-»язычники» были зарублены местными мусульманами. Спастись удалось только военачальнику Буртасу и младшему сыну кагана Манасу, которого бывший бек выдал за своего сына.
     Наша справка. Самандар (Семендер) - ранняя столица Хазарского каганата в первой половине VIII века, располагавшаяся на прикаспийской территории современного Дагестана. В Х веке город был разрушен в результате похода русского князя Святослава.
     После свержения Карака на престоле Хазарии воцарился «язычник» Урус (внук булгарского правителя Сарачина). О нем упоминал в своих сочинениях византийский император Константин Багрянородный в связи с постройкой крепости Саркел на берегу Дона при содействии Византии в царствование императора Феофила в 834 году.
     Матери Светогора и Уруса, как говорилось выше, были родными сестрами из русского рода словен (жили в Новгородской области). Урус считал себя больше русским, чем хазарином. Кстати, сын Уруса - Гостомысл (в булгарской летописи - Чинавыз) стал легендарным предводителем новгородских словен, первым посадником в Новгороде.
     Урус воевал со своим двоюродным братом Светогором и тоже неудачно. На стороне Светогора воевали угры (переселившиеся с уральских гор венгры, поэтому на древнеславянском их называли «связанными с горами»), а на стороне Уруса - печенеги.
     В ходе войны владения Светогора расширились до пределов Булгарского княжества на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя подданным Светогора. Сам же Светогор объявил себя и эмиром Булгара, и князем всей Саклани (Саклана).
     Урусу, однако, удалось сохранить независимость Хазарии, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им на средства Византии крепость Саркел, гарнизон которой составляли печенеги. Только в 840 году старшему сыну Светогора (в булгарской летописи он назван как Габдулла Джилки) удалось нанести поражение печенегам. В том же году в связи с военными неудачами Урус был сброшен с престола и убит, как и его предшественник Карак.
     Каганом стал сын Карака Манас. При нем вся власть в государстве сосредоточилась в руках бека Буртаса, которому Манас был обязан и жизнью, и престолом. Новый каган вознамерился заключить мир со Светогором. Но могущественный бек воспротивился этому. По его приказу хазары намеренно разгромили караван, следовавший из Булгара в Киев, чтобы спровоцировать Светогора на поход отмщения.
     Новое кровопролитие удалось все же предотвратить. Светогору преподнесли голову убитого Буртаса. Нравы тогда были жестоки, и редко кто наверху властного Олимпа доживал до преклонного возраста. Светогору же судьба была милостива. Он умер свой смертью в 855 году и по завещанию был погребен в городе, названном в честь отца, князя Черного, Чернигов.


     (Окончание следует.)
     

     Аттила. Венгерская иллюстрированная хроника. 1360 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex