на главную страницу

9 Июня 2010 года

АРМИЯ РОССИИ: НОВЫЙ ОБЛИК

Среда

Служба на магистралях

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командир отдельной железнодорожной бригады полковник Виталий Свистунов.


     - Виталий Сергеевич, когда были созданы Железнодорожные войска? Какова история вашей бригады, какие задачи перед ней стоят?
     - Железнодорожные войска впервые были упомянуты в указе Николая I 6 августа 1851 года. Отдельная железнодорожная бригада на сегодня представляет собой оперативно-тактическое соединение и основную структурную единицу Железнодорожных войск. Бригада способна самостоятельно выполнять основные задачи Железнодорожных войск как в боевой обстановке во фронтовой полосе и в тылу страны, так и в мирное время в пределах порученного ей участка, группы объектов или железнодорожного направления. Бригада была сформирована в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1 октября 1948 года в Центральном регионе европейской части России. На сегодняшний момент части бригады располагаются в трех областях - Московской, Нижегородской и Рязанской.
     В мирное время основными задачами железнодорожной бригады являются: поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности; подготовка воинских частей и подразделений к выполнению задач по штатному предназначению; организация и проведение подготовительных мероприятий по техническому прикрытию объектов, порученных бригаде; накопление, размещение, хранение, своевременная замена и освежение вооружения, военной техники, материалов, конструкций и других материальных средств для развертывания и обеспечения войск в военное время; участие в совместных мероприятиях с организациями Министерства транспорта РФ, с акционерным обществом «Российские железные дороги» по вопросам технического прикрытия и восстановления железных дорог. В наши задачи также входит выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения ликвидация их последствий или оказание помощи пострадавшему населению; строительство, капитальный ремонт подъездных железнодорожных путей в интересах и в зонах ответственности Вооруженных Сил, других воск и воинских формирований РФ. В военное же время железнодорожная бригада выполняет задачи по техническому прикрытию, восстановлению, заграждению, разминированию объектов железных дорог, порученных Железнодорожным войскам в зоне ведения военных действий, в том числе совместно с приданными специальными формированиями. Мы также занимаемся строительством входов железнодорожных узлов, подходов к наплавным мостам, подъездных железнодорожных путей в интересах Вооруженных Сил и других войск в границах действия группировки войск на стратегическом направлении; наводкой, эксплуатацией наплавных железнодорожных мостов из инвентарного имущества; эксплуатацией головных участков, устанавливаемых войсками железнодорожного направления в ходе наступательных операций...
     - Какие части входят в состав бригады?
     - В состав бригады на сегодняшний день входят путевой батальон, мостовой отдельный батальон, отдельный батальон понтонно-мостовой, батальон механизации, ремонтный батальон и базы хранения.
     - С того времени, когда была создана бригада, ее личным составом, видимо, сделано уже немало?
     - Конечно. Бригада участвовала в различных мероприятиях. В частности, в период дислокации в Пермском регионе она занималась строительством таких объектов, как подъездные пути к Камской ГЭС, железнодорожных участков Пермский - Балмошная, Куровская - Черусти, Муром, Арзамас - Канаш, Новоиерусалимск, Волоколамск, дорожных линий Тюмень - Тобольск...
     - То есть вы решали не столько военные, сколько промышленные задачи?
     - Да. Но параллельно мы также занимались и продолжаем заниматься подъездными путями к объектам Министерства обороны. Воинские части, любые формирования имеют свои подъездные пути, за которыми надо следить, своевременно их ремонтировать...
     - Если вспомнить фильмы о Гражданской войне или Великой Отечественной, сразу в памяти - бронепоезда... В вашем ведомстве такого типа вооружения были?
     - Можно привести примеры из относительно недавнего прошлого. В 2002 году в Чеченской Республике был сбит вертолет Ми-26. Погибли более 100 человек. Среди них оказались, к сожалению, и 3 наших воина-железнодорожника. Тогда начальником Генерального штаба было принято решение о запрещении перевозки личного состава воздушным и другим транспортом, за исключением железнодорожного. Тогда же было принято решение о формировании нескольких спецпоездов. У нас были 3 таких спецпоезда - «Байкал», «Амур» и «Терек». Это современные бронепоезда, которые обеспечены всеми необходимыми средствами вооружений... Мне довелось там присутствовать и сопровождать эшелоны. Это обыкновенные вагоны, которые обшиты листом металла со всех сторон для того, чтобы исключить поражение личного состава. Обыкновенный локомотив также был обшит для того, чтобы его нельзя было поразить. В экипаже находились группы разминирования путей, группы, способные отразить нападение диверсионных групп. Если где-то по движению поезда был разрушен участок пути, в дело включалась команда, которая в кратчайшие сроки восстанавливала движение...
     - А часто происходили атаки таких поездов?
     - Случалось... Но была связь и с вертолетной группой, которая прикрывала с воздуха, и с мотострелковыми частями, и с Внутренними войсками... Они оказывали содействие в безопасности продвижения и перевозки личного состава.
     - То есть прохождение такого поезда было комплексной боевой операцией?
     - Да. Издавался приказ по группировке сопровождения. Это целый комплекс мероприятий.
     - Если вернуться к опыту Великой Отечественной войны, как вы считаете, изменилась ли роль Железнодорожных войск?
     - Мы знаем немало примеров периода Великой Отечественной, когда воины-железнодорожники, стоя по пояс в ледяной воде, в кратчайшие сроки восстанавливали разрушенные пути. Их самоотверженный труд во многом обеспечивал успешность различных операций. Без боеприпасов и горюче-смазочных материалов, без питания нельзя вести какие-то крупномасштабные боевые действия.
     Сегодня в России более 86 тысяч километров железнодорожных путей, тысячи мощных искусственных сооружений. И Железнодорожные войска - это та сила, которая в случае необходимости способна в кратчайшие сроки восстановить разрушенные пути для обеспечения тех или иных операций. Нам поручены направления на участках железнодорожных путей. Есть проектные решения для их быстрейшего восстановления. Есть и проектные решения для того, чтобы в кратчайший срок обеспечить различные варианты обхода, если будет невозможно восстановить пути по существующей оси. Делаются расчеты и на тот случай, если будет применено ядерное оружие. Соответствующая работа в Железнодорожных войсках ведется планово, уже не один год.
     - То есть у вас есть сценарии, алгоритмы возможных действий?
     - Да. Это касается восстановления всех крупных железнодорожных станций, узлов, которые могут быть задействованы в продвижении эшелонов с личным составом, имуществом, техникой, боеприпасами. Над этим работают целые научно-исследовательские, проектные институты. К примеру, в случае необходимости батальон заготовки деревянных конструкций будет готов сам непосредственно изготавливать необходимые опоры, элементы для них, чтобы в сжатые сроки по временной или по краткосрочной схеме восстановить то или иное направление.
     - А какой опыт вы при этом используете? В основном советский?
     - Конечно, мы используем и опыт советских времен. Но время не стоит на месте. К примеру, разрабатываются новые элементы пролетных строений. В частности, разработан новый накладной мост - МЛЖ (мост-лента железнодорожная). Такой мост наводится в кратчайшие сроки, у него большая пропускная способность и грузоподъемность. В Железнодорожных войсках очень много и других конструкций, проектов, новшеств. Применяются новые технологии.
     - Уверен, что ваши специалисты не могли не обсуждать тему резонансного моста, который в последнее время часто показывали в телевизионных новостных программах. Как они к этому относятся? По каким причинам это могло произойти?
     - Мы видели, что там до метра колебания были. Но мост не разрушился. Инженерные умы все-таки над ним работали. Есть специальные эксперты, которые принимают необходимые решения...
     Существуют нормы по строительству, есть СНИПы и так далее для того, чтобы принимать правильные решения. Строительство мостов - дело очень сложное. Это одна из самых почетных профессий. Могу привести пример, когда наша бригада строила автодорожный мост в Брянске через реку Болву. Мы там занимались и строительством опор, и ремонтом частей, пролетных строений. В кратчайшие сроки, применяя свою технику, воздвигли большой мост. Хотя тот мост не был железнодорожным, то есть мы не совсем свойственные нам функции выполняли. Я руководил строительством этого моста. И горд, что именно нам была поручена задача, с которой мы успешно справились.
     - Виталий Сергеевич, расскажите немного о себе. Как складывалась ваша военная биография?
     - Складывалась она следующим образом. После окончания средней школы в 1982 году я поступил в Высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений, что в городе на Неве. Четыре года проходил обучение по специальности инженер-мостовик, инженер искусственных сооружений. В 1986 году окончил это училище и был направлен для прохождения службы в Забайкальский военный округ. Дальше служба проходила в частях Забайкальского и Московского военных округов. Первоначально был командиром взвода, затем командиром роты, замкомандира батальона, командиром батальона, заместителем командира бригады. И вот нынешняя моя должность - командир бригады, дислоцирующейся в Рязани.
     - А сколько времени вы в Забайкалье прослужили?
     - В Забайкалье я прослужил 6 лет. Прошел там очень серьезную школу, закалился. Приходилось многому учиться, в том числе и у старослужащих солдат какие-то навыки перенимать. Ведь училище давало в основном теоретические знания. А там, в Забайкалье, были свои Кулибины, которые учили меня, например, тому, как с двух ударов зашивать костыль, как собирать стрелочные переводы, как забить сваю побыстрее и более качественно. В сложных климатических условиях я, повторюсь, прошел очень хорошую школу и не жалею, что именно там начиналась моя офицерская служба.
     - Вы прошли путь с лейтенантских низов до командира бригады. Скажите, что для вас означает новый облик Вооруженных Сил и какое это имеет отношение к бригаде?
     - В рамках утвержденного Президентом России перспективного облика Вооруженных Сил в бригаде, как и во всех Железнодорожных войсках, проведены мероприятия по переводу к новому облику. К 1 декабрю 2009 года состав бригады существенно видоизменился. Некоторые воинские части были реформированы. Эта задача решалась за счет совершенствования организационно-штатной структуры, исключения несвойственных и дублирующих функций, использования единой системы тылового и технического обеспечения.
     На сегодняшний день численность офицерского состава бригады сократилось более чем на 40%. Но хочу отметить, что все вопросы качества подбора, расстановки офицерских кадров в новом облике рассматривались на служебных совещаниях с командирами подчиненных частей. И это позволило укомплектовать основные командно-штабные должности подготовленными и опытными офицерами, обладающими надлежащей профессиональной, психологической подготовкой. Все офицеры понимают стоящие перед ними задачи и добросовестно их решают.
     - И что при этом самое главное?
     - Самое главное заключается в том, что все части бригады стали частями постоянной готовности. То есть все воинские части в соединениях теперь в течение одного часа готовы к выдвижению из пункта дислокации в район предназначения для выполнения задач по применению бригады. Мы добились того, что у нас значительно повысились производственные возможности воинских частей и соединений, сократились сроки готовности к выполнению задач за счет сокращения времени на доукомплектование личным составом, обеспеченности техникой и материальными средствами.
     Если говорить более подробно, то сегодня, во-первых, части бригады полностью укомплектованы личным составом, как офицерскими кадрами, так и сержантами и солдатами. На 100% укомплектованы техникой, вооружениями и специальными средствами. Во-вторых, повысилась эффективность системы управления посредством оптимизации организационно-штатной структуры и численности органа военного управления. Исключены излишествующие и дублирующие функции, четко разделены обязанности и задачи между отделами и службами. Органы управления оснащаются новыми перспективными средствами связи и управления. Делается все для того, чтобы как можно быстрее проходили команды до всех подчиненных лиц, от командира бригады до каждого солдата.
     Сегодня в частях каждый солдат четко знает свои действия согласно своему боевому расчету. Допустим, он, поднявшись по тревоге, четко знает, что ему нужно делать, какие выполнять задачи. Ну и сроки - сами представьте: всего час времени, за который часть выходит полностью вооруженная, загруженная своими материальными средствами, построенная в ротные колонны и готовая к выдвижению на назначенный объект.
     - Наши слушатели спрашивают: как вы взаимодействуете с российской железной дорогой? Не слишком ли много функций, связанных, например, со строительством дорог, на себя берете?
     - Железнодорожным войскам отведены только определенные направления. В частности, за нашей бригадой закреплено два железнодорожных направления. У меня в бригаде два участка до 500 километров, которые я прикрываю. Соответственно на них мы имеем все необходимые проектные решения. Функции у РАО «РЖД» мы не отнимаем. У нас свое предназначение, свои планы технического прикрытия, свои реальные объекты.
     - А вы имеете отношение к организации перевозок войск, техники?
     - Нет. На бригаду такие функции не возлагаются. Бригада занимается, как я уже говорил, восстановлением, разминированием, заграждением, но никак не эксплуатацией...
     - А если решается вопрос о переброске войск и техники на возможные театры боевых действий, вы принимаете участие в подобных учениях?
     - Для этого есть служба военных сообщений. Она регулирует, составляет планы по перевозкам и использует железнодорожный транспорт.
     - В скором времени пройдет учение «Восток-2010». Вы будете в нем участвовать?
     - Наша бригада в нем участвовать не будет.
     - Некоторые наши слушатели говорят о том, что мы, возможно, готовимся к вчерашней войне... Вы изучаете опыт последних войн? Причем не только чеченский, афганский или абхазский, осетинский... Какие принципиально новые модели переброски войск сейчас существуют в мире с использованием железнодорожной техники?
     - Конечно, изучаем. Еще раз повторю, мы не стоим на месте. Например, разработаны и уже применяются специальные платформы для перевозки и специальные аппарели, чтобы можно было обеспечить быстрый заезд техники. Разработаны новые конструкции крепежного материала, которые позволяют в кратчайшие сроки закрепить эту технику: то ли танк, то ли БТР, то ли БМП...
     - Как прогнозируют некоторые аналитики, в крупных конфликтах не будет линии фронта, не будет линии тыла...
     - У нас с запада на восток протяженность дорог огромнейшая, тысячи километров. Если где-то что-то будет происходить, без железнодорожного транспорта не обойтись в любом случае.
     Железные дороги - это артерии страны, по которым осуществляется переброска техники, людей, продовольствия....
     - А как вы обеспечиваете выполнение задач по космосу, в частности есть ли опыт работы в Плесецке?
     - Опыт такой у нас есть. Лично мне доводилось наблюдать запуск космической ракеты. И скажу: впечатления незабываемые...
     Мы уже более 10 лет выполняем учебно-практические работы по поддержанию и строительству новых путей на космодроме Плесецк. Там находится более 300 километров железнодорожных путей. По ним не только передвигаются личный состав и специалисты, которые занимаются запуском, космическим оборудованием и комплексами, но и перевозятся непосредственно сами установки, ракеты, носители.
     - Не испытываете ли вы кадровый голод? Хватает ли высококлассных профессионалов?
     - В связи с новым обликом изменился подход к комплектованию подразделений военнослужащими по призыву. Среди них немало таких, кто обучался в специальных железнодорожных учебных заведениях, в колледжах, техникумах, кто уже имеет высшее образование. Приходят люди, которые успели поработать на транспортных магистралях. У них есть опыт, полученный до службы. И большинство из тех, кто проходит службу в Железнодорожных войсках, возвращаясь на «гражданку», успешно работают в различных структурах РАО «РЖД».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex