на главную страницу

9 Июня 2010 года

АРМИЯ РОССИИ: НОВЫЙ ОБЛИК

Среда

Мосты соединяют...

Беседу вел Александр ОВСЯННИКОВ.



     

     
НАША СПРАВКА

     Константин Владимирович МИРОНОВ родился в 1957 году в селе Ратово Сеченовского района Горьковской области. В 1978 году окончил Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск, в 1992 году - Военную академию тыла и транспорта. Прошел все ступени в автомобильной службе от командира взвода до заместителя начальника Автомобильно-дорожного управления Министерства обороны Российской Федерации. С 2009 года - начальник Управления (автомобильно-дорожного) Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

     

     - Константин Владимирович, в этом году совпали два знаменательных юбилея: 65 лет Великой Победы над фашизмом и столетие создания первых подразделений военных автомобилистов-дорожников. Думаю, не ошибусь, если скажу, что немалую долю труда в общее дело победы над врагом вложили ваши предшественники. На ваш взгляд, какими примерами из истории Великой Отечественной войны можно проиллюстрировать этот очевидный факт?
     - Примеров великое множество. Массовый героизм проявили воины-дорожники Ленинградского фронта при обеспечении доставки грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. Как известно, за два зимних сезона (1941-1942 и 1942- 1943 годы) автомобилями было доставлено в город более 500 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, медикаментов и других грузов, без которых не могли существовать Ленинградский фронт и само население города. Под непрерывным огнем авиации противника по ледовой дороге из Ленинграда было эвакуировано около 750 тысяч истощенных жителей города, раненых и больных воинов. В отдельные периоды на Дороге жизни работало до 4 тысяч автомобилей. Бесперебойное движение обеспечивали 64-й отдельный дорожно-эксплуатационный полк (ОДЭП), семь батальонов (ОДЭБ и ОМСБ), два рабочих батальона и две эвакороты.
     Или такой пример. В 1941 году во время Московской операции в короткий срок на автомобилях были переброшены к фронту шесть соединений: одна стрелковая дивизия на расстояние 240 километров и пять стрелковых бригад - на расстояние 60-100 километров.
     - Несведущему человеку даже трудно представить, сколько километров дорог, сколько мостов пришлось строить и восстанавливать в те годы...
     - Наибольший объем дорожно-восстановительных и строительных работ выполнялся дорожными частями фронтового и армейского подчинения в процессе подготовки и проведения важнейших боевых операций. В частности, в битве за Москву дорожные войска с осени 1941 года по зиму 1942 года подготовили и содержали восемь важных автомобильных дорог Главного командования общей протяженностью более 3.000 километров и ряд фронтовых и армейских дорог протяженностью более 8.000 километров.
     Как известно, в тот же период была построена Кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 километров для обеспечения перегруппировки войск и маневра материальными средствами. Эта дорога соединила все радиальные пути, подходящие к столице, сыграв важную роль как при обороне Москвы, так и в ходе последующего контрнаступления наших войск... В реконструированном виде ее успешно используют и в настоящее время.
     О размахе деятельности военных автомобилистов-дорожников в годы Великой Отечественной войны можно судить по таким данным. Автотранспортом было перевезено более 145 миллионов тонн грузов, 1,5 миллиона человек. Созданная ремонтная база позволила отремонтировать за время войны свыше 3,9 миллиона автомобилей. Общее протяжение военно-автомобильных дорог, обслуживаемых дорожными войсками, составило около 350 тысяч километров. Было построено, восстановлено, усилено и отремонтировано 97 тысяч километров дорог и около 1 миллиона погонных метров мостов. И за каждым метром этих дорог, за каждым мостовым пролетом - подвиги автомобилистов-дорожников...
     Тысячи из них были награждены орденами и медалями, многие удостоились звания Героя Советского Союза. В их числе военные водители Сергей Тимофеевич Васюта, младший сержант Денис Филиппович Рзянин, рядовые Александр Иванович Гривцов, Филимон Иосифович Земляных, ефрейтор Иван Игнатьевич Крюков, гвардии младшие сержанты Павел Иванович Назаренко, Дмитрий Михайлович Перов, гвардии старший сержант Владимир Николаевич Тарледки.
     За образцовое выполнение заданий командования в годы Великой Отечественной войны 15 автомобильных и 39 дорожных частей и соединений получили почетные наименования, а 94 награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
     Вспоминаются слова корреспондента «Красной звезды» тех фронтовых лет Ильи Эренбурга: «Слава вам, строители мостов! Немцам теперь не сладко. Довольно они попировали! Теперь пришло время расплачиваться. За пепел. За слезы. За кровь. Мы вышли в путь. Мы к ним идем. И мы придем. Берлин ответит за Ленинград. Кенигсберг узнает, что пережил Киев...
     Есть у победы свои разведчики, есть у нее глашатаи и знаменосцы. Есть у победы и свои мостовики. Может, труд их неприметен, но этот труд почетен: спасает человеческие жизни, приближает час победы...»
     - Да... Славная история, великие традиции!.. Однако и в наше время локальные военные конфликты последних десятилетий ХХ века, тлеющие в непосредственной близости от наших границ, межнациональные вооруженные конфликты на территории стран СНГ, поддержание конституционного порядка на территории нашего государства не обходятся без участия военных автомобилистов-дорожников. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее...
     - Не секрет, в частности, что в Республике Афганистан военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении войск 40-й армии всеми необходимыми материальными средствами. Всего автомобильными частями и подразделениями в Афганистане было перевезено более 10 миллионов тонн грузов, в том числе боеприпасов - 0,7 миллиона тонн, ГСМ - 2,4 миллиона тонн, других материальных средств - 6,9 миллиона тонн.
     За период того конфликта военные дорожники силами и средствами дорожно-комендантской бригады организовали эксплуатационное содержание дороги Хайратон - Пули-Хумри - Кабул, перевала Саланг...
     - Слышал, что и вам пришлось выполнять воинский долг в «горячих точках»...
     - Могу, исходя из личного опыта, сказать, что в период контртеррористической операции в Чеченской Республике автомобилисты-дорожники трудились с полной отдачей сил. С использованием конструкций среднего автодорожного разборного моста - САРМ там было восстановлено немало мостов. Например, наибольшую сложность представлял процесс восстановления моста через Терек в районе населенного пункта Червленая из-за разрушения речной опоры. Он был сооружен в однопутном варианте по старой оси за семь суток. Это позволило обеспечить федеральные войска материальными средствами с железнодорожной станции Червленая и сократить маршруты подвоза на 80 километров. Работы успешно выполнили подчиненные полковника Станислава Алексеевича Ронжина.
     Или вспомним вторую чеченскую кампанию 1999 года, когда, в частности, наибольшее значение представлял мост на въезде в Аргунское ущелье «Волчьи ворота» через реку Шаро-Аргун в районе населенного пункта Дуба-Юрт. Восстановление моста было осуществлено личным составом 3-й дкбр под командованием полковника Станислава Алексеевича Ронжина за четверо суток. Мост «оживили» по старой оси двумя пролетами САРМ по 24,6 метра. Это позволило наладить снабжение группировки «Юг», совершавшей рейд в тыл незаконных вооруженных формирований. До восстановления моста снабжение группировки «Юг» осуществлялось авиацией.
     В 2002 году в районе населенного пункта Шатой через реку Аргун был полностью разрушен в результате ливневых дождей капитальный мост. Это нарушило подвоз материальных средств и стройматериалов к расположению наших войск, подразделений МВД в Итум-Калинском районе. Поначалу пришлось задействовать авиацию, вертолеты. Восстановили мост с помощью конструкций САРМ, было налажено регулярное снабжение войск и мирного населения.
     В период контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе в интересах всех силовых структур автомобильным транспортом было перевезено 410 тысяч тонн материальных средств, в том числе боеприпасов - 135 тысяч тонн, ГСМ - 105 тысяч тонн, других грузов - 170 тысяч тонн. И опять же за всеми этими внушительными цифрами - люди с их самоотверженным трудом...
     Добрым словом хочется упомянуть занимавшего в то время пост заместителя командующего по тылу СКВО генерал-лейтенанта Валерия Михайловича Московченко. Скольким людям он помог, передал свой опыт, знания, поддержал в трудную минуту.
     На совесть выполняли свой воинский долг в этой «горячей точке» и многие другие офицеры-дорожники. В их числе полковник Александр Викторович Букреев, подполковник Алексей Алексеевич Зайцев...
     - Знаю, что автомобилисты-дорожники отличились и за тысячи километров от Родины - в Ливане...
     - Тот же подполковник Алексей Алексеевич Зайцев выполнял поставленные перед ним задачи и в далеком Ливане. Побывали там и многие другие офицеры. В их числе В.Е. Калугин, Н.Н. Фещенко, С.М. Исаев, С.В. Гавриленко, С.А. Савельев, А.В. Точеный, В.А. Морозов.
     На основании соответствующего указа Президента Российской Федерации и распоряжений Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в сентябре 2006 года по временному штату был сформирован 100-й отдельный мостовой батальон. Военнослужащие этого подразделения в короткие сроки и при высоком качестве восстановили в Ливанской Республике девять разрушенных мостов (вместо шести по плану) общей протяженностью более 500 метров.
     В их числе мост Эд-Дамур через реку Нахр-Эд-Дамур в районе населенного пункта Эль-Катеа, с открытием которого возобновилось движение с побережья Средиземного моря в долину Бекаа. При его восстановлении монтаж производился по старой оси с таким расчетом, чтобы в дальнейшем имелась возможность полного воссоздания исторического облика сооружения, являющегося архитектурным памятником мостостроения. На этом объекте отличились подчиненные офицера А.А. Зайцева. Также полностью восстановили мост через реку Нахр-Эль-Авали в районе населенного пункта Альман. Его длина - 40,2 метра, грузоподъемность - 40 тонн. А вот восстановить мост Хардали через реку Нахр-Эль-Литани оказалось непросто... Он был полностью разрушен. Поврежденные береговые опоры пришлось возводить из армированного цементобетона. Для отсыпки подъезда к объекту потребовалось подвезти 2.500 кубических метров грунта. Длина моста составила 74,5 метра. Все эти мосты и по сей день помогают ливанскому народу в решении хозяйственных задач.
     Свыше трехсот военнослужащих-контрактников батальона на основе двусторонней договоренности между Москвой и Бейрутом вне рамок миротворческой операции ООН с октября по декабрь 2006 года трудились в Ливане. В этой операции воины-автомобилисты еще раз подтвердили свой профессионализм, высокую техническую подготовленность и ответственность за выполнение поставленной задачи.
     Приказом министра обороны Российской Федерации за успешное выполнение задач по оказанию помощи Ливанской Республике Президент Российской Федерации лично поблагодарил командира 100-го отдельного мостового батальона полковника Е.В. Жукова и наградил его памятным подарком. 38 военнослужащих были награждены медалями.
     За высокие показатели в укреплении военного сотрудничества, профессионализм и воинскую доблесть семь военнослужащих были награждены орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За военные заслуги» и медалью Суворова. А Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации стало обладателем Национальной общественной премии «Золотая колесница».
     - Наверное, помощь в восстановлении народного хозяйства приходится оказывать не только за рубежом...
     ...но и на родных просторах. К примеру, в период реконструкции капитального моста на автомобильной дороге федерального значения Москва - Нижний Новгород возникла необходимость в сооружении дополнительного моста на объездной дороге у города Владимир. Личный состав, которым командовал полковник Ю.А. Архипов, за 12 дней с помощью конструкции САРМ возвел через реку Клязьма двухпутный мост длиной 108 метров с высотой опор 4,5 метра от уровня воды под нагрузку 60 тонн. Мост находится в эксплуатации до настоящего времени.
     - Константин Владимирович, какие проблемы приходится решать вашему управлению в условиях реформирования Вооруженных Сил?
     - Как известно, в 1992 году было создано Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦАДУ). В 2009 году был создан Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, куда структурно вошло управление (автомобильно-дорожное), которое и осуществляет руководство автомобильными и дорожными войсками.
     Очевидно, что если раньше одну и ту же задачу решали неизмеримо большим количеством людей, которые нередко дублировали друг друга, допуская порой бюрократические пробуксовки то в нынешних условиях мы стараемся четко распределить обязанности среди должностных лиц и добиваемся даже больших результатов, чем в прежние годы.
     В соединениях, воинских частях и подразделениях автомобильных войск постоянно идет плановая учеба, специалисты совершенствуют свои боевые и профессиональные навыки в ходе учений, тренировок.
     Как показали вооруженные конфликты последних десятилетий, военная автомобильная техника по-прежнему остается основным средством, обеспечивающим подвижность практически всех наземных объектов вооружения, гарантом оперативной маневренности войск.
     Данное утверждение особенно актуально в свете того, что подавляющее большинство - более 95 процентов - наземного подвижного вооружения и военной техники Вооруженных Сил России монтируются на автомобильном шасси. В общей сложности это более полутора тысяч образцов различного назначения.
     Самыми массовыми сегодня являются автомобили многоцелевого назначения. Приспособляемость для монтажа вооружения и военной техники, возможность перевозки личного состава, военно-технического имущества, буксировки артиллерийских систем, прицепов и полуприцепов делают их незаменимыми. По тактико-техническим характеристикам эти образцы находятся на уровне мировых аналогов, а по таким показателям, как проходимость по бездорожью и пересеченной местности, безотказность в сложных полевых и погодных условиях, значительно превосходят их. Это касается, к примеру, автомобилей УАЗ, КамАЗ, «Урал».
     Одновременно с использованием этих «семейств» в войсках решается задача сокращения «многомарочности». То есть подразделения можно комплектовать маркой одной машины грузоподъемностью 4, 6, 10 тонн как для проведения транспортных работ, так и для монтажа всего комплекса вооружения, который находится в воинской части.
     Выгода очевидна. Меньше марок машин - сокращается номенклатура запасных частей, которую необходимо хранить в НЗ, иметь на складах текущего довольствия, а также значительно снижается количество специализированных ремонтных подразделений. Как следствие, отпадает необходимость в подготовке широкопрофильных водителей, а обучение их строится уже по одной методике, а значит, более квалифицированно и с наименьшими затратами.
     Или такое новшество: так называемые кузова-контейнеры, использование которых обеспечивает значительную экономию материальных и людских ресурсов, основной объем работ по хранению соответствующих агрегатов (до 80 процентов) приходится на обслуживание шасси. Также ведутся работы по созданию новых образцов машин технической помощи, эвакотягачей и эвакотранспортеров...
     - Очевидно, что все проблемы и задачи, стоящие перед вашим управлением, вряд ли удастся обсудить в короткой беседе... И все-таки, что же главное в вашем нелегком деле?
     - Главное - это наши люди! В числе тех, кто своим кропотливым трудом укрепляет обороноспособность Родины, хочется назвать высококлассных специалистов - мастеров своего дела Леонида Николаевича Хоминича, Вячеслава Михайловича Замотаева, Игоря Николаевича Ланника, Алексея Михайловича Лосева, Василия Алексеевича Монахова, Виталия Петровича Антонюка, Алексея Алексеевича Зайцева, Алексея Викторовича Букреева, Романа Александровича Доровского, Михаила Петровича Зикия, Игоря Александровича Егорова, кандидата наук, доцента Виктора Николаевича Железкова... Да разве всех можно перечислить!..


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex