на главную страницу

9 Июня 2010 года

Неизведанное

Среда

Россия и Антарктида

Сергей КОВАЛЕВ.



Полярные области, как и Мировой океан, таят в себе немало тайн. Не случайно они приковывают к себе внимание уже не одного поколения исследователей и писателей. Среди них - заместитель главного редактора журнала «Морской сборник» капитан 1 ранга запаса Сергей Ковалев. Недавно «Красная звезда» опубликовала отрывки из его книги «Свастика над Таймыром». Сегодня мы представляем фрагменты его работы об Антарктиде. В книжном варианте они вошли в «Загадки Шестого континента».

     
Кто спас «Мирный»?


     Название «Антарктика» можно перевести с греческого, как область, расположенная против Арктики или лежащая против севера. Антарктидой первоначально называли один из берегов южного материка - Землю Эндерби. Позднее это название было перенесено на весь материк. В 1773 году знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук отправился в океан из Новой Зеландии и приложил огромные усилия, чтобы найти эти южные земли. По итогам плавания он заявил, что «за четырехлетнее плавание в южных водах так и не смог отыскать здесь южный материк. Значит, Антарктиды либо вовсе не существует, либо достичь ее невозможно».
     Но русские моряки доказали, что Кук ошибся. Это открытие, как одна из славных страниц в истории русской географической науки, состоялось 16 января 1820 года. В этот день к берегам будущей Земли принцессы Марты (получила это имя только в 1930 году) пришли русские шлюпы: «Восток» под командованием капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием лейтенанта Михаила Лазарева.
     Плавание сопровождалось таинственными случаями, которые сегодня зовутся мистикой. 14 января 1820 года. В тот день, после описания острова Петра Первого, русские корабли продолжили свой путь на восток. Неожиданно марсовый матрос на шлюпе «Мирный» увидел прямо по курсу льдину, которая быстро всплыла в непосредственной близости от форштевня корабля. Самым удивительным здесь было то, что поблизости не было ни одного айсберга, а морская поверхность была гладка, как зеркало. Согласно записи в журнале шлюпа «Восток», лишь огромная выдержка и хладнокровие лейтенанта Лазарева и опытность его матросов спасли российский шлюп от неминуемой гибели.
     По странному стечению обстоятельств именно с «Мирным» произошло и новое происшествие, о котором морская легенда гласит следующим образом. Во время сильнейшего снежного шторма от бешеных ударов волн корпус «Мирного» дал течь. Экипаж уже не успевал откачивать забортную воду. Как только шторм чуть-чуть стих, командиру русского отряда пришлось принимать нелегкое решение: экипаж «Мирного» пересадить на борт флагманского шлюпа, а корабль бросить на волю волн.
     Внезапно, к удивлению моряков аварийного корабля, постепенно перешедшему в мистический ужас, справа и слева от «Мирного» выросли два столба бело-синеватого цвета. Затем подобные столбы заняли треть горизонта и как бы разделили оба русских корабля. И словно по волшебству командиру «Мирного» лейтенанту Лазареву сообщили, что течь сама по себе прекратилась! И он тут же по телеграфу доложил на «Восток», что покидать корабль уже нет необходимости. И оба шлюпа продолжили плавание.
     Верна ли эта легенда? Или же это простой вымысел? Сегодня установить трудно: в воспоминаниях Ф. Беллинсгаузена, названных «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света в 1819, 1820 и 1821 годах» о таком событии упоминается весьма скудно. Но ведь «дыма без огня не бывает»?
     Возвращаясь из антарктических вод, русские моряки посетили остров Маккуори, который находится между Новой Зеландией и Антарктикой. Впервые об острове Маккуори Беллинсгаузен услышал уже во время антарктического плавания, когда находился в австралийском порту Порт-Жаксон (ныне Сидней). Капитан порта Пайпер в беседе сообщил, что десятью годами раньше на острове Маккуори австралийский зверобой Фред Хассельборо видел останки разбитого судна очень древней постройки, но из-за непогоды не смог его внимательно осмотреть.
     Русские моряки высадились на этот остров, находящийся в южной части Тасмановой котловины, чтобы запастись здесь пресной водой, мясом морских слонов и, как лекарством от цинги, кергеленской капустой. Здесь они встретили большую группу австралийских промышленников, которые показали, где лежат обломки древнего корабля. Нетронутые морским червем останки судна, сильно занесенные песком, отдаленно напоминали древний финикийский корабль или драккар (иногда его называли кнорре) викингов. Может, это один из кораблей, который по приказу фараона Нехо в VI веке до н.э. обогнул Африку и пошел на поиски древнего Китая? А может, действительно драккар, на котором воины Лейфа Эрикссона отыскали воспетую в сагах страну «Хеллюланд» («Страну плоских камней»)?
     
Под красным флагом

     Первые советские научные станции в Антарктиде были созданы в 1955 году нашими полярниками во время Международного геофизического года. Тогда в Антарктиду для выполнения научных работ прибыла Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР, состоявшая из нескольких научных отрядов. Полярники присвоили первым антарктическим станциям имена кораблей Фаддея Беллинсгаузена, а третьей - «Советская». Советские полярники имели авиационный отряд: один самолет Ил-12, два самолета Ли-2, один легкий самолет Ан-2 и два вертолета Ми-4.
     Все советские станции были созданы в секторе, отведенном нам Специальным комитетом Международного геофизического года. На первую зимовку в «Мирном» остались 92 полярника во главе с Михаилом Сомовым. Уже эта зимовка показала, что те, кто проектировал будущие жилые и складские сооружения для полярников, допустили серьезную ошибку. Они делали расчет на то, что в Антарктиде осадки выпадают только в виде снега, и не учли что бывает и дождь. Дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающий потолок. Только после этого были сооружены дома с двускатными крышами.
     Тогда же была построена первая внутриматериковая станция на высокогорном антарктическом плато - станция «Пионерская». Для ее создания были использованы помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолетом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жилье от ветра. Между сдвинутыми санями образовалось пространство, которое было быстро превращено в соединительный тамбур, с помощью которого можно было легко попасть в любое помещение станции.
     В середине 1970-х годов в Антарктиде действовало свыше двух десятков научных станций, шесть из них принадлежали Советскому Союзу. Пять советских станций находились на побережье антарктических морей («Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузена») и одна - в центральной части материка, в районе геомагнитного полюса, в 1.410 километрах от «Мирного» («Восток»).
     До середины 1970-х годов к Шестому материку почти каждый год ходили дизель-электроходы «Лена», «Наварин», «Обь». Приходили сюда и белые комфортабельные теплоходы «Кооперация», «Михаил Калинин», «Эстония», «Надежда Крупская». Горючее доставляли нефтеналивные суда. Использовались и экспедиционные корабли - плавучие лаборатории «Профессор Визе» и «Профессор Зубов». С 1960 по 1990 год СССР провел более 20 экспедиций по исследованию Антарктиды, постоянно сохраняя здесь около десяти постоянно действующих полярных станций.
     
По следам «Вальгаллы»

     2 декабря 1982 года, менее чем через полгода после окончания англо-аргентинской войны, из Севастополя под общим командованием контр-адмирала Льва Митина вышел отряд из двух океанографических исследовательских судов - «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен». Основной целью экспедиции было определено проведение широкого комплекса гидрографических и океанографических исследований в малоизученных районах Антарктики, повторяя при этом в основном маршрут шлюпов «Восток» и «Мирный». Перед походом оба океанографа были специально дооборудованы на Севастопольском судоремонтном заводе. Здесь же на суда были установлены автономный пункт приема спутниковой метеоинформации и усовершенствован вертолетный комплекс.
     21 января 1983 года, как и шлюпы Беллинсгаузена, на 50-й южной широте советские суда разделились. «Адмирал Владимирский» поблизости от антарктических берегов направился на восток для выполнения представительских задач. Его экипаж посетил антарктические станции «Молодежная» и «Мирный».
     А вот чем в эти дни занимался флагман антарктической экспедиции «Фаддей Беллинсгаузен», точно неизвестно. Только благодаря дневнику экспедиции, который был опубликован в нескольких номерах журнала «Морской сборник», удалось установить, что почти 10 суток он шел самостоятельно мористее «Адмирала Владимирского». Потом оба судна встретились и повторно расстались уже в феврале перед заходом в Новую Зеландию.
     За 4 года до этого где-то в тех районах, по утверждениям некоторых авторов, исчезла группа советских исследователей, которые вели в антарктических водах какие-то поиски. Предполагают даже, что речь могла идти об обнаружении затонувшего нацистского авианосца и так называемой «Вальгаллы» (Walhall) - тайной базы для немецких субмарин, предположительно созданной в районе Новой Швабии - части Земли Королевы Мод.
     
Эсминцы-«призраки»

     История исследования Антарктиды хранит и немало других тайн. Например, среди исследователей не утихают споры относительно эсминцев проекта 45 бис. Впервые о них заговорили в 1996 году. Речь шла о трех эскадренных миноносцах: «Важный», «Внушительный» и «Высокий». Они были построены в Комсомольске-на-Амуре в 1945 году. Во время поиска в различных архивах была найдена лишь информация об их закладке на Дальневосточном заводе № 199, о дальнейшей достройке на Дальневосточном заводе № 202 и о вступлении в строй ТОФ в январе-июне 1945 года. Известно и об их кратких визитах в китайские порты Циндао и Чифу в декабре 1945 года.
     Но при этом ни один советский или российский исследователь флотской истории не сумел найти в наших архивах не только их фотографий, чертежей или схем, но даже актов об их списании из состава флота.
     Между тем по отрывочным данным (нуждающимся в безусловной проверке) удалось выяснить, что в феврале 1946 года на Дальзаводе имени К.Е. Ворошилова (завод № 202) на всех трех новых эсминцах были действительно проведены работы по переоборудованию согласно проекту 45 бис - усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. Кроме того, на эсминце «Высокий» для повышения устойчивости корабля были переделаны килевые конструкции, а эсминец «Внушительный» был вооружен ракетным комплексом.
     Еще есть сведения, что в июне 1946 года все три эсминца проходили межпоходовый ремонт в аргентинской военно-морской базе Риу-Гранди или Рио-Гальегос. Затем один из эсминцев в сопровождении подводной лодки якобы даже видели у берегов французского острова Кергелен. Но эта информация столь же призрачна, как и собственно советские эсминцы проекта 45 бис.
     Конечно, дальний океанский поход для отряда советских эсминцев - это реально даже в первый послевоенный год. Правда, ни один здравомыслящий командующий флотом не отправил бы в океан свои корабли, если бы на маршруте перехода не было бы советской маневренной базы или опорного пункта. А таковых в Индийском океане у нас тогда еще не было...
     Впервые о создании эсминца проекта 45 бис заговорили в середине 1930-х годов, когда советская промышленность уже могла реально приступить к строительству кораблей для замены эсминцев типа «Новик». В эти годы параллельно с проектированием и постройкой первых советских лидеров эсминцев проекта 1 (типа «Ленинград») и 38 бис (типа «Орджоникидзе», с сентября 1940 года - «Баку») руководство управления ВМФ и судостроительной промышленности работали над выбором типа нового серийного эсминца для массовой постройки. Тогда выбор был остановлен на эскадренных миноносцах проекта 7, спроектированных Владимиром Никитиным.
     Однако был предложен еще один тип эскадренных миноносцев - проекта 45. Этот корабль был создан под руководством директора Центрального конструкторского бюро судостроения (ЦКБС-1) Валериана Бжезинского, который, будучи в командировке в Германии, обратил внимание на постройку там миноносцев с высоконапорными прямоточными котлами систем Вагнера и Бенсона, применение которых, как тогда представлялось, обещало значительное повышение удельной мощности машинно-котельной установки. А следовательно - и скорости.
     Дело в том, что в Советском Союзе над проектированием котлотурбин с высокими параметрами пара уже работал профессор Лев Рамзин, в 1930 году осужденный на процессе Промпартии, но затем выпущенный на свободу. Идея такой установки состояла в том, чтобы на серийных эсминцах проекта 7 можно было получить высокую мощность для достижения скорости хода более 40 узлов. Техническое осуществление этой идеи заключалось в использовании высоких параметров пара и прямоточных котлов. Последние по принципу действия и конструкции обладали рядом преимуществ перед обычными водотрубными котлами. Они имели существенно меньшие массогабаритные характеристики и были более просты в изготовлении.
     Вернувшись из Германии, для увеличения скорости хода будущих эсминцев Бжезинский предложил сделать их корпуса почти полностью сварными и установить на них котлы Рамзина. Экспериментальный эсминец проекта 45, получивший название «Серго Орджоникидзе», был заложен на Северной верфи Ленинграда в 1935 году. По своим техническим характеристикам и водоизмещению он был близок к эсминцам проекта 7. При этом в выборе образования его носовой части был сориентирован на японский эсминец «Фубуки», имевший «хищную» изогнутую форму форштевня с развалом бортов, значительно облегчавших движение в ледовых условиях. За счет снижения массогабаритных характеристик экспериментального корабля в дополнение к двум спроектированным легким закрытым двухорудийным 130-мм орудийным башням Б-13 у него на корме была установлена вторая орудийная башня Б-13.
     По дальности плавания на экономичном ходу заложенный эсминец должен был значительно превосходить своих предшественников. Новый советский эсминец был спущен на воду раньше первых эсминцев проекта 7. Однако испытания экспериментального корабля, намеченные на 1936 год, были задержаны. Сначала из-за того, что Северная верфь оказалась не готова к изготовлению надежной системы автоматического регулирования прямоточных котлов. Затем выяснилось, что опаздывает и изготовление двухорудийных 130-мм башен, которые впервые в советском кораблестроении Бжезинский решил установить на новом эсминце.
     А потом произошел настоящий разгром ЦКБС-1 и арест самого конструктора. Закономерный итог ареста: экспериментальный эсминец проекта 45, получивший к этому времени название «Опытный», только осенью 1940 года вышел на ходовые испытания. Через год он принял участие в обороне Ленинграда как плавучая батарея. А после войны корабль был списан и отправлен на слом. И хотя в официальных документах «Серго Орджоникидзе» (он же - «Опытный») считается единственным эсминцем проекта 45, он успел передать много новаций уже серийным послевоенным собратьям проекта 30, которые пришли на смену хорошо повоевавшим эсминцам проекта 7 и 7 У.
     Во время работы над книгой удалось найти упоминание, что в середине 1950 годов один «призрачный» эсминец «Важный» входил в состав советского Тихоокеанского флота. Он состоял в крейсерской дивизии, флагманом которой был легкий крейсер «Александр Суворов» и корабли которой базировались на остров Русский. Бывшие моряки тихоокеанцы, служившие на эсминцах-»призраках», отзовитесь!
     В Антарктиде активность проявляли и другие страны. Среди них - Германия. Наиболее загадочен в немецких исследованиях период Третьего рейха.


     (Продолжение следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex