на главную страницу

9 Июня 2010 года

Гипотезы

Среда

Наследники Аттилы

Борис ЕВСТИГНЕЕВ.



     
«Рожденный от змея»


     Во времена Светогора в его войске служили булгары, анты, русы. Известно и имя одного из его воевод - Будим (позднее превратилось в Вадима). Это имя он получил по названию сакланского города, в котором родился. Службу он начинал у отца Светогора князя Черного, а в 816 году стал старшим воеводой на землях нынешних белорусов и великороссов. Его наместничество называли Белой Русью. При Будиме, утверждают булгарские летописи, были восстановлены разрушенные Новгород и Ладога. Сыном этого воеводы был известный по русским летописям Дир.
     Середина IX века отмечена новыми войнами, инициаторами которых зачастую выступал Хазарский каганат, правители которого предпочитали богатеть за счет соседних народов. Там тогда имел решающее слово бек Ильяс, организовавший в 858 году убийство кагана Манаса, противящегося новым походам. На трон посадили его сына Исхака, более послушного знати. Он был хромым от рождения, булгары поэтому прозвали его Аксак Тимер.
     В то время во главе Русколани и объединенных с ней территорий булгарских княжеств и Киевской Руси встал старший сын Светогора. Он, утверждает булгарская летопись, принял ислам и получил исламское имя Габдулла Джилки (правил в 855 - 882 гг.). Из-за смены веры он вошел в конфликт со своим «языческим» окружением и младшим братом Лачыном, имя которого значило «сын, рожденный от змея» (в русских преданиях от «огненного змея» был рожден князь Волх Всеславьевич, или Вольга Святославич).
     В 860 году Габдулла под давлением знати ушел в Волжскую Булгарию, где ислам уже пустил глубокие корни, и занял царский трон. Согласно булгарским летописям у него были сыновья Игорь-бат (в русских летописях - Игорь Старый), Алмыш и Мардан. После ухода старшего брата на Волгу Лачын занял престол Русколани и, чтобы не воевать с хазарами, женился на сестре кагана Исхака.
     
Дир и Аскольд

     Хазары воспользовались междоусобицей между сыновьями Светогора и напали на Габдуллу, который вынужден был отступить. Затем они осадили Киев. Обороной крепости руководил воевода Дир. Бек Ильяс пообещал осажденным, что в случае сдачи города киевские земли получат статус княжества, свободного от Саклани (Русколани), а Дир станет его правителем.
     При посредничестве Лачына, желавшего ослабить власть старшего брата, варяга Аскольда, находившегося на службе у хазар, был заключен мирный договор. Дир получил титул князя, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Аскольда. Город Киев - центр нового княжества - обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войском. Так перестало существовать единство Киевской Руси, Русколани и Булгара - единой державы Саклани, созданной Светогором. Киевской Русью стал править Дир, Русколанью - Лачин, Булгаром - Габдулла. Оговоримся, так представлена история IX века в якобы сохранившихся булгарских летописях.
     Бек Ильяс в 860 году приказал Диру и Аскольду произвести нападение на северные земли Византии. Однако киевское войско потерпело поражение. Дир все более тяготился хазарской властью и решил принять христианскую веру, чтобы заручиться поддержкой византийского императора. Христианство к тому времени уже распространялось на землях в районе Киева. Черноморские булгары, которых хан Аспарух привел на Балканы, крестились в 861-862 годах.
     Подтверждение многих фактов, приводимых в булгарских источниках, мы встречаем в Никоновской летописи и «Велесовой книге» (хотя последнюю и не признают представители академической науки). В летописях, в частности, имеется сообщение о нападении русов Аскольда и Дира на Константинополь в 860 году и о последующем крещении одного из русов.
     В 863 году в Киеве началось восстание, сопровождавшееся погромом хазарского квартала. В наведении порядка в Киеве участвовал сам бек Ильяс с 75-тысячным войском, а киевлянам против хазар помогали волжские булгары. В ходе этой войны был убит сын Аскольда Тур. В бою его опрокинул ударом копья антский вождь Нанкай, и Тур погиб под копытами коней. В летописях это событие нашло отражение: сообщается, что сын Аскольда в 864 году погиб «от булгар».
     В 870 году Аскольд убивает Дира и его старшего сына. Каган Хазарии дарует ему титул князя и власть над Киевскими землями.
     В этом же году Лачын, не имея детей от хазарки, вторично женится - на этот раз на венгерке. А в 880 году хазарский каган Исхак женился на дочери Алмыша (сына булгарского правителя Габдуллы). Булгарские летописи называют имена сыновей Алмыша: Газан, Арбат, Михаил, Арслан, Яков и Мал. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Алмыш и его сын Арбат в русской истории фигурируют, возможно, как венгры (угры) Альмуш и Арпад, предводители союза венгерских племен.
     
Игорь Старый
     и Вещий Олег

     В 882 году скончался правитель Волжской Булгарии Габдулла. Княжеский престол занял его сын Игорь-Бат (Игорь Старый). Он правил по 895 год. Его двоюродного брата, сына Лачына, тоже звали Игорем. Поэтому со временем, по мере утраты древних летописей и угасания исторической памяти народов, возникла путаница в отражении событий IX - X веков. Нередко происходило отождествление двух Игорей.
     Игорь Старый и его потомки унаследовали необыкновенную физическую силу своего предка Светогора. В булгарских летописях также утверждается, что потомок Игоря Старого богатырь Челубей - участник Куликовской битвы со стороны Мамая.
     Летопись «Гази-Барадж» сообщает также о непрекращающейся борьбе за Киев. В 882 году на город двинулся из Новгорода сын Рюрика - Салабхи (в русских летописях он фигурирует, видимо, как Вещий Олег). К нему присоединились со своими дружинами черемыс (мариец) Алабуга и старший сын Габдуллы Алмыш.
     Наша справка. Салабхи у булгар означало «скользящий прозрачный дух». У славян этих существ называли «Леги» - от слова «легкие» (греки этих сущностей называли ангелами). Отсюда и имя - Олег, т.е. близкий к Легу.
     Алмыш пошел в Белую Вежу - город-крепость, расположенную где-то на левом берегу реки Дон (ныне она на дне Цимлянского водохранилища), и сместил с престола Русколани своего дядю Лачына. В качестве компенсации он пообещал родственнику предоставить его малолетнему сыну Угыру (Игорю) престол Киевского княжества. Его и должны были освободить от Аскольда объединенные силы Вещего Олега, Алабуги и Алмыша.
     Взятие Киева прошло относительно бескровно. Киевские бояре согласились принять на княжение малолетнего Игоря при соправлении Вещего Олега. Когда князь Аскольд и его сын Булат отказались покинуть город, их силой привели к Вещему Олегу. Аскольд, если верить летописям, обнажил меч и набросился на него. Но сын Дира, убитого ранее Аскольдом, Джун (имел прозвище Бата), был начеку и поразил князя ударом копья, отомстив за смерть отца. Поспешивший на помощь отцу Булат тоже был убит.
     В булгарских летописях мотивы похода Вещего Олега на Киев изложены более обоснованно, чем описания этого похода в «Повести временных лет» (ПВЛ). Заметим, что легенда о призвании трех братьев на Русь (Рюрик, Синеус и Трувор) и о Рюрике как «родоначальнике» рода русских князей приводится только в ПВЛ. Ни одна другая летопись не называет Рюрика (Эрика) основателем правившего на Руси почти до VII века княжеского рода (Рюриковичи). Примечательно и то, что «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона» и «Память и похвала князю русскому Володимиру» возводят начало династии русских князей к Игорю Старому.
     Главное противоречие между ПВЛ и летописью «Гази-Барадж» - в описании событий 882 года. Олег в ПВЛ назван родичем Рюрика, а Олег в булгарской летописи - сыном.
     Князь Игорь, согласно ПВЛ, - сын Рюрика. По данным «Гази-Барадж», он - сын Лачына, князя Русколани. И это сообщение особенно важно. Оно - свидетельство тому, что киевский князь Игорь принадлежит к древнему славянскому роду Светогора (Лачын, как и Габдулла, напомним, являлись сыновьями Светогора).
     Надо отметить, что в те времена войны на просторах Евразии зачастую носили характер столкновений на религиозной почве. На территории, где население традиционно придерживалось древних верований предков (позднее их стали называть язычеством), стали проникать новые религии: ислам - от аравийских арабов, иудаизм - из Палестины, христианство - из Византии. Кто-то из правителей придерживался старой веры, кто-то принял новую. С духовным влиянием неизбежно приходило и политическое...
     
Князь Игорь и Ольга

     В 895 году Игорь Старый передал престол Волжской Булгарии своему брату Алмышу. В Киеве же после смерти Вещего Олега в 912 году Игорь (сын Лачына) стал единовластным правителем и женился на Ольге. Согласно булгарским летописям она до этого побывала замужем за сыном Аскольда Худом (Анатышем), затем за Олегом, а овдовев, стала женой Игоря.
     В 922 году Алмыш вводит у себя в княжестве ислам в качестве государственной религии и на средней Волге возникает мусульманское государство. В 925 году он случайно гибнет от нападения медведя. На троне оказывается его сын Газан (в летописях его называют также Хасаном или Казаном).
     Годом раньше умер брат Алмыша Мардан. Его сын Хаддад, воспользовавшись смертью дяди, попытался побороться за власть в Булгаре с двоюродным братом Газаном, но потерпел поражение. Пришлось Хаддаду уйти к батышцам (вятичам), и они избрали его своим князем. С тех пор он стал называть себя Качкыном (от него и пошел род бояр Кучко, владевших Москвой).
     Он и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси как представители царственного рода Аттилы. Это давало им право претендовать на престол. Поэтому и те и другие не жалели усилий для искоренения этой ветви древней династии. Долгое время труднодоступность Батыша (Вятской земли) спасала Качкынов. В 964 году князь Святослав отнял у них Муром, а в 1088 году потомки Хаддада потеряли Кисанскую (Рязанскую) область. Наконец, в 1112 году Владимир Мономах (у булгар его называли Булымером-Караком) штурмом взял Хорысдан (Путивль).
     У Качкынов оставалась лишь небольшая область Кортджака (земли вокруг нынешней Москвы). В 1088 году Ахад Мосха поставил там крепость Мосха. Потомок Хаддада Кучак известен по русским летописям как Кучко Степан Иванович. Он повздорил с ростовско-суздальским князем Юрием Долгоруким. Князь приказал убить боярина, а его земли по реке Москве сделал своими. Дочь Кучко Улиту (у булгар ее называли Байгюлби) насильно выдали замуж за сына Андрея, позднее получившего прозвище Боголюбский.
     Наша справка. Кучко Степан Иванович - суздальский боярин в княжение Юрия Долгорукого. Владел многими селами и деревнями, в том числе селением на реке Москве, называвшимся Кучковым. На месте Кучкова была основана Москва. Великий князь Андрей Боголюбский казнил сына Степана Кучко Петра. В 1176 году брат Андрея Боголюбского князь Михалко Юрьевич казнил другого сына Кучко - Иоакима за участие в убийстве великого князя. В старину на Руси существовала пословица: «Отлились Андрюше Кучкины слезы». Имелось в виду, что князь Андрей Боголюбский был убит при участии Улиты Кучко из-за ненависти к его отцу Юрию Долгорукому, убившему ее отца Степана и изнасиловавшему ее мать. Род бояр Кучко был вырезан в XII-XIII веках.
     В начале 940-х годов в Киеве Ольга родила Игорю сына. У него было два имени - славянское и булгарское. В булгарских летописях его именуют Борисом, в русских - Святославом. Борис у булгар - барс, являвшийся их священным тотемом. Анты же (нынешние украинцы) звали его Святославом.
     
Воевода Мал

     В 944 году каганом в Хазарии стал Узбек. Живший в Итиле сын Алмыша по имени Мал, опасаясь за свою жизнь, бежал со своей женой-хазаркой в Кара-Булгар (так в булгарских летописях называлась древлянская земля). Там его поднимают на княжеский престол. В Кара-Булгаре тогда было немало городов - Путивль, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы.
     По устоявшимся традиционным понятиям древлянская земля находилась восточнее Киева в бассейне реки Припять. Но из булгарских летописей следует, что земля князя Мала располагалась несколько в другом месте - в летописях перечислены города, среди которых опознаются Курск, Харьков, Салтов.
     В 945 году у князя Игоря с Малом вышел конфликт. Причиной, судя по летописям, стала жадность князя, попытавшегося в третий раз собрать дань с древлян. Те, разумеется, сочли, что это слишком... Игоря взяли в плен. Одна из жен Мала (многоженство среди правителей в то время было нормой) велела разорвать князя на куски и развесить их на дереве. Так на Руси казнили, согласно сообщениям арабских путешественников, только прелюбодеев. Основания для такой жестокости, вероятно, были. Раньше она была одной из жен Игоря и сбежала к Малу, не выдержав происков соперницы - княгини Ольги.
     Овдовевшая Ольга двинулась на Путивль с войском из новгородцев, так как анты отказались воевать с древлянами. На этот раз в плен попал Мал, но его пощадили. Более того, Ольга сделала его своим воеводой. Дети Мала - Добрыня (в булгарской летописи - Диу-Барын), Тагай и дочь Малка - также сделали карьеру при дворе киевской княгини. Добрыня стал первым русским «бояром», который помогал крестить Русь. Он командовал войсками у князя Владимира. Малка сошлась со Святославом и родила ему сына Владимира - того самого, у которого ее брат был воеводой.
     Святослав в отличие от матери так и не принял христианскую веру. Булгарская летопись дает этому такое объяснение. В детстве он сильно болел. Некий Отчы-Субаш взялся исцелить мальчика, которого до этого безуспешно лечили киевские и румские (византийские) врачи. Но условием поставил непринятие будущим князем христианства.
     Святослав был женат на венгерской княжне Предславе, от брака с которой оставил сыновей Ярополка и Олега. Кроме того, он имел уже упомянутого незаконнорожденного сына Владимира, который после смерти отца сумел захватить княжеский престол.
     Наша справка. Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ, 960-1015), великий князь Киевский, при котором произошло крещение Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также в русских былинах как Владимир Красное Солнышко.
     Когда не стало Владимира, на Руси началась очередная междоусобица - воевали за главенство сыновья великого князя. Их было у него от разных жен более десятка. Мстислав, сидевший в Тмутаракани и пользовавшийся поддержкой Византии, поначалу одержал верх. По его распоряжению побежденный Ярослав вероломно умертвил одного из их сводных братьев - Глеба, рожденного от «болгарыни» Бозок (внука царя Булгара), а слуги самого Мстислава зарезали другого сына Бозок - Бориса как главного претендента на отцовский престол. Примечательно, что об участии Святополка в убийствах в булгарских летописях ничего не говорится.
     Мстислав, князь тмутараканский и черниговский, погиб на охоте в 1036 году, и Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества. При крещении он принял имя Георгий (тогда это имя звучало как Гюрьга). В традиционную историю он вошел как Ярослав Мудрый...
     Дальнейшая история средневековой Руси более или менее известна по отечественным летописям, которые сохранились, к сожалению, только в поздних списках, пройдя неоднократные «корректировки» в зависимости от взглядов того или иного великого князя на своих предшественников.

     

     Вещий Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex